Каждый год 23 февраля в России отмечается День Защитника Отечества. По крайней мере, таково его официальное название, хотя чаще его называют "народным" именем - "мужским днем". И каждый год вспыхивают спор, стоит ли праздновать этот день именно 23 февраля. Многие считают, что у этой даты неподходящая для государственного праздника историческая база, и какое-то время мне тоже так казалось. Однако со временем я пришел к выводу, что историческая фундамент у Дня Защитника не шаткий, а скорее, неоднозначный, а потом понял, что этот день просто идеален для размышлений над вопросами о Защите Отечества.
Он связан с историческими событиями, которые произошли в России во время Первой мировой войны и вскоре после октябрьского переворота. Войска Центральных Держав (наши противники в ПМВ) начали свое наступление, чтобы принудить советское правительство к миру на их условиях. В связи с этим наступлением 22 февраля 1918 года был издан декрет "Социалистическое Отечество в опасности". Согласно версии, появившейся в 1938 году, 23 февраля защитники Советской России одержали первые победы над интервентами.
Споры о том, были ли эти первые победы в действительности, могут идти бесконечно. Но очевидно, что даже если они имели место, это ничего не дало, потому что основная масса войск бежала. Как писал Ленин, последовали "мучительно-позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции". В результате большевики подписали Брестский мир, по которому территория России уменьшилась примерно на миллион квадратных километров. Ленин назвал этот мир "тяжелым", "угнетательским" и "позорным". Это было время небывалого позора тех, кто должен был защищать Отечество, время позора для нашей армии и позора для нашей страны.
Однако сам Декрет "Социалистическое Отечество в опасности" действительно стоит того, чтобы его помнить. Он символизировал изменения отношения коммунистической власти к самой теме Защиты Отечества вообще и защиты Отечества в Первую мировую в частности. Ведь до этого лозунгом большевиков постоянно было: "Долой войну!" А тут они поняли, что "отечество в опасности", и именно об этом они стали говорить в своей пропаганде.
Этот декрет можно считать поворотом в политике, касающейся армии. До этого большевистская партия поддерживала демократизацию армии, которую начал Петросовет в начале Февральской Революции, издав печально знаменитый "Приказ N1". Придя к власти, большевики не отменили "завоевания Февраля", а усугубили их. Они не ликвидировали солдатские комитеты, а наоборот, передали им власть, и в результате деградация армии продолжилась. Вот слова Ленина о "некоторых руководителях": "...Смотрели сквозь пальцы на гигантское разложение быстро демобилизующейся армии, уходящей с фронта..." То есть проблемы в армии продолжились и после революции, что закономерно привело к Брестскому миру. Но сразу после него большевики (переехав в Москву, подальше от Петросовета) отменили солдатские комитеты и стали создавать армию с нормальными "дореволюционными" порядками.
В целом история коммунистического государства - это история постоянных вопросов: "Как быть, согласно идее или согласно обстоятельствам?". При этом построение Красной армии можно, вероятно, назвать первым примером, где идеологии пришлось отступить перед государственническим прагматизмом. Армия стала не "революционно-демократической", а обычной - такой, какой и должна была быть, со своей иерархией. При этом большевистская пропаганда оказалась такой же, как и пропаганда в Российской Империи и в период "Временного правительства". Ведь в дореволюционной России тоже говорили, что Отечество в опасности и идет Вторая Отечественная война.
Таким образом, теперешний День Защитника Отечества - это день тех, кто защищал его в Первую Мировую войну. Но тут надо отметить еще одно печальное обстоятельство, которое подчеркивает этот день. Это раскол нашей истории на дореволюционную и историю после 1917 года.
Ленин писал: "Мы оборонцы с 25 октября 1917 года". А до этого большевики были пораженцами. Собственно, Ленина можно назвать сугубым пораженцем, так как он выступал за поражение нашей страны и во время Русско-Японской, и во время Первой Мировой войн. Россию он называл "Тюрьмой народов", защищать которую было не надо. А вот социалистическое Отечество - это совсем другое дело. Оно уже нуждалось в защите.
Большевистский диктатор В.И. Ленин, насколько бы ни был сугубо гражданским человеком,
в период Гражданской войны переоделся на военный манер.
И вот именно на это и указывает нынешний День Защитника Отечества. По большому счету его надо называть Днем Защитника Социалистического Отечества. Но защитники СССР появились в 1918 году, а вот защитники России существовали гораздо раньше, как и сама Россия.
В 1930-х годах отношение советской власти к дореволюционной истории изменилось. Ее перестали описывать в мрачных тонах и начали возрождать культ дореволюционных защитников Отечества. Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов были теперь не только эксплуататорами, но и примерами, достойными подражания.
По сути, мнение о том, что «эксплуататорскую Россию защищать не надо«, к тому времени устарело. Об этом, кроме всего прочего, свидетельствовал речь Сталина о войнах с Японией. Но полностью реабилитировать войны начала XX века власть не могла - все-таки сам Ленин выступал тогда пораженцем. В итоге получилось что-то странное.
Но давайте обратим внимание на сам вопрос, который большевики поставили своей антивоенной пропагандой. Для пораженцев он звучит так: "Какое Отечество нужно защищать?", однако лично мне хотелось бы поставить его иначе: "В каких исключительных случаях не надо сражаться за свою страну?"
Journal information