Смысл в том, что церковные бабки-ёжки, выгоняющие из храмов всех, кто моложе семидесяти лет, не так уж и неправы.
Мои комментарии к этой статье.
1) Немедленно:
"Да, но ведь эти самые бабушки - действительно комсомолки тридцатых - пятидесятых годов, лично участвовавшие в сносе храмов и ликвидации "церковных подполий", а кто-то, может быть, и лично в расстрелах священномучеников участвовал! И их мировоззрение настолько пропитано всевозможными суевериями, что там и Христу-то места не осталось: только Славик Чебаркульский да "царь-искупитель". То, что говорит собчачка - мерзко, то, что сделали "пуси" - отвратительно, но нам-то что теперь из-за них от своей веры отказываться? Ивана Грозного с Распутиным канонизировать, новые паспорта печатью антихриста признавать и так далее со всеми остановками вплоть до ухода в леса - только чтобы пресловутым "бабушкам" слова поперёк не сказать? Неужели такова сейчас официальная линия Церкви? Не хотелось бы так думать! У меня одна хорошая знакомая (воцерковлённая, кстати) принесла дочку в монастырь причащать. А девочке недавно аденоиды удалили. Она увидела священника в белых облачениях с чем-то металлическим в руках и решила, что ей сейчас снова операцию делать будут. И в рёв. А бабки, как стая саранчи налетели - "У тебя ребёнка бесы пометили! Признавайся: блудишь? Мужу изменяешь?" и т.д., и т.п. В общем, с молодой мамой тоже случилась истерика: шутка ли, бесы пометили ребёнка! Хорошо, батюшка всё это услышал, подошёл, успокоил. А девочку потом отдельно причастили. Могу назвать имя священника, если интересно. Неужто и в этой ситуации бабки правы, неужто и здесь они всего лишь "защищали сакральное пространство"? От кого - от годовалого ребёнка?!!! И неужели батюшка - толераст, вероотступник и предатель?"
2) Спустя 15 минут:
"Боюсь, чтобы после двух моих предыдущих комментариев меня не посчитали каким-то оппонентом В. Легойды, церковным либералом и модернистом. На самом деле Легойда обозначил очень важную проблему: мы требуем терпимости к себе, но не желаем проявить аналогичную терпимость к тем самым "бабушкам в платочках". Я просто опасаюсь... чего, уже написал выше, и очень хотелось бы, чтобы автор статьи прояснил мои недоумения".
3) Час спустя:
"Кстати, о бабушках. По моим наблюдениям, этот "вид" постоянных прихожан в последнее десятилетие сильно мутирует. Мне известны бабки, по памяти цитирующие "Гарри Поттера" и взахлёб читающие Осипова и Феофана Затворника".
4) 10 часов спустя, в ответ на реплику некоего Павла Костылёва "Я за дистанцирование":
" Смотря от кого, от чего и в какой степени. Вообще-то позиция "воинствующего безмирия" в церковной истории уже была. И она называлась гностицизм. И была осуждена апостолами как ересь. Я допускаю, что наша Церковь сегодня должна переболеть татьяновщиной - это естественная реакция живого организма (Церкви) на вторжение инфекции (собчачка, "пуси", "крестоповальщики" и т.п.). Но нужно отдавать себе отчёт в том, что это именно болезнь - как корь. Практически неизбежная и проходящая. И главное, что неприемлемо - чтобы православные начали смотреть друг на друга как на врагов из-за каких-то явлений мирской культуры. Вот это будет лучшим подарком дьяволу.
И о дистанцировании. Оно может быть разным. Вот, А.И. Деникин дистанцировался от Сталина. Но когда началась Великая Отечественная война, он выступал против любой помощи Гитлеру, отмечал по карте флажками продвижение Красной Армии и вел пропаганду среди власовцев, убеждая их при первом удобном случае перебегать на сторону Антигитлеровской коалиции. П.Н. Краснов тоже дистанцировался от Сталина - и пошёл на службу в СС, и был за это повешен, и поделом. Лично я за "деникинский" вариант отношений Церкви с мирской культурой".
5) Свежее, в ответ на реплику "Платочки и захожане делят Церковь":
"Церковь едина и неделима. И тех, кто сие не понимает, мне искренне жаль. А захожане ещё не члены Церкви. Их ещё надо сделать таковыми. И тут В. Легойда абсолютно прав."
Выводы:
1) Разумеется, я своего уважения к Владимиру Легойде не терял и не потеряю, потому что помню, что он писал раньше. Равно как помню и то, кем он является в нашей Церкви.
2) Как можно видеть из эволюции моих рассуждений, эмоции - плохой советчик. Лучше им не поддаваться. И если они захлёстывают, не спешить сразу строчить комментарии.
3) Бабушки бывают разные. И захожане бывают разные. Именно поэтому бессмыслен вопрос о том, как относиться к той или другой категории. По ситуации смотреть надо.
PS. Убедительная просьба всем, кто будет комментировать данную запись, обсуждать только мои слова, а не статью Владимира Легойды. Комментарии другого содержания в этом посте я буду удалять, извините. Что, разумеется не распространяется на остальные посты в этом ЖЖ.
Journal information