
Пожалуй, самый удачный памятник святым учителям славянским.
Равноапостольные братья стоят на фоне не просто креста, а Распятия -
символизируя собой то, что они принесли славянам не только свет просвещения,
но и - что куда более важно - свет Христовой Истины.
А позади памятника возвышается белокаменная церковь -
то главное, что было основано Кириллом и Мефодием в славянских землях и вокруг чего
создавалась наша культура.
Но далее стоит обратить внимание, что праздник называется Днём Славянской Письменности и Культуры. Внимание: учёные греческие монахи создали письменность (и это - надо признать - был титанический труд: двум грекам предстояло потратить годы на изучение славянских языков и диалектов, вычленить все звуки, характерные для этих, абсолютно чуждых грекам, языков, а заодно - воспитать плеяду учеников, способных понести Христианскую проповедь в народ после кончины самих святых братьев). Они же, вместе с учениками, перевели на церковнославянский язык (на минуточку: созданный ими же искусственно - для того, чтобы как можно точнее передать по-славянски смысл священных текстов) Священное Писание и богослужебную литературу, начали перевод святоотеческого наследия (к слову, последняя задача не выполнена до сих пор, до сих пор нет возможности издать на русском полное собрание сочинений святых отцов Православия - слишком уж много этих сочинений). А дальше православную веру понесли в народ. Народ в разные исторические эпохи и по разным причинам её принял и начал осмысливать. Как результат этого осмысления родилась культура славянских народов - и в частности, культура русская. А вот эта культура была уже целиком самобытна. Я уже имел удовольствие писать о том, насколько многообразен может быть мир православной культуры, насколько по-разному разные народы могут отражать в системе художественных образов одни и те же истины. Русская культура, несомненно, прочла переданное ей Православие по-своему. Не единственно "верным способом" и не "неправильно", а просто - по-своему, учитывая особенности национального темперамента, специфику географического положения и исторического опыта России. Россия ставила перед собой темы, которые, возможно, даже не возникали в сознании греков - и рассматривала эти темы из глубин православного сознания. Поэтому так жалки сегодня некоторые наши православные соотечечественники, страдающие неисцелимым комплексом провинциальности и готовые считать за истину в последней инстанции и святоотеческое наследие любое утверждение любого грека (например, православные сказки, неизменно посылающие главных героев на поиски истины и смысла жизни непременно в Грецию). Некоторым всё никак не удаётся понять, что можно быть полноценным православным - и при этом остаться русским. Точно так же, как некоторым не дано понять, что русский - ещё не значит православный.
А ещё будем помнить о том, что создало нашу культуру, каков её фундамент. Будем почаще обращаться своими мыслями к Церкви - ибо Кирилл и Мефодий в конечном счёте служили именно и только ей. Попытка создавать русскую культуру, игнорируя её православную первооснову, вне Церкви и вне Православия - это в конечном итоге попытка лишить организм его скелета. Думаю, любой адекватный человек понимает, что можно нарастить какую угодно груду мускулов - но если выдернуть из этой груды скелет, она превратится просто в бесформенную и бесполезную гниющую кучу. От чего да убережёт нас Господь.
А коль скоро мы заговорили о Православной Церкви, то самое время вспомнить и о том, что сегодня - тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Человека, стоявшего у истоков концепции Русского Мира, концепции, к слову, ничего общего не имеющей ни с какими мнимыми агрессивными планами и ни с каким подавлением чьего-либо национального самосознания. Патриарх Кирилл, если вспомнить, говорил о том, что сегодня в силу тех или иных исторических обстоятельств русская нация оказалась разобщена, разделена между множеством независимых друг от друга государств. И задача, которую ставил Святейший, состояла в том, чтобы сохранить единство русских людей. Единство через русскую культуру, через память о героической русской истории и через общую принадлежность к единой Русской Православной Церкви. А тем, кто не считает себя русским - скатертью дорога, мы насильно в свой монастырь никого не затаскиваем, этим пусть занимаются бандерлоги - если смогут, конечно.
Отдельное спасибо хочется сказать Святейшему Кириллу за его истинно мужской поступок в Болгарии. Тогда, во время торжество по случаю 140-летия освобождения Болгарии от османского ига, президент Болгарии зачем-то решил выслужиться перед своими заокеанскими хозяевами и, презрев долг гостеприимства и всякую благодарность, использовал юбилей русской победы для очередной порции русофобских инсинуаций. Признательность за освобождение Болгарии её ничтожный правитель выразил не России, а... Польше, Латвии, Литве, Украине и Финляндии, народы которых, якобы, составляли русскую армию. Конечно, в Вашингтоне и Брюсселе рукоплескали такой трактовке событий полуторавековой давности. Но неожиданно эта "политкорректная" версия наткнулась на предельно жёсткую отповедь Патриарха.
"Россия не посмотрела на Европу. Движимая своей любовью, ослабленная и не имеющая никакой политической поддержки в мире, начала борьбу, - заявил Святейший. - Это великий пример того, как духовная, культурная солидарность превозмогает политический прагматизм. Я рад, что могу вам это сказать. Не Польша, не Литва - Россия! Мне трудно было слышать все эти ссылки на участие других стран в освобождении. Ни польский, ни литовский сеймы не принимали участие в решении о начале войны с Османской империей. Надеюсь, СМИ нас слышат и передадут мое разочарование неправильной интерпретацией. Мы за историческую правду, господин президент. Мы завоевали ее своей кровью, и не может быть никаких политических и прагматических причин, чтобы ее замалчивать и неправильно интерпретировать... Имя Александра II не прозвучало, зато были названы другие страны. На Шипке я понял, что вне зависимости от политики, которую осуществляет государственная власть, у болгарского народа к нам глубокая признательность. Я бы советовал учитывать эти настроения... Я попросил бы вас и ваших коллег никогда не забывать о Шипке и той любви, которая существует на глубинном народном уровне".
Видим таким образом, что наш Патриарх всегда готов публично вступиться не только за честь окормляемой им Церкви, но и за честь России, оставаясь в той же мере русским, в какой и православным. И это - не просто достойный пример для подражания. Это - ещё один урок, который мы должны извлечь из праздника славянской письменности и культуры.
С праздником, православные! А нашего Святейшего Владыку - с тезоименитством!
PS. О житии святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия можно прочитать здесь.
Journal information