Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Украинская сказка о грехе, чуде и подвижничестве

Настала пора мне, наконец, выполнить своё данное обещание. Уже несколько лет тому назад я анонсировал статью, посвящённую замечательной украинской киносказке "Красные башмачки", а воз и ныне там. Что ж, пришла пора сдержать данное когда-то слово.





"Красные башмачки" - вторая часть кинодилогии о приключениях дочери лесного царя Повитрули. Первую часть - фильм "Иванко и царь Поганин" - я разбирал здесь. В новом фильме (действие которого происходит спустя несколько лет после предыдущего) образ Повитрули (популярный персонаж украинских народных сказок, кстати) становится более каноничен. Теперь она - взрослая девушка, причём наделённая необыкновенной, фантастической красотой. Один из главных героев фильма - Мыкола - влюбляется в неё с первого взгляда, и Повитруля, судя по всему, отвечает ему взаимностью. Повитруля умеет летать (как это было в традиционном украинском фольклоре, но почему-то даже не упоминается в первом фильме), а её пояс имеет силу волшебного оберега.

Во втором фильме мы впервые видим на экране родителей Повитрули - лесного царя и волшебницу Орыну. Кто такая Орына по природе своей, так до конца и не ясно, на хуторе о ней сплетничают, что она - колдунья, вероятно, именно её винят во всех бедах, постигших окрестности. На деле же она скорее даже не чародейка, а пророчица. В любом случае, судя по репликам персонажей, и она, и лесной царь - не совсем люди.

Повитруля, как ей и положено в соответствии с закарпатскими легендами, живёт на высокой горе. И по-прежнему движима горячей любовью ко всему живому, что нередко сподвигает её на рискованные поступки, вызывающие серёзное беспокойство отца. Во втором фильме к этой её безграничной доброте примешиваются романтические чувства, которые она испытывает к хуторянину Мыколе. И это - тоже характерная черта канонного образа данного персонажа. Так что характер и личность Повитрули во втором фильме раскрыты гораздо шире, чем в первой части. В то же время она перестаёт быть главным действующим лицом, переходя в разряд персонажей второго плана, становясь помощницей главных героев.


Повитруля во второй части своих киноприключений -
взрослая и крайне привлекательная девушка




Хотя на самом деле помощь изначально требуется именно ей. Ей и её народу - лесным жителям, существованию которых угрожает невесть откуда взявшаяся злая ведьма. Вот с появлением этой самой ведьмы - очень интересный момент. Судя по всему, сценарист и режиссёр хотели снять в антураже украинского фольклора умную сказку об экологии - в середине 80-х годов прошлого века тема защиты окружающей среды была очень популярна. Но в украинском фольклоре в силу исторических причин слишком сильны оказались традиции криптохристианства, двойных смыслов и подтекстов, позволяющих благочестивому читателю (в данном случае - зрителю) делать далеко идущие выводы. Вот и этот фильм, основываясь на традиционных украинских сказках, получился с очень сильным православным "двойным дном".

В лес, многие годы служивший домом Повитруле, ведьма оказывается привлечена, как это ни покажется странным для советского кино, грехами людей. Люди перестают беречь лес, рубят и ломают деревья почём зря, мусорят - и именно известие об этом привлекает, затягивает в лес ведьму. Задача которой, как она сама её озвучивает - в том, чтобы... испоганить, исказить, испортить изначально прекрасное творение Божие. Ей милы гниль и грязь, лес под её чарами начинает гибнуть буквально на глазах. Тут сразу же стоит отметить два важных момента. Во-первых, задача ведьмы - чисто сатанинская: изуродовать Божие творение, обезобразить то, что изначально было прекрасным. Исказить изначальный замысел Творца. Здесь - идеальное соответствие церковному отношению к ведьмам и колдунам как к людям, сознательно служащим дьяволу. А во-вторых, принципиально важно, что изначально "ведьмин" стандарт поведения усвоили именно люди. А ведьма со своей армией кикимор появляется уже потом, как следствие. В дальнейшем, по ходу развития сюжета, вообще выясняется, что её колдовские возможности, с которыми ничего не могут поделать ни лесной царь, ни Повитруля, ни Орына, по большому счёту - дутые: без добровольного согласия человека на соработничество с ней ведьма бессильна. Конечно, авторы хотели таким образом пробудить своих юных зрителей к ответственному поведению на природе - а получилась идеально верная картинка с точки зрения православного богословия. Зло само по себе бессильно - мы своими грехами даём ему и силу, и власть, поскольку без нашего свободного произволения, склоняющегося на сторону зла, его распространение сдерживает Господь. И антихрист во время оно тоже появится как эта ведьма - не как demon ex machina, а как прямое следствие принятия большинством человечества его стандартов поведения.


Ведьма в "Красных башмачках" олицетворяет собой поистине сатанинское зло.
Но при этом внешне довольно симпатична... была бы, если бы не очень злые глаза
и прущая "изо всех дырок" гордыня.




Основной волшебный артефакт фильма - те самые красные башмачки, вынесенные в название. Очень любопытный предмет, надо сказать. На протяжении всего фильма ни от одного из персонажей мы так и не слышим, в чём же, собственно, сила этих чудо-башмачков. Только Орына говорит Марийке - главной героине фильма - что Повитруля даст ей эти башмачки для того, чтобы спасти брата. Да Повитруля постоянно просит лесного царя отдать башмачки сначала Мыколе, а потом - Марийке. Самое же удивительное - в том, что сам факт получения Марийкой красных башмачков по сути означает крах ведьмы. Когда девочка появляется на болоте в башмачках, ведьма приходит в панику и даже не пытается ей помешать. Куда только делась, спрашивается, вся её магическая сила, которой она так гордилась? Марийка же в башмачках идёт по болоту, как по суху (явная отсылка к Евангелию, не находите? В Евангельском рассказе Пётр, усомнившийся в словах Христа, начинает тонуть. Марийка же не сомневается, потому что ясно видит цель - спасти тонущего брата. И потому спокойно пешешествует по воде). И за ней следом разведённая ведьмой гниль исчезает, а земля чудесным образом начинает цвести. Таким образом, Марийка в башмачках получает власть восстановить искажённый злом первозданный образ мира. Сама же она изымается из-под действия зла, то есть, башмачки действуют на ней ещё и как мощнейший оберег. Что же это за башмачки такие?

Мне кажется, что красные башмачки на Марийке - это видимое выражение её веры. Она не стала задавать Орыне вопросов о том, каким образом башмачки способны помочь ей спасти брата. Хотя до этого весьма подробно расспрашивала о Повитруле и лесном царе. Марийка приходит к Орыне за советом, как ей спасти брата - и получив этот совет, действует в сторогом соответствии с ним, безоговорочно веря тому, что ей было сказано. По сути, Марийка демонстрирует такое же послушание, какое мы обычно привыкли видеть со стороны монахов своим духовным наставникам (симптоматично, что "ученица" Марийка и "наставница" Орына одного и того же пола - точь-в-точь, как в монастырях!).

Не правда ли, у нас, православных христиан, тоже есть похожий оберег - это наш нательный крест, который мы носим, внешне запечатлевая им ту веру, которую имеем в сердце. В советском фильме, в условиях государственного атеизма изгонять из лесу ведьму с помощью креста было как-то не очень "политкорректно", да и отправь авторы девочку на поиски утраченной православной идентичности, цензоры зарубили бы фильм ещё на стадии съёмок. Но антураж украинских народных сказок (для которых, как я уже писал, скрытые богословские намёки - норма) и озвученные напоказ экологические лозунги позволили эту цензуру легко обойти. К тому же и сам образ "башмачков" присутствует в наставлениях Апостола Павла своим ученикам и является вполне традиционным маркером для силы православной веры. Знающий - поймёт. И сумеет объяснить своим детям.


Марийка - главная героиня фильма - в доме Орыны.



Переводя сюжет фильма с эзопова языка на человеческий, можно интерпретировать ситуацию так: Орына - монахиня, некогда изгнанная из монастыря советской властью. Марийка - неопытная и не особо религиозная девочка - обращается к ней за советом, просто как к мудрой и много знающей женщине, как спасти брата, оказавшегося в сетях зла. И получает ответ: к ведьме в своём нынешнем состоянии не суйся - и брата не спасёшь, и сама погибнешь (нормальное такое православное наставление, между прочим). Но иди... ну, скажем, в Почаевскую лавру. И там тебе дадут то, чем ты сможешь и ведьму одолеть, и брата освободить. Ну, а чем бы снабдили Марийку в лавре, думаю, каждый и без меня догадается.

Итак, Марийка стремится спасти своего брата, оказавшегося в плену у ведьмы. Орына отправляет её за чудо-башмачками к Повитруле. И тут встаёт резонный вопрос. Повитруля сама не может распоряжаться башмачками - она просит отца, чтобы тот дал эти башмачки Мыколе и получает внятный отказ. Но и сам лесной царь почему-то не может воспользоваться башмачками, вынужденный бессильно наблюдать, как под чарами ведьмы гибнет его некогда цветущее царство. Он и хотел бы защитить лесных обитателей, но - не может. Почему? Почему ни царь, ни Повитруля сами не воспользовались чудодейственными башмачками, столь легко уничтожившими злое волшебство в финале? Логичный ответ на этот вопрос может быть только один: права не имели. Царь и Повитруля, такое чувство, не хозяева башмачков. Этот мощнейший артефакт, перед которым отступает любое колдовство, был доверен им только на хранение (сразу же встаёт вопрос: Кем доверен? Очевидно, Тем, Кто несоизмеримо выше царя, то есть - Царём Царей). Они могли только отдать его - но отдать лишь при определённых условиях. И об этих условиях, думаю, стоит поговорить отдельно.


Повитруля приводит Марийку к лесному царю -
чтобы, наконец, вручить девочке красные башмачки



Орына несколько раз подчёркивает, что получить красные башмачки может только самый честный, самый смелый и самый находчивый человек. Эти качества Марийке, несмотря на её юный возраст, предстоит продемонстрировать на деле, пройдя целую череду испытыний. Обратим внимание на важную деталь: Орына не отпускает Марийку во владения ведьмы и не разрешает ей даже пытаться самой освободить брата ("И сама погибнешь, и брата погубишь"). Но на пути во владения лесного царя (где он обитает вместе со своей дочерью, мы тоже видим во втором фильме впервые,  в первой части Иванко встречает Повитрулю просто в лесу, не особо задаваясь вопросом, а где, собственно, живёт эта странная девочка) Марийку подстерегают опасности не меньшие (в том числе, как выясняется, и встреча с ведьмой), но от этих опасностей Орына девочку почему-то не предостерегает, лишь даёт ей в провожатые казака Апанаса.

Башмачки, которые Марийке предстоит получить, дадут ей победу над ведьмой и всеми её полчищами автоматически, силе башмачков ведьма ничего не может противопоставить. Но за сами башмачки девочке предстоит побороться, подвергая себя не меньшей опасности, чем если бы она просто попыталась бы прокрасться во владения ведьмы и устроить брату побег. Почему один риск Орына признаёт чрезмерным, а другой - оправданным?

Здесь очень важный момент, характеризующий православное подвижничество. В Евангелии от Иоанна сказано чётко: "Без Мене не можете творити ничесоже". Все духовные дары, которыми обладают наши многочисленные святые - это именно дары, которые даются этим святым Богом. Истинный святой никогда не приписывает чудес, совершённых им, своим заслугам, своей праведности или своим молитвам, но всегда подчёркивает: "Это от Бога!" Но для того, чтобы стяжать духовные дары, святым порой приходится трудиться в посте и молитве долгие десятилетия, отказывая себе буквально во всём. Многие не понимают, зачем - и на этой почве рождаются пустопорожние разговоры о "сверхдолжных заслугах". На самом же деле всё просто. Человек, увы, имеет природу, повреждённую грехом - как изначальным адамовым грехопадением, так и собственными грехами данного конкретного человека. Дать неподготовленному человеку духовные дары - это примерно то же самое, что вручить ядерное оружие боевикам ИГИЛ: он гарантированно обратит эти дары во зло, либо чтобы навредить кому-то, кого он считает своим врагом, либо для собственного обогащения и самоутверждения, губя свою и без того повреждённую душу. Чтобы этого не произошло, человек должен морально и духовно подготовиться к восприятию даров, очистить свою душу от царствующих в ней греховных страстей. Только в этом случае он может быть уверен, что данный ему от Бога дар его не раздавит.

Красные башмачки - артефакт практически неограниченной силы (своеобразный аналог Кольца Всевластия в мире Д.Р. Толкина, с той лишь разницей, что Кольцо создано злым чародейством и стремится подчиниться злой воле своего создателя, башмачки же - олицетворение светлой и животворящей силы), зло перед ним беспомощно (и не случайно ведьма исчезает, как только видит перед собой Марийку в красных башмачках). Доверить такую силу непроверенному человеку означало бы выпустить на свободу зло, возможно, ещё более страшное, нежели ведьма - и не забудем, что саму ведьму затянуло в лес именно человеческими грехами, так что лесной царь имеет основания опасаться людей.

И вот здесь для Марийки наступает момент проверки её решимости на зрелость. Момент проверки силы её любви к брату и к матери (которая ждёт возвращения своих детей и у которой на них - последняя надежда). Легко решиться вступить на трудную и опасную дорогу. Куда сложнее пройти по ней до конца, когда предполагаемая опасность становится реальностью. Впрочем, для начала Марийка должна доказать свою честность. Проверка ей устраивается жёсткая: на пути девочка встречает змею, придавленную деревом. Змея встречает Марийку неласково, даже грозится укусить. Но в итоге просит о помощи. Девочка, естественно, сама не в силах поднять тяжёлый ствол. Её единственной надеждой является казак Апанас. Но чтобы позвать его, она должна на какое-то время снова оставить змею одну. И так просто дать волю природному отвращению рода человеческого к змеям, так легко поддаться обиде на неласковую встречу... Никто не видел Марийку в момент её первого разговора со змеёй, никто не осудил бы её, если бы она просто пошла дальше. Но девочка не желает нарушить данное слово. И переступить через сострадание к попавшей в беду твари Божией не может тоже, добавим мы. Она, как и обещала, возвращается и приводит с собой казака Апанаса. Согласитесь: такой её поступок уже может быть определённой гарантией, что данные ей башмачки она не использует во зло.

Однако впереди девочку ждут ещё две проверки - на находчивость и на смелость. Последняя, очевидно, нужна именно в плане отсылки к Евангельской истории о хождениях по воде: не испугается ли она в самый последний момент, хватит ли у неё духу и веры, получив башмачки, воспользоваться их чудесной силой, посмеет ли она пойти по болоту как по суху. И только после того, как все три испытания успешно пройдены и засвидетельствованы лесными жителями, Повитруля вводит Марийку в чертоги своего отца и просит отдать ей башмачки, а лесной царь - не находит, что возразить.


Марийка перед последним испытанием.
Ей предстоит перейти пропасть по тонкому брёвнышку,
чтобы попасть во владения лесного царя. Другой дороги нет.
Справа от девочки - казак Апанас, возмущённый суровостью этого испытания.




К слову, весьма примечательная особенность: когда царь приказывает подать Марийке башмачки, они оказываются несоизмеримо велики девочке. Она испугана: как же она сможет их надеть? И царь отвечает: "Не бойся. Они будут тебе впору!" И как только Марийка прикасается к башмачкам, они немедленно уменьшаются в её руках до нужного размера. Это очень важно. Истинный Христов подвижник всегда осознаёт, что полученные им духовные дары им не заслужены, что эти дары даны ему "на вырост", истинный подвижник всегда опасается, сможет ли он понести новый крест, возлагаемый на его плечи Господом. Но Господь знает, на что каждый из нас способен. И никому не даёт не по силам креста. Духовные дары, раздаваемый Богом Своим служителям, всегда оказываются последним впору (как те башмачки из фильма!) и служат ко спасению как им самим, так и окружающим.

Осталось нам выяснить один вопрос. Почему лесной царь, с готовностью отдавший красные башмачки Марийке, категорически отказался помогать её брату Мыколе, несмотря на все просьбы Повитрули? А для этого - взглянуть на то, с чего, собственно, началась вся сказка.

После того, как ведьма завладела лесом и отравила его своими чарами, дух гнили и разложения из леса добрался и до хутора, и люди, своими же грехами притянувшие напасть, стали хворать. Ещё один, несомненно, христианский момент: болезнь попускается людям не просто так, а за грехи. В том числе тяжело болеет и мать Мыколы и Марийки - Ганна. Марийка, мечтая об исцелении матери, обращается за помощью к Орыне и слышит рассказ о чудодейственной нечуй-траве, которая вырастет в лесу после того, как лес будет очищен от ведьмы и наведённых ею чар. Но сделать это, говорит Орына, способен только самый честный, самый находчивый и самый смелый человек. Такого человека Марийка, как и Повитруля впоследствии, видит в Мыколе. Мыколу рассказ Марийки воодушевляет. Он действительно исполнен отваги, он, как истинный крестьянин, не боится никакой работы (Что там "очистить лес"! И не с такими задачами справлялись!), а самое главное - полон решимость раздобыть чудесное средство, которое поможет его матери победить недуг. Стоит обратить внимание: ради того, чтобы исцелиться от ниспосланных в наказание за грехи болезней, люди должны устранить последствия своего греха, причём это оказывается несоизмеримо труднее, чем просто не грешить - ведь теперь в лесу хозяйничает ведьма, которую не так-то легко выгнать. Покаяние, каким бы искренним оно ни было и как бы мгновенно оно нас ни посетило - это всегда труд. Причём стоит человеку встать на путь такого труда, нечистая сила, полагающая его своей законной добычей, постарается ему помешать. Сказка демонстрирует нам этот закон духовной жизни весьма и весьма наглядно. Демонстрирует она и ещё один важный момент: хочешь помочь себе и своим близким - помоги тем, кто в этом нуждается ещё больше. Покажи, что твоя любовь не избирательна. Но поскольку страдает самый дорогой для него человек, Мыкола полон решимости.


Мне запали в душу вещие слова.
Отыщу поляну, где нечуй-трава!
Издавна был смелым наш казачий род.
В дальнюю дорогу долг меня зовёт!

Он действительно отправляется в лес. И действительно берётся за его очищение от гнили и скверны. Его не способны смутить жуткие видения, насылаемые на него приспешником ведьмы - Болотным Духом. Но есть одна важная особенность: Мыколе кажется, что всё просто. Он не пытается расспросить как следует Орыну, что нужно ему делать для спасения леса (и последующего исцеления матери). Ему, как он думает, всё понятно. Таким образом, Мыкола оказывается примером... самовольного подвижничества, подвижничества без благословения Церкви и без соответствующей духовной подготовки. Поэтому такое подвижничество и не увенчивается успехом. Мыкола "срывается" именно на духовном уровне - он оказывается не способен распознать зло под доброй маской и легко попадает в ловушку хитрой ведьмы. Полагаю, именно такой исход предвидел царь - потому и не отдал ему башмачки, которые вполне могли бы стать добычей ведьмы вместе с наивно-самоуверенным Мыколой. Впрочем, будем к Мыколе справедливы: от начала и до конца сказки он остаётся положительным героем, и в плену у ведьмы ведёт себя мужественно. По сути, оказавшийся в руках ведьмы Мыкола - прекрасный образ христианского мученика, готового умереть, но не изменить своим принципам, не склонить головы перед сатанинским злом, раз за разом самым приветливым голосом предлагающим ему сотрудничество - а потом обрушивающимся с угрозами. Эту особенность характера Мыколы прекрасно видит Повитруля, которая отдаёт ему свой пояс-оберег.



Встреча Мыколы с Повитрулей


Мыкола пытается очистить лес.



Впрочем, у лесного царя есть и ещё один мотив. Повитруля просит за Мыколу, она хочет, чтобы отец отдал ему красные башмачки - но разве она судит беспристрастно? Нет, она с первого взгляда влюблена в Мыколу (как и он в неё). А значит, в её отношении к Мыколе сквозит нечто слишком человеческое, слишком плотское, слишком страстное - чему в духовных вопросах не место. Царь это видит (кому, как не ему, знать собственную дочь!) и потому не поддаётся на уговоры.

Марийка же, прежде чем встать на путь уготованных ей испытаний, демонстрирует смирение и послушание. В отличие от Мыколы, она не ставит себе глобальных задач, ей нужно всего лишь спасти брата. На свои силы она также не надеется - и потому идёт за советом к Орыне. Наконец, она успешно проходит все уготованные ей испытания, на деле доказав, что она - и смелая, и честная, и находчивая, как того и требует лесной царь. Мне могут возразить: Мыкола смел не в меньшей степени (что и демонстрирует на протяжении всего фильма). Но согласитесь, одно дело - отвага взрослого мужчины "призывного возраста", которому, по идее, эта черта должна быть свойственна от природы. И совсем другое - отвага беззащитного ребёнка, которая ценится несоизмеримо выше. Потому и награда оказывается больше.

Тема, несомненно, ещё будет продолжена. А на сегодня у меня всё.

Tags: Кино, Культурология, Православие, Православное воспитание детей, Сказки про Повитрулю
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments