Иван Григорьевич Гончаренко
Одним из тех, кто погиб при освобождении Праги от гитлеровских захватчиков, был украинец Иван Григорьевич Гончаренко (1920 - 1945). Его гибель вызывает особую досаду и боль - ибо убили этого офицера уже после официально объявленной Победы. И произошло это именно 9 мая, в тот самый день, когда вся советская страна уже праздновала победу. А в Праге меж тем шли уличные бои...
В 1940 году Ивана Григорьевича призвали в ряды Красной Армии. Он участвовал в боях Великой Отечественной войны с первых дней, с июня 1941 года. Однако скоро командование отозвало отважного и толкового танкиста с фронта и направила на учёбу во 2-е Горьковское танковое училище. Иван Гончаренко окончил его в 1943 году, после чего вернулся на фронт в качестве командира танка Т-34. С марта 1944 года состоял в 1-м батальоне 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады 1-го Украинского фронта. Заметим: в составе Украинского фронта сражается Челябинская бригада, изначально сформированная из добровольцев Урала, поэтому бессмысленной спекуляцией представляются разговоры некоторых современных политиков о том, что украинцы, якобы, что-то там освободили. Впрочем, в составе Челябинской добровольческой бригады, как мы только что увидели, сражался по крайней мере один самый настоящий украинец.
Помимо Гончаренко, в состав экипажа его танка входили: механик-водитель И.Г. Шкловский (по фамилии сложно определить национальность), командир орудия П.Г. Батырев (русский), радист А.Н. Филиппов (русский) и заряжающий Н.С. Ковригин (русский). В общем, экипаж даёт представление о национальном составе 1-го Украинского фронта.
Иван Гончаренко со своим экипажем
В течение 1944 - 1945 годов Гончаренко со своим экипажем отличился в боях на Западной Украине и в Польше - в Львовско-Сандомирской и Сандомиро-Силезской наступательных операциях, за что был удостоен Ордена Красной Звезды. Затем "тридцатьчетвёрка" Гончаренко принимала участие в уличных боях за Берлин.
В ходе Пражской наступательной операции танк Ивана Гончаренко шёл во главе войск 1-го Украинского фронта и первым ворвался в чешскую столицу. На всём пути следования и в самой Праге советских танкистов встречали ликующие толпы чехов, некоторые из них поднимали над собой транспаранты с надписями: "Да здравствует Красная Армия!" - на двух языках, русском и чешском. В городе Слани какая-то старушка целовала руки Ивану Григорьевичу и приглашала к себе отобедать, но советские танкисты спешили - им было хорошо известно, какую резню устроит пражанам генерал Шёрнер, если восстание успеют подавить до подхода Красной Армии.
Пражские повстанцы ждали советских танкистов. Один из повстанцев немедленно вскочил на броню танка Ивана Григорьевича и вызвался быть проводником. Гончаренко с благодарностью принял эту помощь. Задание, стоявшее перед ним и его бойцами, состояло в том, чтобы захватить и удерживать все мосты через Влтаву. Повторять ошибки, допущенные во время Варшавского Антифашистского восстания в советской Ставке не хотели.
Около Манесова моста танки Гончаренко (помимо его собственной "тридцатьчетвёрки", Ивану Григорьевичу были приданы ещё два танка) наткнулись на тринадцать замаскированных фашистских самоходок, немедленно открывших огонь. Танк Гончаренко получил повреждение, но продолжал сражаться, направляемый волей своего командира. Две немецкие самоходки Гончаренко удалось подбить. Второе попадание вывело танк из строя, а сам Иван Григорьевич был убит. Экипаж сумел покинуть свою боевую машину и вызвать подкрепление.
Мемориальная доска на месте гибели Ивана Гончаренко.
Манесов мост в Праге. Именно здесь принял свой последний бой с немецкими самоходками Иван Гончаренко
Подоспевший советский танковый взвод уничтожил гитлеровские самоходки. А павший уже после официально объявленной Победы Иван Гончаренко посмертно был награждён Орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно. На звание Героя Советского Союза для человека, первым ворвавшегося в оккупированную Прагу, советские власти поскупились.
Останки Гончаренко сперва были с честью захоронены на площади Яна Плаха перед зданием Чешской филармонии. Впоследствии доблестного украинца торжественно перезахоронили на Ольшанском кладбище, где нашли вечный покой сотни советских солдат и офицеров, павших при освобождении Чехословакии. Именем Ивана Григорьевича в чешской столице названа улица.
Гончаренко был женат. Его супруга Александра Матвеевна всю войну проживала в Сумской области Украины. Детьми пара обзавестись не успела.
Journal information