
Атаман Всевеликого Войска Донского Алексей Максимович Каледин
Как известно, Алексей Максимович покончил жизнь самоубийством, не вынеся предательства казаков, которые менее года тому назад единодушно избрали его своим атаманом. Известно также, что самоубийц в Церкви отпевать не положено. Но офицеры - боевые соратники Алексея Максимовича - не пожелали мириться с тем, что не смогут помолиться за упокой любимого командира. Ведь помолиться за упокой по их понятиям, означало - проститься с усопшим по-человечески. Совесть не позволяла им закопать заслуженного полководца за оградой кладбища, как собаку. Видимо, атамана они почитали сильнее, чем Церковь - а может, просто не могли поверить, что такого человека, как Каледин, Бог может оставить Своей милостью. И потому решились на обман. В этом их горячо поддержала вдова покойного Мария (напомню: Мария Каледина была неправославного вероисповедания и швейцарка по происхождению, но преданно любила своего мужа-атамана). В храм были внесены два гроба. Один - деревянный, в котором лежали останки неустановленного белого добровольца, имени которого офицеры и сами не знали. Просто пал в бою молодой человек, защищая Тихий Дон от большевистского нашестви, а кто он, какого роду-племени - не успели спросить. Другой гроб был цинковый, запаянный. И в нём лежали останки атамана Каледина. Что ж, запаянные цинковые гробы в условиях войны - обычное дело. Снаряды порой до такой степени калечат тело погибшего, что выставить его на всеобщее обозрение просто не представляется возможным.
Священник отпел обоих как неизвестных, за Веру и Отечество живот свой положивших. На панихиде присутствовали лишь семь человек - Мария Каледина, адъютант атамана поручик Майборский, председатель донского правительства Е.А. Волошинов и четверо белоказачьих офицеров, имена которых не сохранились. Об этих подробностях ныне стало известно благодаря донскому историку Д. Ленивову, разыскавшему потомков Волошинова. История похорон Каледина передавалась в его семье из уст в уста.
А.М. Каледин в гробу. Фото сделано в день смерти атамана
Итак, анонимно отпетый Каледин (а офицеры про себя наверняка молились за упокой раба Божия Алексия) в цинковом гробу был похоронен, как того и требовали обычаи, за оградой кладбища. Никаких памятных знаков на его могиле казаки не поставили, но хорошо запомнили это место, в надежде вернуться в Новочеркасск и перезахоронить атамана со всеми причитающимися ему воинскими почестями. А гроб неизвестного закопали в ограде кладбища, установив над его могилой крест с надписью "Алексей Максимович Каледин".
Друзья Каледина оказались правы в своих предположениях: ворвавшиеся в город красногвардейцы Сиверса первым делом снесли могилу в ограде кладбища, где был похоронен неизвестный. Останки, правда, в тот роковой год не тронули. Эксгумацию мнимой могилы Каледина чекисты произвели уже в 1921 году, после окончательной победы красных на юге России. И констатировали, что тело "гражданина Каледина" в могиле не обнаружено. Глумиться над прахом неизвестного большевики не стали и снова предали его земле. А останки Каледина, захороненные за оградой кладбища, избежали надругательства. Обо всём этом сегодня пишут поисковики, занимающиеся розыском подлинных останков атамана. И судя по всему, они близки к цели.
Вот и получается, что Промыслом Божиим совершённое офицерами-белоказаками каноническое преступление - отпевание Каледина было совершено обманом, вопреки церковному уставу - в итоге спасло останки атамана от надругательства со стороны большевиков. А его душу, естественно, судить будет только Господь.
И всё-таки Каледин был отпет. Отпет полноценно, с упоминанием своего крещального имени и при большом стечении народа. Совершил это отпевание протопресвитер Георгий Шавельский в период успехов белой армии Деникина.
Journal information