Командующий советскими войсками под Москвой генерал Армии Г.К. Жуков, будущий маршал и четырежды герой, вовремя почувствовал момент, когда немцы ввели в бой свои последние резервы, а их наступательный порыв начал выдыхаться. И подал команду начать давно распланированную им операцию. Русские войска ринулись в наступление. Настроение, владевшее солдатами, очень точно передал многие годы спустя поэт Владимир Высоцкий:
Наконец-то нам дали приказ наступать,
Отбирать наши пяди и крохи,
Но мы помним, как солнце отправилось вспять
И едва не зашло на востоке.
Боевой дух советских войск был так высок, что за считанные дни немцев отбросили от Москвы на 200 километров. Угроза столице была ликвидирована. Советским войскам приходилось наступать в крайне неблагоприятных условиях, подчас - по грудь в снегу, но никакие препятствия не могли остановить людей, шедших освобождать свою Родину.
Типичная картина времён советского наступления под Москвой.
И эти ребята в белых маскхалатах ещё в относительно благоприятном положении.
Освобождать... Участники Битвы за Москву хорошо понимали, что это значит. Им на каждом шагу встречались жуткие следы, оставленные гитлеровскими оккупантами. Сожжённые дотла деревни, в развалинах которых ютились женщины с маленькими детьми (а на дворе, если что, стоял декабрь). Расстрелянные и повешенные мирные жители, убитые оккупантами при отступлении просто так - чтобы помнили. Гитлеровцы не более полутора месяцев хозяйничали в Подмосковье, партизанское движение там просто не успело организационно оформиться (а стало быть, и отмазки в виде "наказания за поддержку партизан" не могло существовать). Трупы казнённых немцами советских военнопленных, нередко со следами увечий - пленных пытали перед тем, как убить. В частности, наступающими советскими войсками было найдено тело Зои Космодемьянской, мстительницы-одиночки, которую немцы варварски избивали и водили раздетую по морозу прежде чем повесить. А после казни - надругались над телом, отрезав грудь.
Останки Зои Космодемьянской.
В таком виде тело отважной девушки нашли наступающие советские войска.
Примечательно, что за 24 года до начала московского контрнаступления (т.е., сто лет тому назад), а точнее - 4 декабря 1917 года в Брест-Литовске только что назначенный советской властью верховным главнокомандующим прапорщик Крыленко начал переговоры с немецким командованием о перемирии. Закончились эти переговоры, как известно, Брест-Литовским мирным договором. Большевики в 1917 году не собирались отвоёвывать у кайзеровских войск оккупированные русские земли - более того, они в конечном итоге подарили немцам такие территории, куда германские войска даже теоретически никогда бы не смогли дойти своим ходом - например, Донбасс. Брестский мир стал очевидным для всех здоровых политических сил актом национальной измены и одной из главных причин начавшейся Гражданской войны. Миф, что большевики стремились кончить войну, от которой народ устал и которая истощала силы страны. Большевики стремились лишь развязать себе руки для новой войны - гражданской, к которой стремились с самого 1914-го года.
В 1941 году русскими войсками командовали генералы-большевики. Многие из них непосредственно участвовали в Гражданской войне на стороне красных, а кое-кто - и непосредственно в революции. Но ситуация радикально изменилась. С началом гитлеровского вторжения всем нравственно вменяемым людям стало ясно, что лимит компромиссов с Западом исчерпан. Стало понятно, что Запад не удовлетворится ни территориальными, ни идеологическими уступками, что ему нужно право бесконтрольно распоряжаться нашими ресурсами, а для этого - тотальная зачистка "жизненного пространства" от русского народа. Большевиков, пришедших к власти под лозунгом "до основанья, а затем", обстоятельства, неумолимая логика исторического процесса заставили стать государственниками.
1917 год. Прибытие советской делегации в Брест-Литовск.
Солдат в 1941 году вели в бой генералы-безбожники. Но в этот раз, в отличие от 1917 года, за их спиной об их победе молилась Церковь. А самих солдат вдохновляли на подвиги примеры героев старой, императорской России, о которых столь уместно вспомнил незадолго до начала наступления верховный главнокомандующий Сталин. Кстати, один из непосредственных организаторов брест-литовского позорища. Которого инстинкт самосохранения тоже заставил стать патриотом, вспомнив о традициях и культурном коде той страны, которой ему выпало управлять в самые трудные для неё годы.
Так что 5 декабря - это не только подлинный день независимости России. Но ещё и день реванша за Первую Мировую войну. И то, что взяли этот реванш у немецкого империализма представители той самой партии, которая за 24 года до этого позорно перед ним капитулировала, поневоле заставляет задуматься о том, что силен Бог защитить Россию даже в самых, казалось бы, отчаянных обстоятельствах.
Слава Богу за всё!
Journal information