Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Дмитрий Филин. Священномученик Мисаил Шацкий, архиепископ Рязанский и Муромский

Мы как-то привыкли, что мученичество в Православной Церкви имеет в основном три историко-географические локализации: языческая Римская империя, Османская империя в позднее Средневековье и раннее Новое Время и коммунистический СССР в ХХ столетии. Однако история знает примеры, когда ревностные пастыри Церкви становились мучениками и в самых что ни есть православных государствах. Особенно если пытались проповедовать о Христе языческим и магометанским гражданам этих государств. Миссионерство в православных монархиях далеко не всегда было насильственным и далеко не всегда опиралось на силовые структуры Империи. Находились пастыри, чётко понимавшие, что невольник - не богомольник, что цена насильственному обращению в глазах Божиих очень невелика, а миссионер, проповедующий Христа Распятого (!!!) под защитой солдат и полиции, вряд ли будет вызывать доверие к собственным словам. Об одном таком подвижнике сегодня рассказал Дмитрий Николаевич Филин (filin_dimitry). Не могу не поделиться. Оригинал здесь.



Священномученик Мисаил Шацкий, архиепископ Рязанский и Муромский
Священномученик Мисаил Шацкий,
архиепископ Рязанский и Муромский, чудотворец



Память 9 апреля (Рязан., Липецк.), 10 апреля (Рязанск., Тамбовск.), в Соборах Липецких, Рязанских и Тамбовских святых


Родился в селе Грузине, Новгородской епархии.
Монашескую жизнь начал в Новгородском Деревяницком монастыре. Отличался благочестивой жизнью. Братией монастыря был избран во игумена. Своим благочестием и опытностью в духовной жизни он обратил внимание Новгородского митрополита Никона, будущего патриарха, который указал на Мисаила, как на достойного преемника почившему владыке Рязанскому.

13 апреля 1651 года был хиротонисан во епископа Рязанского с возведением в достоинство архиепископа.
Вступив в управление Рязанской епархией, архипастырь нашел упущения в монастырях и среди белого духовенства. Ревнуя о славе Божией, святитель Мисаил в самом начале своего архипастырского служения разослал грамоту к пастве, в которой преподал ей отеческие увещания. Игуменам же монастырей давал наставления строго соблюдать монастырские уставы. Его обращения к пастве и духовенству отличались простотой, искренностью и свидетельствовали о нем как об архипастыре умном, высоко нравственном. Сильный духом и ревностью к вере, Мисаил боролся главным образом против повального народного пьянства и против религиозного безразличия, проявлявшегося в крайней и массовой холодности к Церкви.

С первого же года своего архипастырства архиепископ Мисаил обнаружил неутомимую деятельность. Он отечески вникал в частную жизнь подчиненного ему духовенства и во все праздники звал свою братию к своему столу. С силою восстал против корчемников и их досмотрщиков, которые систематически спаивали народ, и изгнал их из епархии. Всех вдовых священников, подававших повод к соблазну силой постригал в монашество и отсылал в монастыри.
Святитель очень любил совершать богослужения, причем совершал их всегда торжественно и пышно. Бывший в частной жизни строгим монахом, воздержанным во всем, он во время церковной службы одевался в дорогие одежды, желая и внешним видом прославить Церковь. Владыка Мисаил был усердным почитателем Рязанского первосвятителя Василия.

Основная же заслуга святителя Мисаила состоит в том, что он взял на себя подвиг апостольского служения по просвещению инородцев Рязанского края. В первые годы святительства он возложил это дело на монаха Артемия, так как сам много занимался приведением в порядок епархиальных дел, затем был вызван патриархом Никоном в Москву на Собор по исправлению богослужебных книг. В 1654 году владыка Мисаил испросил у патриарха благословения на проповедь среди мордвы и татар. Получив патриаршую и царскую грамоты, самоотверженный архипастырь с несколькими священниками сам отправился в мордовские селения. Он переезжал из одного селения в другое, проповедуя слово Божие. Проповедь святителя имела успех. Более 300 язычников приняли святое крещение.
Затем он вторично предпринял поездку и более года провел в апостольских трудах, окрестив при этом 4200 человек мордвы и татар в Шацком и Тамбовском уездах. В Касимове крещены им два царевича; к Православию присоединялись иногда целые селения. Однако, его проповедь на этот раз встретила упорное противодействие со стороны магометан и язычников. Для успешного продвижения дела ему пришлось опереться на гражданскую власть.

В феврале следующего года святитель снова отправился на проповедь в Шацкий уезд. Опасность для владыки всё росла. Многие мордовцы упорно сопротивлялись распространению христианства, поэтому были враждебно настроены по отношению к архипастырю. Но святителя ничто не останавливало, он шел в самые отдаленные места. Последнее путешествие окончилось для архипастыря трагически. Язычники, видя успех проповеди святителя, решили убить его. Собравшись в количестве 500 человек, они в деревне Ямбирно с оружием в руках ожидали неутомимого проповедника. Когда архиепископ приблизился в этой деревне, мордовцы вышли из своей засады и пустили в святителя тучу стрел, одна из которых пронзила левую руку и грудь святителя.

Ранение оказалось смертельным. Его привезли в село Агломазово, где после 11 дней страданий, он мирно отошел ко Господу 9 или 10 апреля 1655 или 1656 года, в четверг на Светлой седмице. По желанию святителя он был погребен близ Чернеева монастыря у церкви святого Мины, в лесу.
В следующем же году по воле патриарха Никона и царя Алексея Михайловича тело его было перенесено в Рязанский Архангельский собор. Святитель Мисаил стал первым мучеником Тамбовской земли.

В 1987 году был прославлен как местночтимый святой Рязанской епархии, в 1988 - Тамбовской, а в 2011 году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
Tags: Век семнадцатый, История Отечества, Наши святые, Православие
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments