Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Прогулки по зимнему Петербургу. Часть II.

Журчат ручьи, слепят лучи, и тает лёд, и сердце тает... В среднюю полосу России в первых числах апреля наконец-то пришла полноценная весна. Соответственно, с зимой приходит пора прощаться. Думаю, лучшим способом для этого станет очередной репортаж из зимнего Петербурга - о тех достопримечательностях этого прекрасного города, который не вошли в прошлый материал, но которые имела возможность посетить наш специальный корреспондент neoakowiec.


Узнаёте здание? Те, кто бывал в Питере, наверняка узнали.
Ну, в самом деле, какой же зимний Петербург, да без Зимнего Дворца?
Помню, когда я впервые увидел это здание, оно меня поразило своей огромностью.
К сожалению внутрь попасть не удалось.



Здание Зимнего Дворца было построено в 1754 - 1762 годах знаменитым Бартоломео Растрелли. Многие русские государи предпочитали жить не в этой своей официальной резиденции, которая казалась им слишком роскошной, а в более скромных апартаментах. Зимний же оставался для торжественных приёмов. И для огромной коллекции произведений искусства, которую собрали здесь Романовы. В царствование Николая Первого во Дворце вспыхнул пожар, царская семья тогда едва спаслась от огня. А государь лично руководил тушением. И главным его приказом пожарникам было - не рисковать собой понапрасну. После пожара Дворец был успешно отреставрирован. И до сих пор продлжает радовать глаз не только питерцам, но и многочисленным гостям города.


Вид на Зимний Дворец с Дворцовой площади.
На переднем плане хорошо заметен знаменитый Александрийский столп -
колонна, воздвигнутая по приказанию императора Александра Благословенного
в память о победе над Наполеоном. У фигуры Ангела-Хранителя, венчающего колонну,
по мнению многих специалистов - лицо Александра Павловича.


Не знаю, не знаю... Определённое сходство, конечно, есть.
Но не сказать, чтобы уж очень сильное.


Ну, конечно, Питер - город имён, как поётся в известной песне. Два века этот город являлся столицей Российской империи. И только логично, что в нём полно памятников, связанных с этой эпохой и непосредственно с именами русских императоров. И, пожалуй, самый величественный памятник поставлен здесь в честь, как это ни странно, императора Александра Освободителя. Наверное, вы уже догадались, что я говорю о Храме Спаса На Крови - настоящем архитектурном шедевре, воздвигнутом на месте убийства императора на набережной Екатерининского канала (ныне - канал Грибоедова, хотя лично я предпочёл бы, чтобы каналу вернули его историческое наименование).



Храм Спаса На Крови - общий вид.
Храм был выстроен в нарочито русском стиле (слегка напоминает московский Собор Василия Блаженного)
вмещает до 1600 человек и был освящён в 1907 году. За 10 лет до того, как революция
смела русскую монархию, а вслед за ней - и тысячелетний православный уклад.




Приход храма Спаса На Крови большевики ликвидировали в 1930 году. Но сам Храм, слава Создателю, устоял. В годы Великой Отечественной войны коммунистическое руководство Ленинграда использовало здание как морг, куда свозили тела умерших в блокаду ленинградцев. Храм сильно пострадал от немецких обстрелов. В 1961 году в перекрытии свода был обнаружен неразорвавшийся немецкий фугасный снаряд массой 150 кг. Операция по обезвреживанию этого снаряда оказалась сложной и опасной, но прошла успешно. В 1968 году государство взяло Храм под охрану как памятник архитектуры и обустроило в нём музей. Этот музей функционирует до сих пор, несмотря на то, что сегодня Храм - действующий. Какой наглядный урок для тех, кто боится возвращения церковных зданий законным владельцам!



Зимний вид на Спас На Крови с Екатеринина канала.


Ночами храм Спаса На Крови особенно величествен.
Он подсвечивается снизу мощными прожекторами и ярко выделяется на фоне тёмного города.




А теперь от Спаса На Крови перейдём к памятнику другому великому реформатору России - тому, кто, собственно, и основал северную столицу. Разумеется, я говорю о Медном Всаднике, воспетом в поэме Пушкина.



Зимний вид Медного Всадника


На пьедестале, которым служит дикая (т.е. необработанная) скала, по-русски и по-латыни сделана надпись "Петру Первому - Екатерина Вторая". Бытует легенда, что Екатерина хотела написать ещё короче: "Первому - вторая", чтобы подчеркнуть свою роль верной продолжательницы дела Петра.

Медный Всадник установлен на Сенатской площади, неподалёку от Исаакиевского Собора (фотографии которого вы могли видеть в предыдущем репортаже). А с другой стороны Исаакия установлен ещё один конный монумент ещё одному правителю Российской империи.





Памятник императору Николаю I в Петербурге.




Конная фигура Николая Павловича, запорошенная снегом, смотрится особенно атомсферно - как будто напоминает о роковых событиях 14 декабря 1825 года. Тогда, как мы помним, мятежники выстроили своё каре у Медного Всадника, а штаб подавления восстания с Николаем I во главе отделяла от них стройка Исаакиевского Собора. Точь-в-точь, как сейчас построенный Исаакиевский Собор отделяет памятник Николаю Первому от Медного Всадника.

Николай Павлович изображён в форме не то Конногвардейского, не то Кавалергардского полка (эти полки отличались только цветом пуговиц и петлиц, что на памятнике, разумеется, не передать). Это также символично: как тот, так и другой полки 14 декабря 1825-го решительно поддержали законного императора и участвовали в подавлении восстания. Конь Николая Первого, как и конь Медного Всадника, поднялся на дыбы. Но если фигура Медного Всадника зависла над пропастью (а император и взором, и вытянутой вперёд рукой весь простёрт туда, дальше, за горизонт), то в фигуре Николая I видна спокойная уверенность и неторопливость. Он никуда не рвётся - он сдерживает своего коня. Так, как при жизни своей пытался обуздать и сдержать распространение революционных идей.

Пьедестал памятника украшен четырьмя женскими фигурами. Это жена государя и его три дочери - Мария, Александра и Ольга. Эти фигуры аллегорически символизируют собой силу, мудрость, веру и правосудие. Также на пьедестале можно разглядеть четыре барельефа, изображающие подавление Восстания декабристов, усмирение Чумного бунта в Москве, издание Свода законов Российской Империи и открытие первой в России железной дороги. Это также глубоко символично: усмиряя революционное движение и вводя жизнь страны в твёрдые законные рамки, Николай Павлович торил дорогу для последующего прогресса, ибо настоящий прогресс несовместим с хаосом.

Двинемся дальше. И с Невского проспекта на площади Островского можем разглядеть памятник ещё одному правителю Российской империи. Вернее, правительнице. Императрице Екатерине Второй.



Памятник Екатерине Второй.



Памятник ночью подсвечивается, и кажется позолоченным. Это иллюзия - при дневном освещении скульптура тёмная. Но смотрится впечатляюще, учитывая, что период правления Екатерины в России многие именуют "золотым веком". Золотой - не золотой, но правление действительно было блистательным и принесло немало пользы как нашему государству, так и Петербургу.

Памятник двухъярусный. Нижний его ярус занимают фигуры наиболее ярких деятелей Екатерининской эпохи. Среди них можно разглядеть Суворова, Потёмкина, Румянцева, Безбородко, Державина и княгиню Дашкову. Некоторые образы воспроизведены прямо с фотографической точностью, как маленький подвижный Суворов, застывший в совершенно непочтительной позе перед всесильным Потёмкиным, или сам Потёмкин, лицо которого выражает гордость и довольство, а поза - величественность.

А на Васильевском острове на одном из домов установлена мемориальная доска в память об одном из самых знаменитых монархистов в российской истории. О поэте Николае Гумилёве, павшем от рук безбожных большевиков в 1921 году.



Мемориальная доска в память Николая Гумилёва



Что ж, Питер всегда был культурной столицей, и с ним неразрывно связаны биографии многих классиков отечественной литературы. Но Гумилёв - история особенная. Ветеран Первой Мировой войны, он до последних дней своей жизни сохранял верность убиенному императору Николаю Второму и даже выступая с лекциями перед представителями "победившего пролетариата" на вопрос о своих политических убеждениях не боялся отвечать: "Убеждённый монархист". Ну, а стихи этого замечательного поэта, безусловно, заслуживают отдельного и обстоятельного разговора.

А раз уж мы, вслед за нашим спецкорреспондентом, оказались на Васильевском острове, то давайте бросим взгляд на его ландшафты.


Зимний Васильевский остров с высоты птичьего полёта


Одна из достопримечательностей Васильевского острова -
знаменитые Ростральные колонны.


Колонны, украшенные носами кораблей, символизируют собой крупнейшие реки России. По торжественным дням на вершинах этих колонн возжигают живой огонь. Когда-то ростральные колонны служили фонарями. Теперь в Петербурге электрическое освещение, былое значение колонны утратили, став ещё одним памятником архитектуры, на которые так богат Петербург.


И ещё одно место мы с вами сегодня навестим. Правда, для этого нам придётся покинуть гостеприимный Васильевский остров, воспетый во множестве советских лирических песен. Петербург, как известно, строился Петром как морские ворота России. "Ногою твёрдой стать при море" надеялся державный строитель, закладывая новый город. А раз речь шла об основании морской столицы, никуда было не деться от адмиралтейства, призванного обеспечить молодой Балтийский флот всеми необходимыми ресурсами.

Здание Адмиралтейства расположено у устья Невы на 2-м адмиралтейском острове. В течение XVIII - XIX веков здание несколько раз перестраивалось, став в итоге одним из наиболее ярких образцов ампира.


Здание Главного Адмиралтейства в Петербурге



Адмиралтейство до сих пеор остаётся одним из самых приметных зданий города, благодаря своему знаменитому шпилю ("Адмиралтейской игле"). На верхушке шпиля установлено позолоченное изображение кораблика. Бытует легенда, что этот кораблик скопирован с первого русского корабля, вошедшего в гавань Санкт-Петербурга. Однако реально ни один из построенных при Петре Первом кораблей не имел такого профиля. Альтернативная легенда утверждает, что адмиралтейский кораблик скопирован с первого русского корабля "Орёл", построенного ещё при Алексее Михайловиче. Так или иначе, но этот кораблик, наряду с Медным Всадником, служит одним из неофициальных гербов города.


Вид от Главного Адмиралтейства на Зимний Дворец.
На противоположном берегу Невы можно разглядеть Петропавловскую крепость.



На этом пока мы прощаемся с Петербургом. Надеюсь, что не надолго. А с зимой - до декабря.

Tags: Виртуальное путешествие, Города и ассоциации, Санкт-Петербург
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments