В прошлом году, в год столетия трагических событий, мне довелось много размышлять над февральским переворотом. И чем больше я анализировал, тем больше приходил к выводу, что тогда, 2 марта 1917 года сохранить монархию возможности уже не было. При любых действиях Николая Второго и при любых действиях заботливо подобранных государем генералов переворот всё равно разразился бы. Император в любом случае потерял бы власть, а вслед за этим Россия автоматически лишалась победы. Был шанс сохранить монархию, если бы Николай Александрович послушался Алексеева и остался бы в Ставке, распоряжаясь страной оттуда и игнорируя мятежный Петроград. Шанс был - но шанс ещё не гарантия. В Петрограде в любом случае возникало временное правительство, оно в любом случае объявило бы себя центральной властью, а находящегося в Ставке царя - низложенным. И дальше весь вопрос в том, кого поддержало бы большинство населения. И удалось бы сторонникам законного государя обеспечить в таком случае бесперебойное снабжение фронта - тоже ещё большой вопрос.
В общем, от событий февральской революции веет безысходностью. А раз это так, раз никакие действия царя и генералов не в состоянии были предотвратить переворот, логично заключить, что такова на тот момент была воля Божия. Бог отнял у России святого царя, а вместе с ним - и победу в войне. Россия была наказана. За что? Если в нескольких словах, то ответ будет таков: за маловерие и малодушие. Ни царь, ни генералы не могли в создавшихся обстоятельствах предотвратить переворот. Но предотвратить этот переворот могли другие. Предотвратить переворот могла либеральная интеллигенция - если бы проявила больше патриотизма и сплотилась во имя Победы вокруг своего государя, отложив свои счёты с "системой" на потом. Предотвратить переворот могли бы широкие народные массы - если бы проявили больше доверия своему Верховному Главнокомандующему, если бы сплотились вокруг государя во имя Победы, вместо того, чтобы на все лады пересказывать сплетни про "царя-подкаблучника", "царицу-шпионку" и устроенный ею в Царском Селе лазарет "только для немцев". На самом-то деле в этом царскосельском лазарете помощь оказывалась раненым русским воинам, простым солдатам отнюдь не аристократического происхождения, и в этом лазарете простыми медсёстрами трудились, не покладая рук, сама царица и её старшие дочери. Но в это не хотели верить. Верить хотели в "тайную встречу" между императором Николаем и кайзером Вильгельмом на подводной лодке посередине Балтийского моря. Верить хотели в то, что императрица прячет в Марфо-Мариинской обители у своей сестры своего брата - генерала германской армии. Верили гадким слухам и не хотели верить правде.
Правда восторжествовала. Но восторжествовала не так, как хотелось бы каждому русскому патриоту. Восторжествовала на руинах империи и императорской армии, когда бесцеремонные революционные следователи сладострастно выискивали хоть какие-то зацепки, чтобы обвинить государя и императрицу в измене. Искали - и не находили. Не царь был наказан за свои мнимые грехи, за свою "неуступчивость" и "несовременность" - царь стяжал мученический венец и ушёл в Царствие Небесное, где Господь отёр всякую слезу с очей его. Народ оказался наказан за своё неверие царю - тем, что лишился победы и славы, что на долгие годы оказался отдан под власть беззаконных правителей, что соблазнительные революционные лозунги обернулись обманом, а обещанного благоденствия никто так и не дождался. И интеллигенция оказалась наказана - тем, что из сливок общества, из элиты нации превратилась в никому не нужных эмигрантов, мыкающихся по Парижам и Белградам, подрабатывающих таксистами и официантами.
Отречение Николая Второго. Стоящие слева от государя думские делегаты мнят себя победителями.
Они ещё не ведают, что править Россией им остаётся меньше года.
Не это ли - наглядный урок нам на будущее? Не поражение ли России в Первой Мировой войне, которую государь Николай Александрович для неё практически выиграл, призвано на долгие годы стать предостережением от повторения этого печального опыта? Господи, дай нам веры!
В заключение хочется несколько слов сказать о том, можно ли было спасти монархию, если бы Николай Второй раньше отважился пойти на уступки либеральной интеллигенции. Что было бы, если бы император, вняв голосу прогрессивной общественности, согласился бы даровать России ответственное перед Думой министерство? Стоит вспомнить, каким аргументом Николай Александрович отклонял подобные предложения. "Они напортачат и умоют руки, подав в отставку, - говорил он. - А отвечать мне!" Не верил Николай Александрович ни в ответственность думских деятелей, ни в их способность эффективно управлять. А ответственность за судьбу России чувствовал за собой. Не перед судом ответственность, не перед Думой - гораздо более серьёзную ответственность перед Богом. Ответственность там, где ценой ошибки может оказаться судьба души на всю Вечность.
События показали всю степень прозорливости последнего русского монарха. Инициировав заговор против Верховного Главнокомандующего в разгар Отечественной войны, в условиях, когда русские территории находились под вражеской оккупацией, рискнув ради своих политических амбиций судьбой фронта, думские деятели исчерпывающе доказали, что Россия и её национальные интерсы их не волнуют. Можно ли доверить высшую власть над страной тем, кому эта страна, как говорится, до лампочки, пусть каждый решит для себя сам. После февральского переворота вся полнота власти оказалась в руках думских деятелей. Они получили, наконец, то, чего добивались. Вряд ли найдётся такой человек, который в здравом уме и трезвой памяти назовёт временное правительство эффективным. После февраля 1917-го Россия покатилась к развалу. Пойди император на поводу у думской оппозиции, это скатывание к развалу началось бы - в исполнении тех же самых деятелей - на несколько лет раньше. Николай Александрович сохранил бы за собой трон - но не смог бы помешать распаду страны, любовно собранной за несколько столетий поколениями его предков. Ведь "ответственное министерство" по сути вырывало у царя из рук ключевые рычаги для контроля над правительством. А потом наверняка возникли бы на горизонте какие-нибудь большевики или эсеры, учинили бы свой переворот, задвинув куда подалее недееспособное "правительство народного доверия" вместе с декоративной монархией, и всё покатилось бы туда же, куда в итоге и покатилось. Единственный способ сохранить Империю и одержать победу состоял в том, чтобы доверять императору и сплотиться вокруг него - но как раз этого не хотели ни думцы, ни распропагандированные ими массы. Сопротивление императора Николая Александровича проекту "ответственного министерства" позволило царю выиграть у революции несколько лет стабильного развития, благодаря чему потомки теперь имеют возможность сравнивать. А сравнивая - понять всю категорическую неправоту Февральской революции.
Journal information