Сегодня у Владимира Соловьева (канал Россия) участвовал в дискуссии о хиджабе в школе.
Моя позиция такая:
1. Не рой другому яму. Если православные поддержат либералов, требующих запрета на мусульманскую символику у школьников, то вскоре под удар попадут и наши нательные крестики или дневники с изображениями храмов.
2. Опознавательно-религиозная, конфессионально-идентифицирующая символика недопустима только в том случае, если она становится поводом к нарушению равенства. То есть если учителя прибавляют или убавляют «балл» за то, что ребенок относится к определенной этно-конфессиональной группе. Если же школа нейтральна – то почему от детей надо требовать отказал от их конфессиональной идентичности? Это же касается и самого детского коллектива.
3. Нейтральность школы в религиозном вопросе не означает стерилизации школы от религии. Школа может быть двояко нейтральна: а) запретить все религиозные символы; б) спокойно относиться ко всем же религиозным символам. Я – за второй вариант.
4. Если кого-то напрягает вид чужой религиозной святыни – это проблема дурного воспитания того, кто оскорбляется, но не того, кто просто носит свою святыню.
5. При этом нужно помнить, что у такой толерантности есть границы. Гейдар Джемаль на этой же передаче требовал, чтобы в школьных занятиях делали перерыв для совершения намаза. А в Австрии, в одной из школ Линца трое отцов (двое босняков и один чеченец) потребовали от учителей в жесткой форме:
- обязательного ношения платков учительницами и директрисой;
- запрещения учительницам делать замечания мужчинам, пускай и школьного возраста;
- права их детям не обращаться к женщинам на "Вы" (это не шутка);
- запрещения их правоверным детям принимать участие в совместном пении, как акте "проституции".
А в школе им. Рютли в Новом Кёльне (район Берлина) директриса школы Бригитта Пик потребовала роспуска собственной школы. Насилие, царящее в ней, полностью вышло из-под контроля, занятий практически нет, идут непрерывные драки, выбиваются двери, жгутся петарды, учителей избивают или игнорируют.
В школе - 20% школьников коренной немецкой национальности. Их называют "свиноедами", и они - самая забитая и бесправная часть школьного населения. Упоминается и о том, что школьники-немцы стараются говорить с акцентом, чтобы не нарываться на неприятности и не отличаться от основной массы...
У толерантности должны быть границы. Но если «дать бой» на линии платочков – то провал этого фронта может быть воспринят как тотальная капитуляция и по всем остальным вопросам. Поэтому из-за платочков лучше не ссориться.
Journal information