Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Архиерей-колчаковец

Интересную историю из житий святых прочитал тут на днях в ЖЖ Дмитрия Николаевича Филина (filin_dimitry). Обычно, когда заходит речь о новомучениках и новоисповедниках российских, представляют себе священников и епископов, истребляемых "обществом победившего пролетариата" как класс. Большевики пытаются добиться от священника признания в контрреволюционной агитации, подразумевая под этим де-факто простое исполнение пастырем своих профессиональных обязанностей, священнослужитель, естественно, свою участие в каких-либо политических комбинациях решительно отрицает, гибнет в большевистских застенках  - и становится мучеником за веру. Однако из этой, ставшей многим привычной, схемы имеются весьма значимые исключения. В период Гражданской войны были священнослужители, не просто симпатизировавшие антибольшевистскому сопротивлению, но и активно принимавшие в этом сопротивлении участие. Разумеется, не с оружием в руках - это было бы нарушением священнической присяги - но своим пастырским словом, своим красноречием, своим духовным авторитетом. И что характерно - Церковь их за это "вмешательство в политику" ни единым словом не осуждала. Ни тогдашняя, ни теперешняя. Одним из таких ярких примеров белогвардейского духовенства служит сщмч. Сильвестр (Ольшевский). Полный текст статьи о нём можно прочитать здесь, я же выделю непосредственно то, что относится к теме Гражданской войны.




Сщмч. Сильвестр Ольшевский, архиепископ Омский


"4 февраля 1918 г. епископ Сильвестр Ольшевский возглавил грандиозный крестный ход по улицам Омска. Шествуя по улицам города, крестный ход останавливался у каждого храма, епископ служил молебен, а затем обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым при наступающем порядке стало грозить разорение.

Через день после городского крестного хода в три часа ночи с 5-го на 6 февраля к архиерейскому дому подошел вооруженный отряд карателей-матросов, матросы стали стучать в двери дома. Так как еще задолго до этой ночи преосвященный Сильвестр, ввиду грабежей и насилий, чинимых в городе под видом обысков, распорядился ночью в дом никого не пускать, прислуга дверей не открыла. Пришедшие стали грозить, что будут стрелять и взорвут двери. Тогда по распоряжению эконома архиерейского дома на соборной колокольне ударили в набат. Каратели бежали. К архиерейскому дому начал сбегаться народ, к которому вышел владыка. В это время стало известно, что какие-то люди грабят дом кафедрального протоиерея о. Александра Соловьева и ключаря. Часть народа пошла к их дому. В это время снова появился вооруженный отряд и ворвался в дом архиерея.

Главарь отряда набросился на находившихся в архиерейском доме людей и, выстрелив из револьвера, разрывной пулей убил эконома владыки Николая Цикуру. Преосвященного Сильвестра схватили, приставили к виску револьвер и, не дав возможности надеть теплую одежду, по сибирскому морозу пешком повели в помещение совета депутатов.

Дорогой в совет депутатов и в первые часы пребывания там безбожники беспрестанно издевались над преосвященным Сильвестром. Епископа посадили в общую душную и грязную комнату. В это время по всему городу гудели колокола — это на звон соборной колокольни откликнулись другие церкви. У храмов, на улицах и площадях появились толпы народа. Возмущенные люди требовали освободить епископа. По требованию верующих горожан к епископу были допущены несколько депутаций. Депутации, общее народное возмущение оказали влияние на настроение безбожников, и владыку перевели в другую комнату. Ругань солдат начала смолкать, а затем и совсем прекратились. На следующий день весь город пришел в движение; учреждения, магазины, учебные заведения закрылись. В городе шла непрерывная стрельба — это красногвардейцы залпами разгоняли народ. У архиерейского дома была поставлена стража. В четыре часа дня в городе объявили осадное положение, и люди были вынуждены разойтись. Стрельба продолжалась всю ночь. В двенадцать часов ночи в архиерейский дом пришла следственная комиссия и опечатала покои епископа. 7 февраля владыка провел в заключении, а 8-го в двенадцать часов дня был освобожден.


В 1918 году патриархом Тихоном ко дню Святой Пасхи был возведен в сан архиепископа.




Омский кафедральный собор



Вскоре белые освободили город от большевиков. В это время Омск, как и вся Сибирь, оказался отрезанным от России линией фронта. В ноябре 1918 года в Томске состоялось соборное совещание архипастырей Сибири, которое организовало Временное Высшее Церковное Управление Сибири, главой которого избрали архиепископа Сильвестра. Свою деятельность он начал с того, что отменил безбожный декрет от 19 января 1918 года. Церкви были возвращены земли и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия. В Сибири была восстановлена учебная деятельность в пяти духовных семинариях и в пяти духовных училищах.

Когда адмирал Колчак пришел к власти, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел его к присяге как Верховного правителя России. В марте 1919 года архиепископ организовал крестный ход по городу с участием Колчака и колчаковского правительства. В мае–июне он совершил поездки по Томской, Красноярской и Иркутской епархиям, во время которых произнес в различных приходах более ста проповедей. Для укрепления духа и нравственности офицеров и солдат белой армии архиепископ Сильвестр восстановил институт военных священников, и в армию им было направлено более двух тысяч пастырей. Церковное управление, возглавляемое высокопреосвященным Сильвестром, разослало более шестидесяти тысяч воззваний, в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. В Омске стали издаваться журналы “За святую Русь” и “Сибирский благовестник”.




Адмирал А.В. Колчак, верховный правитель Белой России.



В августе 1919 года в Омске состоялся съезд казачьих войск России, на котором с приветственным словом выступил Верховный правитель адмирал Колчак, призывая защитить веру православную, а высокопреосвященный Сильвестр благословил воинов хоругвями с изображением креста и надписью: “Сим победиши”.

В конце 1919 г. при отступлении Белой армии из Омска остался с вверенной ему Богом паствой и был сразу же арестован большевиками. В течение двух месяцев подвергался истязаниям в ЧК, где от него безрезультатно требовали "покаяния".

26 февраля 1920 года был жестоко убит. Прибив руки святителя гвоздями к полу, безбожные изверги раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили ему сердце. Тело священномученика затем было тайно захоронено палачами, и место погребения было до недавнего времени неизвестно.

В 1998 году архиепископ Сильвестр был канонизирован как местночтимый святой Омской епархии.


Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания" (конец цитаты).


Итак, что же мы видим?  Первое. Епископ (впоследствии - архиепископ) Сильвестр Ольшевский недвусмысленно выражает поддержку Белому Движению. Почему он это делает? Потому что на собственном примере убедился в антихристианской сущности большевизма и в том, что революция стремится уничтожить Церковь. Более того - он благословляет белогвардейские войска и активно проповедует среди населения, агитируя в пользу Колчака и его армии. Второе. Колчак всецело поддерживает Церковь на подвластной ему территории. Принимает благословения от архиерея, участвует в крестных ходах, весьма оперативно решает вопрос о восстановлении института полковых священников. То есть, определённо можно сделать вывод о том, что Белое Движение предпринималось в том числе и ради защиты православной веры. Третье. Мы видим, что деятельность владыки Сильвестра не встречает осуждения со стороны Патриарха Тихона. И четвёртое. Мы видим, что владыка Сильвестр был умучен большевиками за свою поддержку Белого Движения. Церковь, тем не менее, сочла его мучеником - то есть квалифицировала деятельность владыки Сильвестра по поддержке белых как защиту Православия. А значит, пусть и косвенно, выразила свою поддержку и той политике, которую проводил в Сибири адмирал Колчак. Поэтому говорить о том, будто бы Церковь "не одобряла Белое Движение", явно не приходится.

Более того - полагаю, что современные почитатели памяти Колчака вполне могли бы молиться священномученику Сильвестру Ольшевскому об исторической реабилитации адмирала и об увековечении его памяти.
Tags: Белые, Гражданская война, История Отечества, Колчак, Наши святые, Новомученики и новоисповедники, Православие
Subscribe

promo mikhael_mark октябрь 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments