Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Дмитрий Филин. Священномученик Серафим Чичагов, митрополит

И снова Дмитрий Николаевич Филин (filin_dimitry) балует нас материалами о новомучениках и новоисповедниках российских, от безбожных большевиков пострадавших. На этот раз героем его повествования стал сщмч. Серафим Чичагов. Личность очень яркая, в его биографии как в зеркале отразились драматические события нашей истории конца XIX - начала ХХ веков. Мне доводилось читать книгу владыки Серафима о Русско-Турецкой войне 1877 года, которая, помню, произвела на меня неизгладимое впечатление. Поэтому не могу не поделиться материалом. Оригинал здесь.


Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит


Среди мучеников Русской Православной Церкви XX века видное место занимает священномученик митрополит Серафим (в миру – Леонид Михайлович Чичагов). Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходский пастырь, ревностный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей, - такой запечатлелась в русской церковной и гражданской истории замечательная личность святителя Серафима. В историю русской святости митрополит Серафим вошел, прежде всего, как мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнических служения и своей праведной жизни.

Семья владыки Серафима принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губернии, который восходит по литературным источникам к XV веку. Среди выдающихся предков святителя Серафима – блестящий екатерининский вельможа, знаменитый мореплаватель, адмирал В.Я. Чичагов (1726-1809), посвятивший свою жизнь исследованиям Северного Ледовитого океана, и российский морской министр адмирал П.В. Чичагов (1767-1849), ставший одним из известнейших военных и государственных деятелей Александровской эпохи. Подобно своим предкам, святитель Серафим начал свое служение как служение Царю и Отечеству на поле брани, и именно этот подвиг воина стал для него, как и для его предков, первым опытом самоотверженного служения Богу и ближнему в миру.



Братья Чичаговы - Леонид и Николай, начало 1860-ых
Братья Чичаговы - Леонид и Николай, начало 1860-ых


Отроком Леонид Чичагов поступил в 1870 году в Пажеский Его Императорского Величества корпус (самое аристократическое заведение того времени) с причислением к пажам Высочайшего двора. Годы пребывания в Пажеском корпусе дали возможность Леониду Чичагову получить фундаментальное военное и общее образование.
Окончив по 1-му разряду старший специальный класс Пажеского корпуса, 4 августа 1875 года Леонид Чичагов был произведен в подпоручики и в сентябре того же года направлен для прохождения службы на Первую Его Величества батарею гвардейской конно-артиллерийской бригады. Начавшаяся в 1877 году и сопровождавшаяся подъемом патриотического чувства русско-турецкая война уже летом 1877 года привела гвардейского офицера Л.М. Чичагова в действующую русскую армию на Балканах и вместе с тем явилась серьезным жизненным испытанием для будущего святителя. Оказавшись участником почти всех основных событий этой войны, Л.М. Чичагов неоднократно проявлял высокий личный героизм. Он был произведен на поле брани в чин гвардии поручика и отмечен многими боевыми наградами.

Промысел Божий, хранивший поручика Л.М. Чичагова от смерти и ранений, привел его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург в 1878 году к встрече с великим пастырем Русской Православной Церкви, святым праведным Иоанном Кронштадским. Отец Иоанн дал ответы на духовные вопросы молодого офицера и стал для него на все последующие годы непререкаемым духовным авторитетом. С того времени все жизненно важные решения Леонид Михайлович принимал только по благословению святого праведного Иоанна Кронштадского.

8 апреля 1879 года Леонид Михайлович Чичагов вступил в брак с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой. С самого начала этот блестящий брак, породнивший две известные аристократические фамилии (Наталия Николаевна была внучатой племянницей героя Отечественной войны 1812 года генерала Дмитрия Сергеевича Дохтурова), весьма отличался от многих великосветских браков.

15 апреля 1890 года Высочайшим указом Л.М. Чичагов был уволен в отставку в звании гвардии штабс-капитана и менее чем через год, с учетом высоких наград за прошлую безупречную службу – десяти российских и иностранных орденов, - был произведен в чин полковника.



Леонид Михайлович Чичагов  начало 1890-ых



В 1891 году после выхода Л.М. Чичагова в отставку его семья переехала в Москву. Именно здесь, под сенью московских святынь, Леонид Михайлович начал с благоговением готовиться к принятию священнического сана. 26 февраля 1893 года в московском Синодальном храме Двунадесяти (Двенадцати) апостолов в Кремле Леонид Михайлович Чичагов был рукоположен в диакона. Пресвитерская хиротония (рукоположение во пресвитера) была совершена через два дня, 28 февраля, в той же церкви.

Испытания первого года священнослужения усугубились для отца Леонида неожиданной тяжелой болезни супруги, матушки Наталии. Болезнь привела ее в 1895 году к безвременной кончине, лишившей матери четырех дочерей, старшей из которых было 15, а младшей – 9 лет. Отец Леонид доставил тело почившей супруги в Дивеево и похоронил на монастырском кладбище. Вскоре над могилой была возведена часовня, а рядом отец Леонид приготовил место для своего погребения, которому, впрочем, здесь так и не суждено было состояться.

Весна 1898 года стала временем принятия отцом Леонидом окончательного решения о своей будущей судьбе. Он составляет несколько повзрослевших после кончины матери четырех дочерей на попечение доверенных лиц и 30 апреля 1898 года освобождается от приходского служения. Летом того же года, после монашеского пострига, отца Леонида принимают в число братии Свято-Троице-Сергиевой лавры. Особое значение для него имело наречение ему при совершении пострига в мантию 14 августа 1898 года имени Серафим.

В 1899 году в судьбе иеромонаха Серафима, сумевшего и в это нелегкое для него время обогатить церковную литературу замечательным летописным очерком «Зосимова пустынь во имя Смоленской Божией Матери», произошла перемена. Указом Святейшего Синода от 14 августа 1899 года он был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с последующим возведением в сан архимандрита.
Архимандрит Серафим находил время и силы не только для того, чтобы успешно нести свое настоятельское послушание, но и подготовить канонизацию великого подвижника Русской земли преподобного Серафима Саровского, много потрудившись для этого.

Второе издание в 1903 году написанной архимандритом Серафимом «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» (первое издание вышло в 1896 году) имело особое значение для прославления преподобного Серафима Саровского, ибо открывалось перед всей Россией величие благодатных даров преподобного, отобразившихся чудесным образом в жизни его многочисленных духовных чад. В июле 1903 года в Сарове архимандрит Серафим принял активное участие в различных торжественных мероприятиях, проведенных в связи с канонизацией преподобного Серафима Саровского. Он составил церемониал торжественного открытия мощей преподобного, произнес слово в день его прославления, написал его «Житие», издал к торжествам «Краткое житие».



прп. Серафим, сщмч. Серафим, царственные страстотерпцы
Прп. Серафим Саровский, сщмч. Серафим Чичагов и царственные страстотерпцы


28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) и епископ Можайский Серафим (Голубятников) совершили хиротонию архимандрита Серафима во епископа Сухумского.
6 февраля 1906 года, в самый разгар смуты, охватившей тогда Россию, епископ Серафим был назначен на Орловскую кафедру, а в 1907 году владыке Серафиму была поручена Кишиневская епархия, в 1914 году на архипастырское служение владыку приняла Тверская епархия. Летом 1917 года святитель Серафим по решению Синода был включен в число членов Поместного Собора.


Владыка Серафим, Кишинев, 1913



Желая уберечь святителя от бесчинной расправы со стороны большевиков, за несколько дней до прекращения деяний Поместного Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон и Священный Синод 17 сентября 1918 года успели принять на заседании Синода решение о назначении владыки Серафима на Варшавскую и Привисленскую кафедру, находившуюся на территории Польши, свободной от власти большевиков.

Советское правительство отказалось удовлетворить просьбу архиепископа Серафима о его выезде вместе с подчиненным ему духовенством в Польшу. До конца 1920 года святитель Серафим оставался за пределами своей епархии, пребывая в Черниговском скиту близ Свято-Троице-Сергиевой лавры.

Весной 1921 года органами ВЧК у владыки Серафима был произведен обыск. В результате 24 июня святителю Серафиму был вынесен первый в его жизни официальный приговор. «Тройка» ВЧК постановила «заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на 2 года». Впрочем, находившийся под секретным наблюдением ВЧК, владыка Серафим продолжал оставаться на свободе, ожидая разрешения на отъезд в Варшавскую епархию, и был неожиданно для себя арестован лишь 21 сентября 1921 года и помещен в Таганскую тюрьму.
По просьбе дочери владыки, Наталии, 16 января 1922 года по постановлению президиума ВЧК, святитель Серафим, уже тяжело заболевший, покинул Таганскую тюрьму.

Митрополит Серафим был привлечен Святейшим Патриархом Тихоном как член Священного Синода к решению вопросов, подлежащих ведению высшего церковного руководства. Но для большевистской власти присутствие владыки Серафима в Синоде было весьма нежелательным, поскольку в то время они готовили арест Патриарха и планировали захват высшего церковного управления своими ставленниками из числа обновленческого духовенства. Поэтому судебная коллегия ГПУ под председательством Уншлихта 25 апреля 1922 года приговорила митрополита Серафима к ссылке в Архангельскую область.

Проведя около года в архангельской ссылке, митрополит Серафим вернулся в Москву. В связи с пребыванием Святейшего Патриарха Тихона под арестом и временным захватом обновленцами высшего церковного управления Москва переживала период внутрицерковной смуты. Владыка Серафим временно отошел от активной церковной деятельности, поддерживая молитвенно-евхаристическое общение с духовенством и братией Свято-Данилова монастыря.

Однако 16 апреля 1924 года он вновь был арестован по указанию ГПУ, вменявшего ему в вину организацию прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году.
Святейший Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении 68-летнего митрополита. Проигнорированное сначала, это ходатайство через два месяца все же способствовало освобождению святителя. Тем не менее, по требованию властей ему вскоре пришлось покинуть Москву.

Владыка Серафим был назначен постановлением заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия и Временного Патриаршего Святейшего Синода от 8 марта 1928 года в Ленинградскую епархию.
После прибытия в епархию митрополит Серафим разместился в бывших игуменских покоях Воскресенского Новодевичьего монастыря, где также расположился образованный в ноябре 1927 года Ленинградский епархиальный совет, председателем которого в 1928 году был назначен сохранявший верность митрополиту Сергию епископ Петергофский Николай (Ярушевич).


Митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим
Митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим


Первую в новой епархии Божественную литургию владыка Серафим совершил в дорогом его сердцу Спасо-Преображенском соборе, который он часто посещал, будучи гвардейским офицером и в котором 8 апреля 1879 года состоялось его венчание с супругой Наталией Николаевной.

Ко времени назначения митрополита Серафима на Ленинградскую кафедру в Александро-Невской лавре был избран новый духовник – иеросхимонах Серафим (Муравьев) (обычно называемый старцем Серафимом Вырицким).
Тесная дружба связывала отца Серафима с митрополитом Серафимом. В это время владыка, подобно многим, избрал себе руководителем лаврского духовника. В течение двух лет иеросхимонах Серафим и владыка Серафим взаимно исповедовались и окормляли друг друга.



Серафим Саровский, Серафим Вырицкий, Серафим Чичагов
Икона три Серафима: Серафим Саровский, Серафим Вырицкий, Серафим Чичагов



В 1933 году, отдав все силы Ленинградской епархии, 77-летний святитель Серафим приближался к концу своего архипастырского служения как правящий архиерей. Телесные немощи владыки Серафима и все возраставшая ненависть к нему государственных властей в Ленинграде, делавшая весьма вероятным его скорый арест, побудили митрополита Сергия и Временный Патриарший Священный Синод принять 14 октября 1933 года указ об увольнении митрополита Серафима на покой.

После возвращения в Москву и кратковременного проживания в резиденции митрополита Сергия в Бауманском переулке (недалеко от Елоховского Богоявленского кафедрального собора) в 1934 году владыка Серафим нашел свое последнее пристанище в двух комнатах загородной дачи, находившейся близ станции Удельная Казанской железной дороги.
Здесь, в деревенской тиши, в обстановке духовных размышлений над богословскими и аскетическими сочинениями, в молитвенных бдениях перед дорогими для него иконами владыка Серафим имел счастливую возможность подвести жизненные итоги и приготовить себя к встрече с Христом Спасителем. Его Божественный Лик святитель Серафим созерцал на большой иконе Спасителя, облаченного в белый хитон. Икона эта была написана им самим. В настоящее время этот образ находится в храме пророка Божия Илии во 2-ом Обыденском переулке в Москве.



Икона прп. Серафима Саровского, молящегося на камне, написанная владыкой Серафимом
Икона прп. Серафима Саровского, молящегося на камне,
написанная владыкой Серафимом


Как и в отношении многих других новомучеников Русской Православной Церкви, последнюю черту в земном бытии святителя Серафима кроваво прочертил 1937 год.
Арестованный сотрудниками НКВД в ноябре 1937 года, прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму в машине «скорой помощи» из-за невозможности перевезти его в арестантской машине.

7 декабря 1937 года «тройка» НКВД по Московской области, уже вынесшая в тот день несколько десятков смертных приговоров, приняла решение о расстреле митрополита Серафима. В деревне Бутово, находившейся недалеко от Москвы, расстреливали в день около двухсот приговоренных к смерти страдальцев. Обнесенная глухим забором дубовая роща должна была стать безымянным кладбищем для многих тысяч жертв коммунистического террора.
11 декабря 1937 года священномученик митрополит Серафим был расстрелян.


Последняя фотография митрополита Серафима, Таганская тюрьма, 1937 г.
Последняя фотография митрополита Серафима,
Таганская тюрьма, 1937 г.
Tags: Война 1877 года, История Отечества, Наши святые, Православие
Subscribe

promo mikhael_mark декабрь 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments