Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Вячеслав Кондратьев. "Россия" против "Мерсина".

Вячеслав Кондратьев (vikond65) в своём ЖЖ снова рассказывает о малоизвестных (но от этого не менее интересных) страницах истории Русско-Турецкой войны 1877 года. Не могу не поделиться. Оригинал здесь.



1877rossia-mersina.jpg



140 лет назад, 25 декабря 1877 года (по новому стилю) прошла последняя успешная боевая операция русского флота в Русско-турецкой войне, да и вообще - в XIX веке. Крейсер "Россия" под командованием капитана второго ранга Н.М. Баранова захватил и привел в Севастополь турецкий вооруженный транспорт "Мерсин" (у нас обычно писали "Мерсина"), который вез на Кавказский фронт подкрепление - 700 солдат и 11 офицеров. Все они вместе с командой парохода сдались в плен.

Для "России" это был первый выход в море после переоборудовния из грузопассажирского судна во вспомогательный крейсер. Корабль был довольно крупный: длина - 90 метров, ширина - 11,5, водоизмещение 2600 тонн. Поэтому на него установили очень мощное вооружение, посильнее чем на многих легких крейсерах специальной постройки: шесть восьмидюймовых орудий, три шестидюймовых,  две скорострельные 44-миллиметровые пушки Энгстрёма и две четырехствольные митральезы Пальмкранца-Норденфельта калибром в один дюйм.

На этом фоне вооружение "Мерсина", состоявшее из нескольких малокалиберных пушек, выглядело совсем не впечатляюще. Турецкий капитан даже не пытался его использовать. После того как с крейсера сделали предупредительный выстрел из восьмидюймовки он попробовал удрать, однако, на "России" стояли не только большие пушки, но и мощная 1500-сильная паровая машина, позволявшая ей развивать ход в 13 узлов. Поэтому она легко догнала "турка" и сделала еще один выстрел. Снаряд лег у самого борта "Мерсина", окатив водой палубу и капитанский мостик. Второго предупреждения оказалось достаточно, чтобы транспорт застопорил ход.

Затем на "Мерсин" отправились на паровом катере кавторанг Сутковой, лейтенант Зарин и несколько матросов с Андреевским флагом, который подняли на бизань-мачте поверх турецкого. Турки не возражали. Ценный трофей был взят на буксир и на следующий день доставлен на главную базу Черноморского флота. Непонятно, почему турки отправили этот корабль в плавание без эскорта. Возможно, просто понадеялись на "авось", за что и поплатились.

Через две недели личным императорским указом "Мерсин" был зачислен в состав Черноморского флота с присвоением ему красивого и благозвучного названия "Пендераклия". Под этим названием он служил еще долго, а в 1912 году стал первой на Черном море плавбазой подводных лодок. Но это уже другая история. 

На заставке картина Айвазовского "Захват турецкого парохода "Мерсина". Маститый художник слегка приукрасил успех русского крейсера, нарисовав корабли так, что у зрителя создается впечатление, будто "Мерсин" едва ли не крупнее "России". На самом деле он был гораздо меньше: длина - 58 метров, водоизмещение - 1000 тонн.


64x81 turkiska Ship Mersina 1877.jpg
Еще одно полотно Айвазовского, на котором "Россия" ведет "Мерсин" на буксире. 

bogolyubov_alexey_65_the_capture_of_an_armed_ship_russia_turkish_transport_mersin_13_december_1877 (1).jpg
Картина Алексея Боголюбова с тем же сюжетом.

cb421d9d33a.jpg
Качественных фотографий "России" я не нашел, есть только одна маленькая и очень мутная,
а также - вот такая журнальная гравюра. 


224942.jpg"Мерсин" вскоре после привода в Севастополь. Над судном видны русский и турецкий флаги.
Tags: Война 1877 года, Вячеслав Кондратьев, История Отечества, Россия vsТурция, Флот
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments