Позволю себе продолжить серию материалов к 75-летию прорыва Блокады Ленинграда.
Итак, 18 января 1943 года, в ходе операции Искра Красная Армия (войска Ленинградского и Волховского фронтов) прорвали кольцо блокады. Впервые продукты и боеприпасы для измученного осадой города пошли с большой земли сухим путём. Трудно переоценить значение этой победы в ходе Великой Отечественной войны. И не случайно проложенную по образовавшемуся коридору вдоль Ладоги железнодорожную ветку народ прозвал Дорогой Победы.

Карта операции "Искра"
Казалось, ещё совсем недавно советские войска завершили Синявинскую наступательную операцию, в ходе которой вынуждены были откатиться на исходные позиции, так и не сумев прорвать блокаду. Вместе с тем, Синявинская операция заставила советские войска почувствовать себя увереннее: она уже не завершилась таким катастрофическим поражением, как Любанская операция - войска сумели организованно отойти и закрепиться на своих первоначальных рубежах, перейдя к обороне. Ни одной советской части немцы уже не смогли взять в котёл и уничтожить. Более того - Синявинская операция в масштабах всей Великой Отечественной войны дала даже стратегический выигрыш, так как не позволила немцам перебрасывать свои резервы под Сталинград, где в тот момент решалась судьба всей Второй Мировой войны. Напротив, в своём стремлении помешать прорыву Блокады они оказались вынуждены снимать резервы и перебрасывать их под Ленинград.
Немецкие войска на позициях под Ленинградом
Преодолеть такие укрепления можно было, лишь обеспечив многократное превосходство в силах. Сделать это Мерецкову и Говорову удалось. Тем более, что из резервов Ставки были получены новые вооружения. 2-я ударная армия, фактически уничтоженная в ходе Любанской операции и понёсшая серьёзные потери в Синявинской, была снова отмобилизована и готова к наступлению. Именно её Мерецков решил использовать в качестве ударного кулака. Волховский фронт имел на направлении удара 165 тысяч человек личного состава, 2100 орудий и миномётов, более 500 РСЗО "Катюша", 300 танков, в том числе 30 тяжёлых танков КВ и 135 средних танков Т-34, превосходивших по своим техническим характеристикам немецкие аналоги [2]. Командовал армией генерал В.З. Романовский.
СПРАВКА. Романовский Владимир Захарович (1896 - 1967) - советский военачальник. Ветеран Первой Мировой войны, в которой участвовал в качестве старшего унтер-офицера. В 1935 году окончил военную академию им. М.В. Фрунзе. Одно время являлся начальником Московского военного училища имени ВЦИК. Великую Отечественную войну встретил в должности командующего Архангельского военного округа - стало быть, хорошо знал специфику северного театра военных действий. Сражался на Северо-Западном и Волховском фронтах. В январе 1944 года переведён на 4-й Украинский фронт заместителем комфронта, однако в марте 1944 года возвращён под Ленинград и назначен командующим 42-й армией Ленинградского фронта. После войны продолжил служить в вооружённых силах, командовал различными военными округами, преподавал в военных учебных заведениях. С 1959 года в отставке по состоянию здоровья.
Генерал Владимир Захарович Романовский
Удар навстречу Мерецкову наносила 67-я армия Ленинградского фронта. Говорову тоже удалось собрать достаточно мощный кулак. Через Неву были готовы ринуться 103 тысячи человек при 1873-х орудиях и 222 танках различных моделей. Командовал этой силой генерал М.П. Духанов, человек с большим опытом боевых действий под Ленинградом, прославившийся успешной защитой Дороги Жизни.
СПРАВКА. Духанов Михаил Павлович (1896 - 1969) - советский военачальник. Ветеран Первой Мировой войны, поручик Русской Императорской Армии. В Красной Армии с 1918 года. В 1921 году окончил военную академию РККА. Работал на штабных должностях. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Первая должность - помощник командующего войсками Северного фронта. В дальнейшем его боевая деятельность связана с обороной блокадного Ленинграда, в ходе которой Духанов прошёл путь от командира дивизии до командарма. Армия Духанова удерживала плацдарм на правом берегу Невы и в районе Московской Дубровки, а также, как уже было сказано, обороняла Дорогу Жизни. За отличия в операции "Искра" получил чин генерал-лейтенанта. В декабре 1943 года переведён на 3-й Украинский фронт. С 13 июня 1944 года - на 1-м Белорусском фронте, участвовал в операции "Багратион", в освобождении Польши и штурме Берлина. После войны - в Ленинградском военном округе. С 1953 года в отставке.
Духанов Михаил Павлович
Таким образом, обе ударные группировки, начинавшие наступление на Синявинско-Шлиссельбургский выступ, имели кратное численное превосходство над неприятелем. Это превосходство, правда, немцы уравновешивали хорошо укреплёнными позициями, но Мерецков и Говоров понимали: при согласованных действиях успеха вполне можно достичь. В прошлом году, в ходе Синявинской операции, Красная Армия не смогла добиться решительного успеха из-за несогласованности действий двух фронтов. Фронты били не точно навстречу друг другу и не по кратчайшему расстоянию. Теперь важно было не повторить прошлой ошибки. Поэтому Мерецков, не взирая на риск, вылетел через вражеские позиции в блокированный Ленинград, где имел разговор с Говоровым. Леонид Александрович предупредил, что сил для глубокой операции ему не хватит, тем более, что предстоит форсировать Неву. Так что основная тяжесть боёв ложилась на Мерецкова. Говоров обязался начать наступление с ограниченными задачами - на Шлиссельбург. 28 декабря Ставка утвердила план операции "Искра". Мерцков, понимая, насколько важна секретность при подготовке операции, категорически запретил войскам приближаться к исходным позициям, на которые они выдвинулись только вечером 11 января.
Приходилось продумывать и действия авиации. С учётом того, что бои должны были развернуться на ограниченном пространстве, важно было исключить удары с воздуха по своим. Весь передний край обороны немцев старательно зафотографировали с воздуха. Войска же в процессе своего наступления должны были подавать лётчикам сигналы с помощью ракет, чтобы обозначить линию фронта.
В 9-30 12 января 1943 года гром тысяч орудий возвестил начало операции "Искра". Спустя 1 час и 45 минут, в 11-15, советская пехота под прикрытием танков двинулась в наступление. Продвигались медленно - русские войска были встречены шквальным огнём противника. Оказалось, артиллерийская подготовка не смогла подавить огневые точки немцев. Причина тривиальна - несмотря на многократное превосходство советской артиллерии в количестве стволов, большая часть имевшихся в распоряжении Мерецкова пушек были калибра 76 мм, недостаточного для того, чтобы разрушить мощные укрепления, возведённые против него. Пришлось приказать пехотинцам залечь, а артиллерийские орудия выкатить на прямую наводку. На дополнительную артподготовку ушло много времени. Но Мерецков понимал, что Ставке резервы сейчас нужнее под Сталинградом - и старался обойтись наличными силами. Наибольшего успеха в первый день наступления добилась 327-я стрелковая дивизия, овладевшая важным опорным пунктом врага - рощей Круглая. Постепенно упорство врага был осломлено и на других участках - в районах Рабочего посёлка № 8 и Гайтолова.
Войска Мерецкова атакуют
На второй и третий день операции Мерецков распорядился ввести в дело дивизии второго эшелона. В ответ немцы, перебросив резервы, попытались контратаковать, но безрезультатно - тем более, что штурмовая авиация фронта отслеживала передвижения немецких войск и наносила удары по резервам на марше. И это - при том, что погодные условия не позволяли использовать большие силы авиации, действовать приходилось мелкими группками. А с запада на немцев нажимал Говоров.
Фронту Говорова тоже пришлось несладко. 12 января после артиллерийской и авиационной подготовки, в 11-50 четыре советских дивизии - 86-я, 136-я, 268-я стрелковые и 45-я гвардейская - форсировали Неву. С воздуха их действия прикрывали истребители, защищавшие сухопутные войска от ударов с воздуха. Наибольшего успеха в первый день операции добились 136-я (командир - Николай Павлович Симоняк) и 268-я дивизии (командир - Семён Николаевич Борщёв), наступавшие на посёлки Марьино и 2-й Городок. Эти дивизии, прорвав оборону противника, продвинулись к исходу первого дня на 3 - 4 километра (напомню: преодолеть наступающим навстречу друг другу русским дивизиям предстояло 12 километров). В то же время части 86-й дивизии, встретив шквальный огонь неприятеля на участке между Марьино и Шлиссельбургом, принуждены были отойти на исходные позиции. Сказывалось то же самое, что и на фронте Мерецкова - острая нехватка крупнокалиберной артиллерии. В результате Говоров принял решение перегруппировать войска 86-й дивизии, и части её второго эшелона двинул вслед за Симоняком. Форсировав Неву, 86-я дивизия смогла, наконец, развернуться для наступления на Шлиссельбург [3].
Н.П. Симоняк и С.Н. Борщёв
На второй день операции фашисты ввели в бой резервы и предприняли серию яростных контратак. Неприятель рвался к Неве, имея намерение отрезать прорвавшиеся советские войска от Ленинграда. Немецкую пехоту поддерживали танки и самоходки. Сохранился приказ одного из гитлеровских военачальников: "Ни шагу назад! Восстановим утраченное положение! Через могилы - вперёд!" [4]. Немцы были готовы удерживать блокаду Ленинграда, не взирая ни на какие потери. Не ожидавшие мощного наступления, части 268 дивизии попятились. Однако, подоспевший истребительно-противотанковый артдивизион сумел восстановить положение. К исходу второго дня операции в дивизионе оставалось 12 человек...
Пока 136-я и 268-я дивизии бились насмерть на восточном берегу Невы, сапёры Ленинградского фронта навели четыре переправы, по которым через Неву перешли части второго эшелона. 14 января они вступили в бой. К ночи 15 января 1943 года между войсками Волховского и Ленинградского фронтов оставалось 4 километра. Примерно столько они проходили за день боёв. 16 января говоровцы пошли на штурм Шлиссельбурга и к 18 января полностью овладели городом.
Войска Говорова вступают в освобождённый Шлиссельбург
Одновременно Мерецков развернул наступление на рабочие посёлки № 1 и 5, служившие не только опорными пунктами гитлеровцам, но и коридором, связывавшим основные немецкие силы с группировкой, остающейся на побережье Ладожского озера. По существу, к 16 января сопротивление нацистов было уже безнадёжным. 18 января 1943 года в районе рабочих посёлков №1 и №5 войска Волховского и Ленинградского фронтов встретились. Прорыв блокады Ленинграда, к которому так долго стремились наши войска, которого так долго ждал измученный город, стал реальностью.
Освобождённый от немцев сухопутный коридор был узок. Всего 8 - 11 километров. Но это был коридор. Ленинград снова обретал сухопутное сообщение с большой землёй. Дорога жизни по Ладожскому озеру, сильно зависящая от времени года и погодных условий, а весной и осенью полностью прекращавшая работу, теперь могла быть заменена более надёжной трассой.
Встреча войск Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года
...и этот же эпизод глазами фронтового корреспондента, запечатлевшего прорыв блокады на снимке.
Немедленно решено было приступить к строительству железнодорожной ветки. Она начиналась в районе разъезда между селениями Назия и Хандрово, затем через рабочие посёлки 4, 1, 2 и 3 - на Шлиссельбург. На Неве воздвигли временный ледово-свайный мост, с помощью которого соединили ветку с колеёй от Чёрной Речки к посёлку имени Морозова. На строительство дороги были брошены железнодорожные бригады, Волховский и Ленинградский фронты выделили воинские части, очень скоро присоединились и рабочие из местного населения, понимавшие всю важность этой дороги, почти сразу же получившей в народе название "Дорога Победы". Путём героических усилий строительство дороги удалось закончить за две недели, и 2 февраля она вступила в эксплуатацию. Параллельно железнодорожной ветке протянули насыпные грунтовые дороги, также ставшие важными транспортными артериями для Ленинграда.
Что это была за дорога? Узкий 11-километровый коридор простреливался немецкой артиллерией насквозь, а отодвинуть вражеские позиции дальше на юг, чтобы обезопасить железнодорожное полотно, сил уже не хватало. Немецкая авиация также усиленно бомбила дорогу, словно желая наверстать упущенное. Рабочим-ремонтникам приходилось постоянно дежурить на дороге, постоянно патрулировать, исправлять повреждения. В низинах колёса поездов крутились по самую ступицу в воде, как у старинных пароходов. Тем не менее, составы шли и везли продукты в Ленинград. Возникновение Дороги Победы позволило в разы увеличить нормы отпуска продовольствия жителям, не говоря уже о повышении качества.
Вечером 18 января 1943 года радио в Ленинграде предупредило слушателей, что в ближайшие часы ожидается важное сообщение. В ту ночь мало кто лёг спать - все ждали. В городе знали, что на Шлиссельбургско-Синявинском выступе идёт сражение, ставка в котором - прорыв блокады. И ленинградцы услышали то, что хотели: "Блокада прорвана! Мы давно ждали этого дня! Мы всегда верили, что он наступит. Мы были уверены в этом в самые чёрные месяцы Ленинграда" [5]. А утром следующего дня из динамиков прозвучали пронзительные строки, написанные Ольгой Берггольц:
...О дорогая, дальняя, ты слышишь?
Разорвано проклятое кольцо!
Ты сжала руки, ты глубоко дышишь,
в сияющих слезах твое лицо.
Мы тоже плачем, тоже плачем, мама,
и не стыдимся слез своих: теплей
в сердцах у нас, бесслезных и упрямых,
не плакавших в прошедшем феврале.
Да будут слезы эти как молитва.
А на врагов — расплавленным свинцом
пускай падут они в минуты битвы
за все, за всех, задушенных кольцом.
За девочек, по-старчески печальных,
у булочных стоявших, у дверей,
за трупы их в пикейных одеяльцах,
за страшное молчанье матерей...
О, как мы встретим наших ленинградцев,
не забывавших колыбель свою!
Нам только надо в городе прибраться:
он пострадал, он потемнел в бою [6].
Торжественный митинг по случаю прорыва блокады
Советские офицеры рассматривают захваченные у немцев крупнокалиберные орудия.
Вот из таких пушек враг обстреливал Ленинград.
Теперь стальные монстры притихли.
На этом, впрочем эпопея Ленинграда ещё не закончилась. Предстояло оттеснить фашистов к югу от Дороги Победы, чтобы обезопасить её от вражеских обстрелов. А для этого - планировать новые военные операции. Предстояло затем освободить Ленинградскую область от оккупантов, чтобы навсегда лишить немецких варваров возможности бомбить и обстреливать красивейший город Европы. До полного снятия осады оставался целый год. Но впервые с начала войны Ленинград смог вздохнуть полной грудью именно в тот морозный день января 1943 года.
___________________________________
Примечания
[1] Великанов Н.Т. Мерецков. - М.: Молодая Гвардия, 2013. - с. 353.
[2] Великанов Н.Т. Указ. соч., с. 354.
[3] Балашов А.И., Рудаков Г.П. История Великой Отечественной войны. - СПб.: Питер, 2005. - с. 174.
[4] Там же, с. 175.
[5] Великанов Н.Т. Указ. соч., с. 359.
[6] Полный текст см. здесь.
Journal information