Лошадь против танка
или как казаки немцам наваляли
Один из самых распространённых (и самых гнусных) штампов перестроечной пропаганды состоял в том, что Сталин перед войной сдерживал техническое перевооружение армии, надеясь на "особую маневренность" кавалерии, в результате чего наши военачальники оказались вынуждены посылать почти безоружных кавалеристов в безумные лобовые атаки с шашками на танки, что вело к неоправданным потерям в живой силе. Факты и документы говорят, правда, о том, что кавалерия перед войной активно сокращалась, а воспоминания современников и фильмы тех лет единодушны: самые популярные профессии перед войной были связаны именно с техническими войсками (фильмов конца 30-х годов про лётчиков и танкистов в разы больше, чем про "конницу-будённицу"), но если нужно создать пропагандистский миф, кому какое дело до документов.
Кубанские казаки идут в конную атаку. 1941 год
Даже Александр Розенбаум отдал этому мифу свою дань, сочинив по-настоящему пронзительную песню "Отпустите коней, мужики!". Песня, спору нет, замечательная, но к исторической правде отношения, увы, не имеющая, и отнюдь не случайно, что Александр Яковлевич с середины 90-х годов нигде и никогда больше её не исполнял. Видимо, кто-то из его знакомых казаков объяснил ему, бедолаге, как на самом деле оно было.
А было оно так. Прежде всего, единственный (!!!) за всю войну случай лобовой атаки кавалерии на танки, действительно встречающийся в литературе, связан с именем генерала В.И. Книги.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Книга Василий Иванович (1880 – 1961) – генерал-майор (1940 г.). Родился в Ставропольской губернии, в крестьянской семье. В Красной Армии с 1918 г., в партии большевиков с 1919 г. Участвовал в Гражданской войне, успешно сражался против войск белоказачьих генералов А.Г. Шкуро и К.К. Мамантова. Награждён четырьмя орденами Красного Знамени. В начале Великой Отечественной войны сформировал 72-ю Донскую казачью дивизию, которой и командовал. С мая 1942 года командовал резервными частями. (см. Пятницкий В.О. Казаки в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов).
В мае 1942 года, пишет ветеран войны В.О. Пятницкий, немцы пытались прорваться в тыл Крымского фронта силами 22 танковой дивизии. В.И. Книга построил свои полки по ранжиру и лично повёл на танки. Его, раненого, удалось вывезти на самолёте. А вся руководимая им дивизия осталась лежать в крымских степях.
За этот «подвиг» В.И. Книга, по утверждению Пятницкого, был отрешён от командования личным распоряжением Сталина с формулировкой «Не подпускать к фронту на пушечный выстрел». Как видим из этого эпизода, советское командование лобовые атаки кавалерии на танки отнюдь не поощряло.
Однако, даже в такой редакции эта фронтовая байка встречает серьёзные возражения историков. Во-первых, Пятницкий - не очевидец, его на тот момент не было на Крымском фронте. Стало быть, пользовался информацией с чужих слов. Во-вторых, сам же Пятницкий указывает, что Книга с его 72-й кавдивизией находился на южном участке фронта, 22-я же танковая дивизия немцев, которую он, якобы, атаковал, пыталась прорвать фронт на северном участке. Каким образом Книга мог очутиться против неё со своими казаками, совершенно непонятно. В-третьих, приказ Сталина "не подпускать к фронту на пушечный выстрел" не подтверждён ни документами, ни фактами: "Википедия" указывает, что в октябре 1942 года генерал Книга снова на фронте, обороняет Моздок, и снова тяжело ранен. Наконец, в-четвёртых, его 72-я кавдивизия была одним из немногих соединений Крымского фронта, до конца сохранивших боеспособность. А стало быть, ни о каком её разгроме не может идти и речи.
Это один момент. Второй же состоит в том, что казачья конница, как указывает тот же Пятницкий (прошедший почти всю войну в составе 5-го Гвардейского Донского казачьего корпуса), при умелом использовании была успешным средством именно противотанковой обороны. Казаки отводил коней в ложбинку и занимали оборону как обычная пехота. Танки проходили над их траншеями, почти не встречая сопротивления, и подставляли казакам тыл. А танк сзади слеп. Казаки седлали коней, догоняли на них вражеские танки и забрасывали их сзади гранатами. А сзади броня танка существенно тоньше, чем спереди или с боков. Или же перепрыгивали на танк и накрывали брезентом смотровую щель, после чего экипаж танка благополучно попадал в плен.
Так что с перестроечным мифом о «теории особой манёвренности» и порождённых ею неоправданных потерях пора прощаться.
PS. Вот с такими немецкими "зверями" приходилось иметь место изобретательным казакам.
Это средний танк Pz III.
А это - более совершенный Pz IV.



