Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Дмитрий Филин. Святитель Эгвин Вустерский

Дмитрий Николаевич Филин (filin_dimitry) продолжает знакомить читателей своего блога с православными святыми Западной Европы. А я делюсь, памятуя о своём обещании, данном Нике Паздрий (nikotorix) - рассказывать в России о Православии на Западе. Оригинал здесь.

Святитель Эгвин, епископ Вустерский


Витраж с изображением св. Эгвина в Вустерском соборе - работа Джеффри Фуллера Уэбба
(Витраж с изображением св. Эгвина в Вустерском соборе - работа Джеффри Фуллера Уэбба)


Родился в VII веке. Возможно, происходил из королевской семьи Мерсии. Родители были благочестивыми христианами и сына своего воспитывали в вере. Ещё в детстве посвятил себя служению Богу. В возрасте 7 лет уже умел читать Псалтырь. В ранней юности отказался от богатств и всех мирских радостей, избрал добровольную нищету и проводил жизнь свою на богослужениях в храме и в постоянной молитве.
Со временем был рукоположен во пресвитера. По словам жизнеописателей святого Эгвина, уже тогда был "избранным сосудом Духа Святого."
Через несколько лет достойного служения в священническом сане, в 692 или 693 году, после смерти епископа Офтфора, Эгвин стал третьим епископом Вустерским - на западе Англии. По смирению он отказывался от этого сана, но Эгвина уговорили принять его, ибо и народ, и король, и духовенство, и архиепископ Кентерберийский видели в нём лучшего кандидата.

В то время Вустер был главным городом Хвиссы, бывшей не самостоятельным королевством, а провинцией Мерсии. Тогда Хвисса была все еще в основном языческой. Епископская кафедра Вустера была основана около 679 года стараниями благоверного короля Мерсии Этельреда и святителя Феодора Кентерберийского; каноническая территория этой епархии лежала в границах земель Хвиссы и включала сам город Вустер с его окрестностями и графством Вустершир, а также местности нынешних северного Глостершира, район Дадли, южную часть Уорикшира и, возможно, Бристоль.

Архиерейское служение святителя Эгвина было нелегким, поскольку на территории его епархии жили большей частью полухристиане, плохо знавшие христианское учение, очень суеверные и нередко практиковавшие языческие обычаи. Святитель всецело посвятил себя служению людям. С горячим усердием проповедовал он слово Божие. Народ сразу полюбил святителя Эгвина за его рассудительность, справедливость и честность; король Этельред тоже его любил, ценил его добродетели и ученость. Святитель Эгвин был кротким и приветливым по натуре, но мог быть и строгим и непоколебимым, если нужно было отстаивать правду Божию.

Люди, которых он обличал, оклеветали святителя, так что он едва не был лишен сана. Святитель со смирением воспринял случившееся, но, радея о вверенной ему пастве, решил, возложив все надежды на Бога, доказать свою невиновность. И он отправился в Рим, заковав свои ноги в кандалы, ключ же от них он бросил в реку Эйвон в местечке Хетхомм. Взяв с собой нескольких помощников, святой Эгвин сел на корабль в Дувре, графство Кент, и поплыл в Италию.

По легенде, в тот момент, когда святитель прибыл в Рим, колокола городских храмов зазвонили сами собой. В Риме святитель, все еще в кандалах, поспешил к гробницам святых апостолов, чтобы помолиться. По дороге он остановился на мосту и попросил своих спутников наловить в Тибре рыбы к обеду. Святитель долго и смиренно молился в храме святого Петра, отслужил там Божественную литургию. Когда же он выходил из храма, один из помощников обрадовал его, сообщив, что им удалось поймать огромную рыбу. И каким же было всеобщее удивление, когда при разделке рыбы в ее желудке нашли тот самый ключ от кандалов святителя, который он бросил в реку Эйвон в Англии! Этим чудом подтверждалась невиновность святителя, и с него сняли все подозрения. Согласно другому преданию, когда святой еще плыл в Рим на корабле, из воды вдруг вынырнула огромная рыба, во рту у которой чудесным образом оказался ключ.

Оправданный святитель вернулся в Вустер. Король Этельред, узнав о происшедшем, еще больше привязался к святому епископу и вскоре доверил ему обучение своих сыновей. Святой Эгвин с горячим усердием принялся за воспитание королевских детей. Он учил их слову Божиему и светским наукам, наставлял в добродетели, внушал им, что предаваться гордыне не следует, но должно всегда иметь страх Божий и просить Господа о даровании мудрости, без которой не может обойтись ни один правитель. Королевские дети полюбили святого Эгвина. Да и весь благочестивый народ сердечно чтил святителя за его любовь и усердие, так что его даже называли «родным отцом».

Вскоре святитель Эгвин вместе с королем Этельредом основали Ившемский монастырь («Ившем» переводится как «Дом Иова»). По одной версии, это произошло около 703 года, по другой – около 710 года. Большинство ученых придерживаются первой даты, поскольку известно, что вскоре после основания монастыря благочестивый король Этельред отрекся от престола в пользу своего племянника Кенреда и принял иночество в монастыре Бардни в Линкольншире, где и преставился (его память празднуется 4 мая). Король Кенред был тоже благочестив и во всем старался поддерживать святителя Эгвина.

Когда устроение Ившемского монастыря было закончено, святитель Эгвин поселил в него общину монахов. Ившемская обитель уже через короткое время стала процветать. Тем временем святой Эгвин всё больше стремился к затворнической жизни и уединенной молитве. В 710 году он стал первым игуменом основанного и любимого им монастыря. По одной версии, он в то же время сложил с себя епископство в Вустере, но хроники того времени указывают его и епископом Вустерским и игуменом Ившемским до кончины.

Церковь св. Эгвина в Нортоне, Вустершир
(Церковь св. Эгвина в Нортоне, Вустершир)


Последние годы жизни святой Эгвин провел в крайнем воздержании. При этом святой не забывал о вверенных его заботе монахах и пастве. Сохранилось предание о том, как святой Эгвин совершил миссионерскую поездку в городок Олкестер, жители которого - преимущественно кузнецы и мастера работы по металлу - не оставляли язычества. Горожане отвергли наставления святителя. Когда, выйдя из Олкестера, он оглянулся, то увидел, что нечестивый народ постигла кара Божия: земля разверзлась и поглотила заживо многих жителей. Предание говорит что с тех пор долгое время ни один кузнец не рисковал заниматься своим делом в Олкестере.
При святом Эгвине жизнь в Ившемской обители была устроена по уставу преподобного Венедикта Нурсийского. Главными занятиями монахов были молитва, изучение Священного Писания и других душеспасительных книг, различные ремесла.
Перед преставлением святой игумен был сражен долгой и мучительной болезнью. Страдая сам, он не переставал заботиться о других: утешал страждущих, кормил голодных и нищих, исцелял недужных возложением на них рук и молитвами ко Святой Троице. До последнего вздоха молитва оставалась его главным занятием: он непрестанно повторял псалмы, призывал имена святых.

Большую часть своей долгой жизни святой носил власяницу и не снимал ее до последнего дня, считая себя великим грешником, нуждающимся в особом покаянии. До последнего часа не позволял себе послабления поста. В конце своей земной жизни святитель особенно часто повторял своим братиям, чтобы они жили в соответствии с уставом и постоянно духовно совершенствовались, завещал им укрепляться в любви, милосердии, чистоте и смирении, воздержании и прочих добродетелях, жить в полном послушании игумену.

Почувствовав, что конец земной жизни близок, святой Эгвин собрал вокруг себя всю братию и дал им свое последнее наставление:
"Молю вас, преподобные и возлюбленные чада, со всем усердием и тщанием старайтесь соблюдать все заповеди и повеления Божии. Со всяким прилежанием исполняйте данные вами обеты, ибо сказано в псалме: 'Воздай Всевышнему обеты твои.' Храните мир и стремитесь к святости, без которой, по словам апостола, невозможно увидеть Бога."
Сказав это, святой Эгвин испустил дух 30 декабря 717 года.

Очень подробное Житие святителя Згвина вы можете почитать тут:
http://www.pravoslavie.ru/50899.html
Tags: Наши святые, Православие, Православные святые Запада
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments