Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Торжество Православия

Сегодня - неделя Торжества Православия. С чем, собственно, всех православных читателей моего ЖЖ и поздравляю! И по такому случаю хочу предложить их благосклонному вниманию два текста, созданных моими друзьями по интернет-переписке.




Торжество православия


Автор первого текста - Дмитрий Николаевич Филин (filin_dimitry), рассказавший на страницах своего ЖЖ о некоторых подробностях установления данного праздника и о связанных с ним церковных традициях. Оригинал здесь.


Празднование Торжества Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.




торжество-православия 1



В России чин Торжества Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года, приведены ниже.

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.

Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.

Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

Неприемлющим благодати искупления Евангелием Проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.

Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.

Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.

Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.

Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.


В феврале 1901 г. Св. Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего: «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской.»




торжество-православия 2



В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы:
Лев Толстой как проповедующий «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» (Святейшим Синодом в феврале 1901);
«творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918);
несколько священников «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году;
те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т. п. (1994);
монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»
(1994);
Глеб Павлович Якунин (Архиерейский Собор 1997 г., после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана, постановил: «Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.»).


В 1971 году анафема была снята со старообрядцев.

Примечание хозяина блога. Среди анафематизмов, возглашаемых в рамках чина Торжества Православия, в наши дни особенно актуально звучат слова: "Неприемлющим благодати искупления Евангелием Проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема". Если вдуматься, то этот текст - ясное возвещение анафемы тем, кто сегодня так любит поразглагольствовать о "царе-искупителе" Николае II, якобы, "все грехи России смывшем царской кровью". И в своём безумии доходит до того, что дерзает защищать это языческое по сути своей учение даже после всех неоднократных и резких выступлений против него со стороны священноначалия и лично покойного Патриарха Алексия (Ридигера). Между тем, святые отцы Вселенских Соборов недвусмысленно предупреждали, что искупительная Жертва Христа - "единственное наше средство ко оправданию перед Богом". Итак, безумне глаголющим святаго царя Николая II "царем-искупителем" быти - анафема! Анафема! Анафема!

***

Автор второго текста - протоиерей Александр Авдюгин (rebrik) из Луганской Народной Республики. В своей статье этот достойный пастырь обращает наше внимание на то, что Торжество Православия - это не только о древних отцах, это и о нас с Вами. У каждого из нас в своей жизни были собственные моменты, которые мы смело можем назвать моментами Торжества Православия - это случаи явной Божией Помощи, поданной нам вопреки нашему недостоинству. Оригинал статьи здесь.


Протоиерей Александр Авдюгин


До дня нынешнего идет утверждение и подтверждение евангельского, что без Бога «и волос с головы вашей не пропадет» (Лук.21:18) и что никакие катаклизмы, преткновения и препятствия веры нашей не одолеют. Это не пафосное утверждение, не штамп амвонный, а вывод из событий больших и малых, известных всем или только тебе, это, повторюсь, объективная реальность верующего человека.

Несколько примеров таких событий-свидетельств. Начну с 90-х.

Зима 1993-1994 годов. Заканчиваем в храме изготовление иконостаса. В стране инфляция, которая крепко ударила по церковному бюджету. Для полного расчета с художником и отделочниками не хватало денег. Это понимал уже не только я, но и те, кто трудился над иконостасом, тем более, что больших праздников, приносящих хоть какой-то доход, в ближайшее время не было. Оставалось надеяться лишь на милость Божию.

За несколько дней до окончания работ разгулялась непогода, и я остался ночевать на приходе. Поздно вечером к церкви подъехала иномарка. Богато одетые мужчина и женщина, позже выяснилось, что это муж и жена, настоятельно просили меня немедленно отслужить благодарственный молебен. «Но почему именно сейчас?» – недоумевал я. «Два часа назад нас Бог спас от смерти, – рассказали они. – Под Красным Лучом машину нашу занесло, и она, потеряв всякое управление, более двухсот метров, кружась, неслась по дороге. Только чудом машина не столкнулась со встречными и не улетела с крутого уклона, а, на полном ходу, врезалась в единственный на спуске сугроб. Служи, батя, службу, Господь нам помог». Я отслужил. На храм они пожертвовали даже более того, что требовалось для расчета.

Теперь недалекий военный 2014-й.

В Луганске во временный храм преподобного Сергия Радонежского, аккурат к окончанию литургии снаряд прилетел. Насквозь потолок пробил, благо, что не разорвался. И что? На следующий день на литургии те же, кто и вчера молился. Даже больше.



Это фото не из Ровеньков. Это Донецкая митрополия. И схожая история. Снаряд из "Града",
подло направленный богохульной рукой украинских нацистов, попал в храм, пробил крышу,
глубоко вошёл в пол и... не разорвался!





А могло кончиться и вот так...


И даже вот так.


В наших Ровеньках, летом 14-го, как по заказу, обязательно к евхаристическому канону, к главному церковному Таинству, стекла в окнах и витражах от недалекой работы артиллерии ходуном ходить начинали, и что?

Никто не уходил! Более того, в самое тяжкое время, когда город опустел, когда не было связи и воды, когда не слышалось детского смеха, собирались и обходили город ходами крестными. Водители автобусов и немногочисленных автомобилей, которые до войны громогласно возмущались за препятствия нами на дороге во время этих ходов чинимые, в военные июльские и августовские дни, останавливались, из машин выходили, на колени становились и крестным знамением себя осеняли.

Или, дней нынешних пример.

Практически с начала этой междоусобной брани ездим мы со старостой за лекарствами для наших пенсионеров, больных и немощных. Деваться некуда, трудно пока им выживать и здоровье поддерживать. Война, она по самому больному бьет. Откуда деньги? Да от православных, причем не только из России. Казахстан, США, Прибалтика, Германия и даже Новая Зеландия. Перечислить всех вряд ли смогу.

Это и есть Торжество Православия, и оно всегда будет присутствовать в нашем сердце, если вера отцов будет не только благочестивой традицией, но возрастающей «из силы в силу» жизненными этапами.

Tags: Наши праздники, Православие
Subscribe
promo mikhael_mark january 14, 10:23 10
Buy for 10 tokens
Дмитрий Филин (filin_dimitry) попросил своих виртуальных друзей расместить в своих ЖЖ этот материал. С удовольствием это делаю, так как для нас с Дмитрием Николаевичем (как и со всеми настоящими православными, всерьёз думающими о том, во что и в Кого они веруют) царебожники - общий…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment