
Судья Виктор Глазков
Тема русско-еврейских отношений очень сложна и запутана. А в последние десятилетия - ещё и становится систематически предметом самых нечистоплотных идеологических спекуляций. Безусловно, за 200 лет совместного существования в рамках общей империи между русскими и евреями накопилось немало взаимных обид. Однако мы будем крайне несправедливы, если подсчётом этих обид ограничимся. Потому что бывали и совершенно противоположные факты. Один из таких фактов обнаружил В. Глазков, изучая историю партизанского движения в Белоруссии. Оригинал здесь.

Евреи - узники нацизма в Минском гетто
Массовое уничтожение евреев в оккупированной Беларуси началось в феврале 1942 года. В этот период фашисты стали уничтожать гетто и рабочие лагеря. Фактически в живых остались те, кто успел уйти в лес. Белорусские крестьяне не могли укрывать их под страхом смерти. Но не могли содержать их и партизаны – ведь, как правило, это были не «боевые единицы», а пожилые и больные люди, дети, женщины. Лишние рты, которых не так и просто было прокормить. Потому к лету 1942 года серьезной проблемой локальных партизанских объединений стали прибившиеся к ним и просто блуждавшие в лесах мирные жители. Они привлекали внимание фашистов, провоцировали прочесывание местности, в результате которого находили и партизанские стоянки.
Известны случаи обращений партизан в Москву, к первому секретарю ЦК КПБ Пантелеймону Понамаренко для получения разрешения вывода евреев через линию фронта. Одна из историй такого спасения – история партизана Киселева.

Партизан Николай Киселёв
К партизанскому отряду «Месть» прибилась достаточно большая группа евреев из деревни Долгиново в Вилейском районе. После запроса в Москву был получен приказ вывести евреев через линию фронта. Поручили это Николаю Киселеву. С ним пошло 270 человек, большая часть которых – старики, женщины и дети. Переход длился больше месяца, несколько раз они натыкались на немецкую засаду, часть евреев в перестрелке погибла.
На руках у родителей была двухлетняя Берта. Измученный ребенок часто плакал. И по мере приближения к линии фронта это становилось все более опасным. Ее плач мог погубить всех. Родители под нажимом остальных в отчаянии согласились утопить девочку, чтобы спасти всю группу. Киселев взял ребенка на руки, ему удалось ее успокоить. Он нес ее на руках до конца похода. Девочка жива, сейчас живет в Нью-Йорке. Киселев вывел людей с оккупированной территории, спас 219 человек. Когда они перешли линию фронта, партизан был арестован военной контрразведкой как дезертир. Но спасенным людям удалось отстоять его. Включен институтом Яд Вашем в список Праведников народов мира, об этом эпизоде написаны книги и снят фильм.

Партизаны эвакуируют мирных жителей через линию фронта
Journal information