Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Памяти Владимира Семёновича Высоцкого

А ещё сегодняшний день - день памяти выдающегося актёра, поэта и автора-исполнителя Владимира Семёновича Высоцкого.




Наверное, у каждого из нас был свой Высоцкий. И свои любимые песни из написанного этим человеком. Высоцкий был многогранен. Его песни не походили по тематике одна на другую, но каждая из них задевала в чьей-нибудь душе какие-то особо личные струны. Он пел о том, что волновало его слушателей. А когда в открытую петь было нельзя - он мастерски изъяснялся эзоповым языком, и тогда рождались разухабисто-стёбные "Жираф", "Козёл отпущения" или "Песня о несчастных лесных жителях" или надрывная "Охота на волков", от которой у меня до сих пор мурашки по коже.

В конце 1980-х годов, когда началась перестройка и гласность, Высоцкий, к тому времени уже пять лет лежавший в могиле на Ваганьковом кладбище, вдруг оказался востребован властями предержащими. Из него начали лепить пророка. Как водится - непризнанного в своём Отечестве. Между тем, творческая жизнь Высоцкого была довольно насыщенной. Да, не во всех фильмах ему удалось сняться, в каких он хотел - но имеющиеся в нашем распоряжении его роли давно и безоговорочно стали классикой отечественного кинематографа, будь то Глеб Жеглов из мини-сериала "Место встречи изменить нельзя", альпинист Володя из "Вертикали", Бенгальский из "Опасных гастролей" или несравненный Абрам Ганнибал из "Сказа про то, как царь Пётр арапа женил". Да, его песни не популяризировали столь активно, как творчество "официозных" поэтов и композиторов - но пластинки всё же выходили - диски-миньоны по четыре песни на каждом и диск-гигант (полноценный долгоиграющий альбом), выпущенный фирмой "Мелодия" в 1980 году, его песни звучали и в кинофильмах, увеличивая его и без того феноменальную популярность.

Высоцкий никогда не относил себя к бардам. Он был профессиональный артист. Его голос, его исполнительский талант намного превышал уровень какой бы то ни было "самодеятельной песни". У него - о чём из-за подчёркнутой хрипотцы мало кто догадывался - был оперный диапазон, выше двух октав. Актёрский талант успешно дополнял исполнительский. О чём бы ни пел Высоцкий - будь то приключения алкоголика в медвытрезвителе, невесёлые мысли провинциала, занесённого нелёгкой судьбой в столицу, или героика Великой Отечественной войны - он делал это настолько искренне, что ему верили.

О "военных"  песнях Высоцкого надо сказать особо. Когда Высоцкий стал популярен, и эти песни зазвучали со сцены, стали расходиться на грампластинках и магнитной ленте, многие ветераны Войны писали Высоцкому: "Володя, помнишь..." - и дальше пускались во фронтовые воспоминания. Они всерьёз верили, что эти песни написаны их фронтовым товарищем, который вместе с ними пробивался из окружения, мёрз в окопе или метался в бреду в госпитальной палате. И не хотели верить в то, что Высоцкому на момент начала войны исполнилось всего три года.


Высоцкий, повторюсь, был актёр. Гениальный актёр. Это помогало ему блестяще вживаться в образ, когда он пел со сцены свои песни-монологи. Поэтому он так успешно и отыгрывал свою роль, когда пел о войне. Но не только. Яркой особенностью Высоцкого-актёра всегда оставалось то, что играя на экране или на сцене других людей, он всегда привносил в их образ частичку себя самого. Вот и военная тема была частью его биографии. Память о войне жила в семье поэта. Его отец, Семён Владимирович, полковник-связит, кавалер 20 орденов, прошёл всю войну. Брат отца - Алексей Владимирович - офицер-артиллерист, кавалер трёх орденов Красного Знамени. Отец после войны некоторое время служил в советской группе войск в Германии (благодаря чему Высоцкий с детства блестяще знал немецкий язык). Так что война естественным образом вошла в его жизненный опыт. И к этому опыту он неоднократно возвращался. Высоцкому не надо было говорить об исторической памяти - он этой памятью жил. И пытался её осмысливать в своих песнях, которые отнюдь не всегда укладывались в лакированный официоз "эпохи застоя". Я хорошо помню его последний концерт - на ТВ, отснятый и записанный незадолго до смерти артиста. Высоцкий тогда исполнил много своих песен. Но всякий раз, когда заходила речь о войне, он поднимался на ноги (а он тогда уже очень плохо себя чувствовал) и повторял: "Такие песни надо петь стоя!"


Фото с последнего концерта Высоцкого на ТВ.
Владимир Семёнович поёт "Мы вращаем землю".



Я познакомился с творчеством Владимира Высоцкого, ещё будучи дошкольником. Жили мы тогда в коммунальной квартире в маленьком деревянном домике дореволюционной застройки. Соседка за стеной часто включала пластинку Высоцкого - ту самую, 1980 года. А я прижимался ухом к стене и жадно ловил доносившиеся оттуда звуки. Хриплый баритон Владимира Семёновича, его необычные мелодии и остроумные слова запали в душу шестилетнего мальчишки, плохо ещё понимавшего, о чём поёт этот знаменитый актёр. В школьные годы моё увлечение Высоцким стало более осмысленным  и целенаправленным, тем более, что грянула перестройка, заслуги покойного были признаны на самом высоком уровне, а на витринах магазинов замелькали многочисленные диски из серии "На концертах Владимира Высоцкого". Песни Высоцкого слушали (правда, на магнитофоне) и мамины друзья по турбазе "Умзово", с которыми мы потом могли часами обсуждать, что хотел сказать поэт той или иной фразой. В тот период меня более всего занимали сатирические и юмористические песни Высоцкого - "Жираф", "Нечисть", "Песня о диком вепре", "Козёл отпущения".

Затем был период - совпавший с периодом моего воцерковления - когда Высоцкий-актёр почти полностью затмил в моём создании Высоцкого - поэта и певца. Я мог часами пересматривать фильмы с его участием, будь то "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил", "Опасные гастроли" или "Интервенция", но песни его надолго ушли из моей жизни. Не в последнюю очередь - благодаря протодиакону Андрею Кураеву, сказавшему в одном из интервью, что у Высоцкого были "плохие отношения с христианством".

А теперь Высоцкий снова возвращается в мою жизнь. Возвращается, но уже с другими песнями. Переслушивать "Любовь в каменном веке" или "Песню о переселении душ" мне сейчас уже вряд ли захочется. Но в песни Высоцкого о Великой Отечественной войне я буквально влюбился. А ещё сильнее - в его "робин-гудовский" цикл. Вот где действительно философские глубины в лучших традициях классической поэзии. И очень любопытно, что "Баллада о борьбе", написанная в далёком 1975-м (в год моего рождения!) вдруг оказалась на удивление созвучна моему сравнительно новому увлечению - ибо она фактически резюмирует содержание всех семи томов "Гарри Поттера".

Есть и ещё одна песня Высоцкого, с которой у меня связаны  очень личные переживания. Это - "Купола". Песня, в которой удивительно русские, народные, традиционные образы, словно вышедшие из тех самых седых времён, когда "звонко лопалась сталь под напором меча, тетива от натуги дымилась". Но если в робин-гудовском цикле никуда не деться от образов западноевропейской культуры, то в "Куполах" - своё, родное, словно и впрямь сквозь хриплый баритон Высоцкого прорывается пение сказочных птиц - Сирина, Алконоста и Гамаюна. И боль народа, который на последние гроши кроет купола чистым золотом - "чтобы чаще Господь замечал".

Высоцкий был полукровкой. По отцовской линии он происходил из украинских евреев, по материнской же - из русских крестьян Тульской губернии, пробившихся в интеллигенцию. Но душой этот человек всегда оставался безукоризненно русским. Он жил как русский, страдал как русский, и даже грешил как русский, подорвав, в конечном счёте своё здоровье алкоголизмом. "Мы тоже дети страшных лет России, - писал он в одном из своих автобиографических стихотворений. - Безвременье вливало водку в нас".

Испрашиваю молитв всех православных читателей моего журнала об упокоении раба Божия Владимира.

Tags: Вечная память, Высоцкий, Культурология
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments