Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Был такой человек

Клайв Стейплз Льюис. Профессор богословия и друг Д.Р.Р. Толкиена. Верил во Христа. Боролся с фашизмом и политкорректностью. Очень интересовался жизнью Русской Православной Церкви. А однажды взял, да и придумал сказку о волшебной стране Нарнии, с помощью которой ненавязчиво, но точно рассказал детям о Евангелии, о Боге, о вере и надежде. О верности, о единстве, о покаянии.
Интересную информацию об этом человеке нашёл у solan7a в http://solan7a.livejournal.com/245866.html?thread=2382698&, спешу поделиться.

Клайв Льюис
Клайв Стейплз Льюис оформится как писатель, пройдя горький путь детства, начатый с бесконечной любви матери и закончившийся с ее смертью. Он будет еще совсем ребенком, но уже познавшим недетское страдание; он да его брат — два человечка, отторгнутых собственным отцом, упавшим в свое личное горе потери. Они останутся вместе на всю жизнь — опора и близкие друг другу люди, и никого больше.

Потом будет католический пансион, силой вбивающий любовь к Богу, оттолкнувший Клайва от веры на долгие годы. Странно осознавать, что именно отторжением и вырастет из него богослов-философ, истинный христианин. Затем будет война, на которой он окончательно потеряет веру в Бога, но опять придет к ней спустя годы для того, чтобы снова потерять и снова обрести…



основным лейтмотивом и пьесы и фильма является человеческое страдание. Почему мы страдаем? В чем смысл такого устройства мира, где люди обречены переживать боль независимо от того, где, когда и как они живут? И куда при этом смотрит Бог, если Он действительно всемогущ и действительно любит каждого из нас, как об этом написано в Библии? Проблема сия зело велика есть, и потому уже не одно тысячелетие вокруг нее не утихают споры теологов.

Льюис тоже об этом много писал о любви и страдании. Одна из его книг так и называется «Боль», отрывки из нее мы и слышим в фильме во время публичных выступлений писателя:

«Мы привыкли думать, что наши детские игрушки принесут нам все мыслимое счастье, а наши ясли — это весь мир. Но что-то должно нас уводить из этих яслей в мир других. И это что-то — страдание.


Хочет ли Бог, чтобы мы страдали? Что, если ответ на этот вопрос «да»? В общем неправильно считать, будто Бог хочет, чтобы мы во что бы то ни стало были довольны жизнью. Я думаю, скорее Он хочет, чтобы мы были способны любить и быть любимыми. Он хочет, чтобы мы возрастали.

Задумайтесь: по Своей великой любви к нам Он приготовил нам дар страдания. Боль — это Божий мегафон, чтобы достучаться до оглохшего мира. Мы похожи на глыбы камня, из которых Скульптор высекает формы людей. Удары Его резца могут быть очень болезненными, но в конце концов именно они делают творение совершенным…»

Но в том-то и дело, что лишь интеллектуального. При всей гениальности, рассуждения старого холостяка, ведущего тихую и размеренную жизнь университетского преподавателя, о страсти, семейных отношениях и страдании, звучат несколько однобоко.

Да Льюис и сам это прекрасно понимал, много раз делая соответствующие оговорки в своих книгах. И Бог, богатый мудростью и талантом делать нестандартные ходы, решил восполнить эту брешь. Он приготовил Льюису сюрприз.

Неожиданно в уютный и замкнутый мир оксфордского профессора литературы врывается женщина (Дебра Уингер) из совершенно другого мира. «Еврейка, коммунистка, христианка, американка», — так ехидно характеризует ее брат писателя Уорни (Эдвард Хардуик). И, вопреки всем законам физики и здравого смысла, сердце писателя оказывается навек в плену у этой энергичной, живой и ироничной женщины. Завязывается искренняя дружба, которая довольно быстро перерастает в любовь — трогательную, старомодную, нежную и пылкую.
Льюис с женой
Клайв Льюис с женой

Мир оксфордского профессора трещит по всем швам под напором этого большого чувства, друзья и коллеги не устают дивиться происходящим с ним переменам. А он… словно обретя крылья за спиной, в тихом восторге археолога, наткнувшегося посреди пустыни на несметные богатства исчезнувших царств, наблюдает в себе все то, о чем ранее только писал и думал…

Но счастье было недолгим, и великая любовь обернулось великой утратой. Жизнь писателя снова испытывает потрясения, только теперь со знаком «минус». Чем выше взлет, тем страшнее оказывается падение. Льюис оказывается перед лицом страдания, о смысле которого так хорошо писал, но теперь все это касается его самого, а потому многое видится в совершенно новом свете.

Доведенный до отчаяния душевной болью, снедаемый самой большой обидой, которую может иметь человек — обидой на Бога, — он вплотную подходит к черте, за которой лежит отказ от своих убеждений, переоценка ценностей и кризис веры. Характерный диалог этого периода с ректором Модлин-колледжа, где преподавал «Джек» Льюис:
«Льюис: Только не говори мне больше, что все, что ни происходит — к лучшему.
Ректор: Один лишь Бог знает, почему такие вещи должны случаться.
Л.: Бог-то знает, но есть ли Ему до этого дело?
Р.: Конечно! Мы здесь видим так мало…Мы — не Создатель.
Л.: Да. Мы — творения. Эдакие крысы в космической лаборатории… Я не сомневаюсь, что эксперимент делается для нашего блага, что не мешает Ему быть вивисектором.
Р.: Джек, но…
Л.: Нет!!! Никаких «но»!! Это ужасная кровавая месса, вот что это такое!»

Но, пройдя через испытания своих убеждений и веры, Льюис прошел их с честью. И вышел из них, обновленный, совсем на другом уровне воспринимая все то, о чем раньше писал. Бог, как всегда, добился своей цели: брешь оказалась заполнена. Теория восполнилась практикой. В конце фильма звучит монолог:

«Почему существует любовь, если потеря так болезненна? У меня больше нет ответов. Их имеет сама жизнь. Дважды в моей жизни мне был дан шанс. Когда я был мальчиком, и теперь, когда я стал мужчиной. Мальчик выбрал комфорт и безопасность, мужчина выбирает страдание. Нынешняя боль — это часть прошлого счастья. Таковы условия игры.»

Хороший урок и всем нам. Счастье может существовать только в мире, где есть боль. Если вы проходите долиной смертной тени и ваша жизнь сегодня наполнена болью потерь, помните: житейский комфорт и безопасность — выбор младенцев. Зрелость, которая знает разницу между счастьем и удовольствием, выбирает страдание.

когда наступает момент, ты понимаешь, есть Вера или нет?

взято здесь
http://www.kinopoisk.ru/film/9867/

Основные даты жизни и творчества:
Родился 29 ноября 1898 года в Белфасте, в Северной Ирландии, в семье стряпчего, но большую часть жизни прожил в Англии.

После окончания школы в 1917 году поступает в Юниверсити-колледж Оксфорда, но вскоре бросает занятия и призывается в британскую армию младшим офицером. После ранения в Первой мировой войне в 1918 году, демобилизуется и возвращается в университет, где заканчивает обучение.

В 1919 году под псевдонимом Клайв Гамильтон (англ. Clive Hamilton) выпускает сборник стихов «Угнетённый дух» (англ. Spirits in Bondage).

В 1923 году получает степень бакалавра, позже — степень магистра и становится преподавателем филологии.

В период с 1925—1954 — преподаёт английский язык и литературу в колледже Магдалены в Оксфорде.

В 1926 году под тем же псевдонимом Клайв Гамильтон выпускает сборник стихов «Даймер» (англ. Dymer).

В 1931 году Льюис, по собственному признанию, становится христианином. Однажды сентябрьским вечером Льюис долго беседует о христианстве с Дж. Р. Р. Толкином (ревностным католиком) и Хьюго Дисоном (беседа изложена Артуром Гривсом под названием «Они встали вместе»). Эта вечерняя дискуссия была важна для события следующего дня, которое Льюис описывает в «Настигнут радостью»: «Когда мы (Уорни и Джек) отправлялись (на мотоцикле в зоопарк Уипснейд), я не верил, что Иисус Христос есть Сын Божий, но когда мы пришли в зоопарк, я верил».

Работал в службе религиозного вещании Би-Би-Си во время Второй мировой войны. Книга «Просто Христианство» написана им на материале его передач военного времени.

С 1933 по 1949 год вокруг Льюиса собирается кружок друзей, ставший основой литературно-дискуссионной группы «Инклинги», участниками которой стали Джон Рональд Руэл Толкин, Уоррен Льюис, Хьюго Дайсон, Чарльз Уильямс, доктор Роберт Хавард, Оуэн Барфилд, Уэвилл Когхилл и др.
1810
Обложка диска с аудиоспектаклем "Хроники Нарнии"

В 1950—1955 публикуется цикл «Хроники Нарнии», принесший Льюису мировую славу.

В 1954 году переезжает в Кембридж, где преподает английский язык и литературу в колледже Магдалены, а в 1955 году становится членом Британской академии.

В 1956 году Льюис вступает в брак с американкой Джой Дэвидмен (1915—1960).

В 1960 году Льюис и Джой вместе с друзьями едут в Грецию, посещают Афины, Микены, Родос, Гераклеон и Кносс. Джой умерла 13 июля, вскоре после возвращения из Греции.

В 1963 году Клайв Льюис прекращает преподавательскую деятельность из-за проблем с сердцем и болезнью почек.

Умер 22 ноября того же года, не дожив неделю до своего 65-летия. До смерти он оставался на своей должности в Кембридже и был избран почетным членом Колледжа Магдалены. Похоронен во дворе церкви святой Троицы в Хэдингтон Куэрри, Оксфорд
Tags: Культурология, Люди и судьбы, Православие, Хроники Нарнии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Выстрел в светлое будущее

    18 сентября 1911 года в Киеве скончался Пётр Аркадьеич Столыпин, выдающийся государственный деятель эпохи Николая II и без преувеличения один из…

  • Сбитый лётчик

    ... или один против 179-ти Герой Советского Союза Василий Леонтьевич Дегтярёв (1915 - 1942) родился 1 (14) января 1915 года в селе Белгородка…

  • Полный Ништадт

    Как Пётр I Великую Северную войну закончил 10 сентября сего года исполнилось ровно 300 лет со дня подписания Ништадтского мирного договора между…

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments