Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Герои Июня. Михаил Жуков

Говоря о героях первых дней Великой Отечественной войны, невозможно обойти вниманием ещё одно имя. Это Михаил Петрович Жуков (1917 - 1943) - младший лейтенант, лётчик 158-го истребительного авиаполка, участник боёв в небе над Псковщиной.





Герой Советского Союза Михаил Жуков



Михаил Жуков появился на свет в деревне Ружбово Вологодской области 10 ноября 1917 года, в русской крестьянской семье. В 1930 году он окончил начальную сельскую школу в селе Покров, в 1933 году - профтехшколу. Окончил с отличием. В качестве премии за отличнгую учёбу ему подарили весь изготовленный им за время практики инструмент. В 1934 году молодой рабочий отправляется в Ленинград, в школу строителей "нового ученичества". Однако уже в сентябре того же года мы видим Михаила Жукова на Ярославском шинном заводе в качестве слесаря. Параллельно с работой он учится в ФЗУ. Видимо, семья остро нуждалась, и молодому человеку пришлось "грызть гранит науки" пополам с  трудовыми буднями, добывая себе хлеб насущный. Одновременно можно сказать о том, что у молодого человека, судя по всему, ещё не было чётких планов на будущее. Он пробовал себя в различных профессиях, пытаясь понять, в чём же, собственно, его призвание.

В 1936 году всё изменила комсомольская путёвка, направившая "ровесника революции" (а Михаил Жуков появился на свет спустя ровно три дня после большевистского переворота) на учёбу в аэроклуб. С тех пор его жизнь была связана с авиацией.

В 1938 году молодого человека призвали в армию и направили в Сталинградское военное авиационное училище. Там Михаил Жуков освоил самолёты Р-5, УТИ-4, И-16 и окончил училище в октябре 1940 года вместе с другим будущим Героем Советского Союза - Степаном Здоровцевым. Вместе они получили и назначение после училища - в 158-й истребительный авиаполк.

Часто приходится читать про того или иного героя Великой Отечественной - на фронте с первых дней войны. Михаил Жуков был на фронте не с первых дней, а с первых минут. Свой первый боевой вылет младший лейтенант Жуков совершил в 11 часов утра 22 июня 1941 года - ещё до официального объявления войны Германией.

А свою звёздочку Героя Советского Союза Михаил Жуков завоевал 29 июня того же рокового для нашей страны года. В тот день он был назначен дежурным по аэродрому. В 5.40 утра аэродром атаковали вражеские бомбардировщики - 12 самолётов "юнкерс Ju-88". Младший лейтенант поднял тревогу. На врага устремилась восьмёрка советских истребителей И-16. Тех самых морально устаревших И-16, которые просто не успели ещё снять с вооружения. Истребителей, скоростные характеристики которых не превосходили аналогичные характеристики немецких бомбардировщиков (!!!). Командовал звеном лейтенант Виктор Иозица. В числе прочих поднялся в воздух и Михаил Жуков.


Немецкий бомбардировщик "юнкерс Ju-88" был довольно опасной боевой машиной.
Помимо бомбовой нагрузки он нёс на борту от 3-х до 6-ти пулемётов.



И вот что удивительно: несмотря на то, что советские истребители были морально устаревшими и сражались в меньшинстве, немцы принялись в беспорядке сбрасывать бомбы, а затем попытались отступить! Таков, видимо, был напор русских лётчиков, столь энергично они атаковали строй вражеских машин. И только один бомбардировщик, видимо, пилотируемый наиболее смелым немцем (или наиболее оголтелым нацистом, слишком презиравшим русских "унтерменшей"), попытался прорваться, чтобы всё-таки выполнить задание и сбросить бомбы на аэродром. Жуков погнался за ним. Немцы заметили советский истребитель и попытались отстреляться, используя своё преимущество в огневой мощи.Ответной очередью Жуков сразил немецкого стрелка-радиста. Второй очередью - поджёг самолёт. Бомбардировщик задымил и стал снижаться. Оставалось его добить. Жуков снова нажал на гашетку - но патронов больше не было.

Что было дальше, полагаю, человеку, интересовавшемуся историей Великой Отечественной войны представить себе нетрудно. Оказавшись в аналогичной ситуации, наши лётчики обычно шли на таран. Не стал исключением и Михаил Жуков. Немец попытался уйти, оторвавшись от назойливого истребителя со снижением, но то ли не рассчитал своей высоты и скорости, то ли не справился с управлением на подбитом самолёте. Так или иначе, но "юнкерс" не удержался в воздухе и рухнул в Псковское озеро.

Советское командование по достоинству оценило подвиг Михаила Жукова. 8 июля 1941 года он, вместе с С. Здоровцевым и П. Харитоновым был удостоен звания Героя Советского Союза.


Михаил Жуков рядом со своим самолётом И-16.




В дальнешем лётчик Михаил Жуков участвовал в воздушных боях при обороне блокадного Ленинграда, совершил 286 боевых вылетов, провёл 66 воздушных боёв, в ходе которых уничтожил 9 немецких самолётов лично и 5 - в группе. Доводилось Жукову и сопровождать транспортные самолёты, и прикрывать порты на Ладожском озере, и штурмовать своим истребителем наземные цели. В частности, он принимал участие в разгроме финского десанта на Ладожском озере, удостоившись за этот бой ордена Красного Знамени.

В 1942 году Михаил Жуков освоил американский истребитель Р-40Е (более известный среди русских лётчиков как "киттихаук"). К 1943 году отважный ас был уже старшим лейтенантом и командиром звена в своём родном 158-м истребительном полку. Когда началась операция по прорыву блокады Ленинграда, полку было приказано прикрывать с воздуха наступающие наземные войска. 12 января 1943 года Михаил Жуков вылетел по направлению к посёлку Московская Дубровка, возле которого шли бои. Неожиданно налетели немецкие истребители. Жуков насчитал 9 штук. Впрочем, русские врага не считают - они врага бьют. Этот принцип Жуков усвоил ещё по боям 1941 года. Михаил Петрович вступил в неравное сражение с гитлеровскими асами и в этом сражении погиб - вражеский снаряд попал истребителю Жукова в бензобак. Самолёт взорвался. У пилота спастись шансов не было никаких...


Истребитель Р-40Е "Киттихаук" (точнее, "Киттихок"). Такие самолёты поставлялись в СССР по ленд-лизу.
И именно на таком самолёте погиб М.П. Жуков.



Именем героя названы сегодня улицы в Ярославле и Череповце, в Ярославле установлены два бюста Михаила Жукова. На здании Ярославского аэроклуба, в котором Михаил Петрович когда-то делал свои первые шаги в лётном деле, в его честь установлена мемориальная доска.

В общем, не стоит думать, что в 1941 году наша армия, хоть и встретила врага, не завершив до конца своего перевооружения, была беспомощна перед немецким нашествием. Не всё бежало и не все массово сдавались в плен. Массовый героизм в июне 1941-го тоже был. А русские лётчики на своих морально устаревших деревянных истребителях, вполне могли нагнать страху на видавших виды нацистских стервятников.

____________________________________
О Михаиле Жукове имеется статья на сайте "Герои страны".

Tags: Блокада Ленинграда, В июне 41-го, Великая Отечественная война, История Отечества, Неизвестных героев не бывает
Subscribe

  • Звери! Они не люди!

    В ходе подготовки к генеральному наступлению против Донецкой и Луганской народных республик в украинских войсках тиражируются такие вот листовки.…

  • Ещё раз о Крыме

    Знаете, что самое мерзкое в истории с Крымом? Нет, не то, что Россия "подло" и "вероломно" "ударила в спину"…

  • Кристина Мельникова - о том, за что в Донбассе не любят миссию ОБСЕ

    Известно, что отношение к миссии ОБСЕ, мандат которой продлен еще на один год, у обычных людей на Донбассе крайне негативное. Если к Красному…

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments