Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

"Гарри Поттер", оборотни и православная антропология

Украинская православная публицистка Ника Паздрий (nikotorix) не так давно предложила очень интересную трактовку образа оборотней в литературе. Оборотень, пишет она - это олицетворение падшей человеческой натуры, в которой борются два начала - подлинно-человеческое (и даже отчасти ангельское, коль скоро человек родом из Рая) и звериное. В оборотне это сочетание человеческого и звериного, противоестественное, но одновременно неизбежное со времён адамова грехопадения, с духовного уровня перешло на уровень "вещества". Не знаю, как кому, а лично мне представляется, что такая трактовка идеально ложится на сюжет поттерианы.

В "Гарри Поттере" тоже присутствует "раса" оборотней. Двое из них выделены из общего множества, названы по именам и внятно друг другу противопоставлены. Я говорю о Римусе Люпине и Фенрире Грейбеке.




Римус "Лунатик" Люпин и Фенрир "Сивый" Грейбек



В этих двух образах борьба подлинно-человеческого начала со звериным показана наиболее ярко - и именно такая трактовка оправдывает с христианской точки зрения существование положительного героя-оборотня. Римус Люпин на протяжении всей саги ведёт борьбу именно за человеческое в себе. Свои превращения в волка он не способен контролировать, но изо всех сил старается принимать меры, чтобы от этих его превращений никто не пострадал, чтобы никого в эти моменты не покусать. Для Римуса волчьи превращения - самое тяжкое бремя, существующее в его жизни, и самый большой страх - не случайно боггарт при виде его превращается в полную луну. Из-за них он едва не разрушил собственную личную жизнь, пытаясь защитить от своего опасного недуга свою возлюбленную Дору Тонкс.

Фенрир же напротив, всецело даёт волю звериному началу в себе, он получает удовольствие от того, чтобы напасть и загрызть как можно больше людей. Причём в качестве объекта для своих нападений он выбирает самых беззащитных - детей. Он откровенно пьянеет от вкуса человеческой крови - и не стесняется в этом признаваться.

Два персонажа - два оборотня. У обоих схожее раздвоение натуры. Только один изо всех сил старается очеловечиться, восстановить свою прежнюю человеческую природу, второй же стремится озвереть окончательно (в фильме это очень удачно подчёркнуто тем, что даже в человеческом обличии Фенрир зверообразен). В итоге тот, кто делает выбор в пользу человеческого начала, сподобляется человеческой кончины - в бою, при защите тех, кто в этой защите нуждался. Почитается людьми как герой. И производит на свет сына-человека. Люпин, пусть и ценой своей гибели, окончательно побеждает в себе зверя. Фенрира же ждёт только всеобщая ненависть, всеобщий страх и в конце концов - гибель, о которой никто не сожалеет, и даже автор упоминает о ней как-то вскользь, как о несущественной подробности.
Tags: Гарри Поттер, Культурология, Православие, Православное воспитание детей
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments