Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Игорь Руденко-Миних. Судьба "севастопольского" линкора

Игорь Игоревич Руденко-Миних, атаман казачьей общины города Севастополя, очень много внимания уделяет истории родного города и Крымского полуострова в целом. Хочу предложить Вашему благосклонному вниманию очень любопытную его статью. Помните, наверное, с каким остервенением красная тусовка набросилась на Наталью Владимировну Поклонскую за то, что эта женщина-символ дерзнула выйти на шествие Бессмертного Полка с иконой царя-страстотерпца Николая Второго? Между тем, основы будущей победы над гитлеровским нашествием действительно начали закладываться ещё в царствование последнего русского императора. Только об одном факте, свидетельствующем о роли святого царя в Великой Победе, повествует в своей статье Игорь Игоревич (drakonit). Об истории линкора "Севастополь", вошедшего в строй перед Первой Мировой войной и принявшего активное участие в Обороне Севастополя в годы Великой Отечественной. Читайте - и убедитесь, что присутствие Николая Второго в рядах Бессмертного Полка было вполне уместно, а красные тролли, набросившись на Наталью Владимировну, только лишний раз доказали, что грош цена их демонстративному "патриотизму". Оригинал здесь.






Бывает так, что одна фотография наводит на много вопросов, поисков в интернете и становится началом целой истории, статьи.

Недавно на одном из форумов попалась интересная и ранее не виданная фотография – последнее фото линейного корабля, носившего имя нашего Города – линкора «Севастополь» на разделке на металл в Инкермане. И захотелось вспомнить и поделится историей линкора, которая тесно переплелась с историей города-героя и закончилась к счастью мирно в Севастопольской бухте.

Но начнем по порядку.

Своим рождением линкор «Севастополь» обязан русско-японской войне. Трагические для России морские сражения этой войны показали, что отечественные броненосцы устарели, а их двенадцатидюймовые пушки уже не пробивают новейшую броню.

Поэтому Империя не просто возрождала, но создавала новый флот, способный на равных противостоять океанским державам того времени. Новые линкоры должны были нести созданные российскими оружейниками 305-миллиметровые орудия и иметь сплошное бронирование борта, а не броневой пояс как на старых броненосцах.

Проект «Севастополь» был разработан Балтийским судостроительным заводом в Санкт-Петербурге, под руководством профессора Морской академииИ.Бубнова и при участии талантливого российского математика и судостроителя А.Крылова.

Все четыре серийных корабля были заложены в июне 1909 года на верфях Санкт-Петербурга. На Балтийском заводе строились «Севастополь» и «Петропавловск», а на Адмиралтейском заводе—«Полтава» и «Гангут». Корабли были спущены на воду в июне-сентябре 1911 года, введены в строй в ноябре-декабре 1914 года.





Опыт их проектирования лёг в основу создания русских линкоров Черноморской серии «Императрица Мария». Однако «Севастополю» было суждено пережить более мощных собратьев, пройти две мировых войны, войну гражданскую.

Во времяПервой мировой войны лнкор «Севастополь»входил в состав 1-й бригады линейных кораблей. Базировался на Гельсингфорс. Весной и в начале лета 1915 года «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава» несколько раз выходили в море, для проведения в районе Центральной позиции артиллерийских стрельб и маневров. В августе 1915 прикрывал постановки минных заграждений в Ирбенском проливе.




В трагическом 1917 году экипаж корабля поддержал большевистский мятеж, однако в 1921 году «севастопольцы» вместе с другими балтийскими экипажами подняли Кронштадское антибольшевистское восстание. Линкор вел огонь по большевистским батареям и наступающим войскам до сдачи восставших. Захватившие линкор красные заменили на нем всю команду и переименовали корабль в «Парижскую коммуну».

В 1929 году линкор в составе советской эскадры Галлера вышел в поход от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя. Причем вернутся он должен был уже не на Балтику а на Северный флот – в Мурманск. Однако на пути в Италию линкор сильно потрепало штормами. Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой разрешить идти в Черное море, где произвести основательный ремонт и весной вернуться в Кронштадт. Разрешение было получено, и 18 января 1930 года корабль вошел в Севастопольскую бухту.






После гражданской войны у СССР на Черном море не осталось ни одного линкора. Мощнейшая «Императрица Мария» была взорвана германскими диверсантами в Севастопольской бухте в октябре 1916 года. «Императрицу Екатерину Великую» большевики затопили в Новороссийской бухте в апреле 1918 года. «Император Александр Третий» стал флагманом Белого флота в гражданской войне под именем «Генерал Алексеев» и ушел в Бизерту, где французы разобрали его на металл в 1936 году. А линкор «Император Николай I» советские власти так и не смогли достроить и в 1927 году разобрали на металл в Севастополе.

Поэтому советское руководство включило линкор «Парижская коммуна» в состав Морских сил Черного моря.

На Севастопольском морском заводе корабль, по сути, получил второе рождение. 25 старых паровых котлов были заменены на 12 новых мазутных, установлены новые системы связи и управления стрельбой, изменена носовая часть для уменьшения заливания во время полного хода, установлены 6 зенитных пушек на носовой и кормовой орудийных башнях, сделаны противоторпедные були, удалены подводные торпедные аппараты, увеличена толщина крыш башен до 152 мм, увеличена толщина брони средней палубы до 75 мм, орудия ГК получили более мощные двигатели вертикального наведения, была увеличена высота амбразур башен, соответственно возрос угол вертикального наведения орудий и дальность стрельбы. Линкор получил новые кормовую и носовую надстройку с дальномерными постами и зенитным вооружением, что потребовало из-за увеличения размеров надстроек сдвинуть грот-мачту вперёд и придать передней дымовой трубе скос назад.

Великую Отечественную войну линкор встретил в Севастополе. Однако командование флотом очень берегло сильнейший корабль и в ноябре 1941 года его перевели в кавказский порт Поти.

8 ноября 1941 года линкор в первый раз принял участие в боевых действиях под Севастополем.

29 декабря линкор снова подошёл к Севастополю и открыл огонь по боевым порядкам врага.. Враг тогда рвался к бухте, и ему оставалось пройти до нее 2 километра. Но линкоровские орудия буквально смели немецкие наступающие части. Огнем корабля, по официальным данным, были уничтожены 13 единиц бронетехники, 8 орудий, 4 тягача, 37 автомашин с военными грузами и до полубатальона пехоты.






5 января 1942 года линкор «Парижская коммуна» вышел из Новороссийска и в охранении эсминца «Бойкий» направился к крымскому побережью для огневой поддержки высадившейся там 44-й армии. За 27 минут было выпущено 168 снарядов главного калибра.

16 января 1942 года во главе отряда кораблей артиллерийской поддержки участвовал в высадке морского десанта в Судаке. Во второй половине марта 1942 года, зайдя в Керченский пролив в охранении лидера «Ташкент», эсминцев «Железняков» и «Бойкий», линкор в ночь на 21 и 22 марта произвёл два огневых налёта, выпустив по укреплениям противника на Керченском полуострове более 300 снарядов главного калибра.

Увы, но это был последний бой линкора при обороне Крыма – в его орудиях главного калибра начали крошиться нарезы. Кораблю требовался ремонт. В дальнейших трагических событиях завершения второй Севастопольской обороны сильнейший корабль Черноморского флота, его флагман участия не принимал.

Писали, что в конце мая 1942 года линкор хотели задействовать для переброски в Севастополь танков, но… корабль остался в Поти.

Мог ли линкор спасти город? Встречалось мнение, что линкор нужно было выбросить на мель в Южной бухте или в Инкермане и превратить в неподвижную крепость, еще одну тяжелую береговую батарею, какими стали ленинградские линкоры. Но помимо авиации враг мог использовать против линкора и сверхтяжелую артиллерию, типа пресловутых 600-миллиметровых «Карлов», обстреливавших 30-ю батарею…

Мог ли линкор спасти тысячи защитников Севастополя, приняв их на свои палубы, и устоял бы корабль начала века под ударами воздушного флота Рихтгофена? Вопрос риторический: бывший революционный кочегар Иванов – красный адмирал Октябрьский предпочел сохранить корабли, а не людей и не отправил флот на помощь погибавшей главной базе. Защитников города вывозили только катера и подлодки.

А линкору в 1943 году вернули первоначальное наименование «Севастополь». Город в это время был в оккупации. 43-й год - самый тяжелый и в то же время переломный в Великой Отечественной войне, был годом перемен. Марксов с Энгельсами, «пролетариев всех стран» задвинули на время в идеологический «чулан», ведь и германские пролетарии не проявляли никакой солидарности, и европейские рабочие послушно и старательно клепали танки, орудия и грузовики для похода гитлеровского «евросоюза» на восток. Зато вспомнили еще в начале войны и русских князей с государями, и полководцев, в том числе Нахимова с Корниловым и вообще героев первой обороны Севастополя. Вернули армии офицерские звания и погоны… Вот линкору вернули его славное имя, может быть в компенсацию за героически павший город.

В сентябре 1943 г. с корабля сняли часть 120-мм орудий и установили их в качестве отдельной береговой батареи «Севастополь» в районе Новороссийска, а сотни моряков флагмана уже сражались в морской пехоте.
В освобожденный Севастополь линкор вернулся 5 декабря 1944 года.

Всего по официальным данным флота в период боевых действий на Чёрном море линкор совершил 15 боевых походов, прошёл в сложных боевых условиях около 8 тысяч миль (7700 миль); его орудия главного калибра произвели 10 стрельб (более 3 тыс. выстрелов) по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове; его зенитная артиллерия участвовала в отражении 21 атаки авиации противника, сбив 3 самолёта.





Первый российский дредноут пережил всех своих собратьев, послуживших и Империи и Союзу. А своих линкоров СССР так и не создал. Доставшиеся от Империи линейные крейсера «Измаил» продали на металл Германии в 30-х годах. В 40-х годах СССР начинал строительство линкоров «Советский Союз», но после войны их строительство прекратили. Заложенные после войны по приказу Сталина корпуса линейных крейсеров «Сталинград» разобрали на металл после смерти «вождя».

А первый российский линкор «Севастополь» в 1954 году стал учебным кораблем. В 1956 году последний в СССР линкор был выведен из состава флота.

В 1957 году линкор привели на буксире в Инкерман, к причалу «Главвторчермета».




Корабль, носивший имя нашего города, завершил свой путь в Севастополе. Мирно. Может быть из его металла были сделаны балки или рельсы в возрождавшемся городе…

О линкоре в Севастополе напоминают два памятника.

В сквере у Центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого в г. Севастополе установлен памятный знак с изображением линкора и текстом «Флагманский корабль эскадры линкор «СЕВАСТОПОЛЬ» ведёт огонь по врагу из Южной бухты 29 декабря 1941 года».






А на Приморском бульваре расположен Памятный знак морякам эскадры Черноморского флота. Флагман флота изображен и на нем. Он же возглавляет список кораблей флота периода Великой Отечественной войны.




Может быть, сохранились и другие объекты, связанные с линкором или какие-то севастопольские легенды, истории?

Tags: Великая Отечественная война, История Отечества, Крым, Легендарный Севастополь, Николай Второй, Революция
Subscribe

  • Унзово под снегом

    Директор турбазы "Умзово" Дмитрий Валерьевич Богословский порадовал фотографиями нашей любимой турбазы зимой, под снегом. Не могу не…

  • Унзово и щуки: некоторые мысли для обсуждения

    Поскольку по-летнему тёплая погода в этом году задержалась надолго, решил на досуге ещё немного повспоминать лето. Точнее - турбазу…

  • Прощание с Унзово - 2020

    Прощальные взгляды на родное озеро Унзово и на закрытую из-за карантина турбазу, на которой нам в этом году так и не довелось отдохнуть с привычным…

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments