Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Архиерей-колчаковец

Интересную историю из житий святых прочитал тут на днях в ЖЖ Дмитрия Николаевича Филина (filin_dimitry). Обычно, когда заходит речь о новомучениках и новоисповедниках российских, представляют себе священников и епископов, истребляемых "обществом победившего пролетариата" как класс. Большевики пытаются добиться от священника признания в контрреволюционной агитации, подразумевая под этим де-факто простое исполнение пастырем своих профессиональных обязанностей, священнослужитель, естественно, свою участие в каких-либо политических комбинациях решительно отрицает, гибнет в большевистских застенках  - и становится мучеником за веру. Однако из этой, ставшей многим привычной, схемы имеются весьма значимые исключения. В период Гражданской войны были священнослужители, не просто симпатизировавшие антибольшевистскому сопротивлению, но и активно принимавшие в этом сопротивлении участие. Разумеется, не с оружием в руках - это было бы нарушением священнической присяги - но своим пастырским словом, своим красноречием, своим духовным авторитетом. И что характерно - Церковь их за это "вмешательство в политику" ни единым словом не осуждала. Ни тогдашняя, ни теперешняя. Одним из таких ярких примеров белогвардейского духовенства служит сщмч. Сильвестр (Ольшевский). Полный текст статьи о нём можно прочитать здесь, я же выделю непосредственно то, что относится к теме Гражданской войны.




Сщмч. Сильвестр Ольшевский, архиепископ Омский


"4 февраля 1918 г. епископ Сильвестр Ольшевский возглавил грандиозный крестный ход по улицам Омска. Шествуя по улицам города, крестный ход останавливался у каждого храма, епископ служил молебен, а затем обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым при наступающем порядке стало грозить разорение.

Через день после городского крестного хода в три часа ночи с 5-го на 6 февраля к архиерейскому дому подошел вооруженный отряд карателей-матросов, матросы стали стучать в двери дома. Так как еще задолго до этой ночи преосвященный Сильвестр, ввиду грабежей и насилий, чинимых в городе под видом обысков, распорядился ночью в дом никого не пускать, прислуга дверей не открыла. Пришедшие стали грозить, что будут стрелять и взорвут двери. Тогда по распоряжению эконома архиерейского дома на соборной колокольне ударили в набат. Каратели бежали. К архиерейскому дому начал сбегаться народ, к которому вышел владыка. В это время стало известно, что какие-то люди грабят дом кафедрального протоиерея о. Александра Соловьева и ключаря. Часть народа пошла к их дому. В это время снова появился вооруженный отряд и ворвался в дом архиерея.

Главарь отряда набросился на находившихся в архиерейском доме людей и, выстрелив из револьвера, разрывной пулей убил эконома владыки Николая Цикуру. Преосвященного Сильвестра схватили, приставили к виску револьвер и, не дав возможности надеть теплую одежду, по сибирскому морозу пешком повели в помещение совета депутатов.

Дорогой в совет депутатов и в первые часы пребывания там безбожники беспрестанно издевались над преосвященным Сильвестром. Епископа посадили в общую душную и грязную комнату. В это время по всему городу гудели колокола — это на звон соборной колокольни откликнулись другие церкви. У храмов, на улицах и площадях появились толпы народа. Возмущенные люди требовали освободить епископа. По требованию верующих горожан к епископу были допущены несколько депутаций. Депутации, общее народное возмущение оказали влияние на настроение безбожников, и владыку перевели в другую комнату. Ругань солдат начала смолкать, а затем и совсем прекратились. На следующий день весь город пришел в движение; учреждения, магазины, учебные заведения закрылись. В городе шла непрерывная стрельба — это красногвардейцы залпами разгоняли народ. У архиерейского дома была поставлена стража. В четыре часа дня в городе объявили осадное положение, и люди были вынуждены разойтись. Стрельба продолжалась всю ночь. В двенадцать часов ночи в архиерейский дом пришла следственная комиссия и опечатала покои епископа. 7 февраля владыка провел в заключении, а 8-го в двенадцать часов дня был освобожден.


В 1918 году патриархом Тихоном ко дню Святой Пасхи был возведен в сан архиепископа.




Омский кафедральный собор



Вскоре белые освободили город от большевиков. В это время Омск, как и вся Сибирь, оказался отрезанным от России линией фронта. В ноябре 1918 года в Томске состоялось соборное совещание архипастырей Сибири, которое организовало Временное Высшее Церковное Управление Сибири, главой которого избрали архиепископа Сильвестра. Свою деятельность он начал с того, что отменил безбожный декрет от 19 января 1918 года. Церкви были возвращены земли и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия. В Сибири была восстановлена учебная деятельность в пяти духовных семинариях и в пяти духовных училищах.

Когда адмирал Колчак пришел к власти, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел его к присяге как Верховного правителя России. В марте 1919 года архиепископ организовал крестный ход по городу с участием Колчака и колчаковского правительства. В мае–июне он совершил поездки по Томской, Красноярской и Иркутской епархиям, во время которых произнес в различных приходах более ста проповедей. Для укрепления духа и нравственности офицеров и солдат белой армии архиепископ Сильвестр восстановил институт военных священников, и в армию им было направлено более двух тысяч пастырей. Церковное управление, возглавляемое высокопреосвященным Сильвестром, разослало более шестидесяти тысяч воззваний, в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. В Омске стали издаваться журналы “За святую Русь” и “Сибирский благовестник”.




Адмирал А.В. Колчак, верховный правитель Белой России.



В августе 1919 года в Омске состоялся съезд казачьих войск России, на котором с приветственным словом выступил Верховный правитель адмирал Колчак, призывая защитить веру православную, а высокопреосвященный Сильвестр благословил воинов хоругвями с изображением креста и надписью: “Сим победиши”.

В конце 1919 г. при отступлении Белой армии из Омска остался с вверенной ему Богом паствой и был сразу же арестован большевиками. В течение двух месяцев подвергался истязаниям в ЧК, где от него безрезультатно требовали "покаяния".

26 февраля 1920 года был жестоко убит. Прибив руки святителя гвоздями к полу, безбожные изверги раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили ему сердце. Тело священномученика затем было тайно захоронено палачами, и место погребения было до недавнего времени неизвестно.

В 1998 году архиепископ Сильвестр был канонизирован как местночтимый святой Омской епархии.


Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания" (конец цитаты).


Итак, что же мы видим?  Первое. Епископ (впоследствии - архиепископ) Сильвестр Ольшевский недвусмысленно выражает поддержку Белому Движению. Почему он это делает? Потому что на собственном примере убедился в антихристианской сущности большевизма и в том, что революция стремится уничтожить Церковь. Более того - он благословляет белогвардейские войска и активно проповедует среди населения, агитируя в пользу Колчака и его армии. Второе. Колчак всецело поддерживает Церковь на подвластной ему территории. Принимает благословения от архиерея, участвует в крестных ходах, весьма оперативно решает вопрос о восстановлении института полковых священников. То есть, определённо можно сделать вывод о том, что Белое Движение предпринималось в том числе и ради защиты православной веры. Третье. Мы видим, что деятельность владыки Сильвестра не встречает осуждения со стороны Патриарха Тихона. И четвёртое. Мы видим, что владыка Сильвестр был умучен большевиками за свою поддержку Белого Движения. Церковь, тем не менее, сочла его мучеником - то есть квалифицировала деятельность владыки Сильвестра по поддержке белых как защиту Православия. А значит, пусть и косвенно, выразила свою поддержку и той политике, которую проводил в Сибири адмирал Колчак. Поэтому говорить о том, будто бы Церковь "не одобряла Белое Движение", явно не приходится.

Более того - полагаю, что современные почитатели памяти Колчака вполне могли бы молиться священномученику Сильвестру Ольшевскому об исторической реабилитации адмирала и об увековечении его памяти.
Tags: Белые, Гражданская война, История Отечества, Колчак, Наши святые, Новомученики и новоисповедники, Православие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments