Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Об одном архиинтересном факте, обретающемся в житиях святых.

Проявления Святаго Духа в истории порой головокружительнее любого авантюрного романа. Казалось бы, что может быть ужаснее гражданской войны? Вот и Война Штатов, разразившаяся в США в 60-е годы XIX века, принесла немало страданий народу Североамериканской республики, о чём так пронзительно написала Маргарет Митчелл в своём романе "Унесённые ветром". Эта война могла обернуться не только распадом государства, созданного полководческим гением Джорджа Вашингтона, но и просто утратой независимости. Это сегодня США - супердержава, в статусе которой никто не сомневается и нападать на неё будет себе дороже. Но так было не всегда. А в XIX веке великие европейские державы с трудом мирились с тем, что на Американском континенте возникло самостоятельное государство, быстро набирающее политическое, промышленное и военное могущество. И вот, в 1863 году, воспользовавшись внутренней смутой, Британия и Франция начали готовить интервенцию против США - с тем, чтобы задушить нарождающегося конкурента.



Помешала Россия. Об обстоятельствах российской интервенции на Американский континент, о целях этой интервенции, о её организации и о людях, которые её возглавляли, которые фактически спасли Америку от уничтожения, я уже имел удовольствие писать. Но оказывается, последствия русской экспедиции в помощь Абрахаму Линкольну имели куда более далеко идущие последствия, чем я мог предположить. Об этих последствиях рассказал в своём ЖЖ Дмитрий Николаевич Филин (filin_dimitry).


"В разгар гражданской войны в США, в 1863 г., в порт Сан-Франциско с дружественным визитом прибыла русская Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Андрея Александровича Попова. Этот визит является одним из весьма примечательных событий в насыщенной истории русско-американских связей XIX века. Немаловажное значение он, как оказалось впоследствии, приобрел и для становления православного христианства и распространения влияния Русской православной церкви в Калифорнии и США.

На флагмане эскадры, корвете «Богатырь», находился иеромонах Кирилл из Тихвинского монастыря, который крестил детей русских и сербов поселенцев в Сан-Франциско, в том числе первого православного священника, родившегося в Америке, серба Йована (в монашестве – Севастьяна) Дабовича, будущего «апостола» сербского православия в Америке . Без всякого преувеличения С. Дабовича можно назвать одним из столпов раннего православия в Северной Америке.


Прп. Севастиан (Дабович), "апостол Америки"



Отец Севастьян родился 21 июня 1863г. в Сан-Франциско в семье Ильи и Елены Дабовичей, сербских иммигрантов из Герцоговины, поселившихся в Америке в 1853 г. Отец Севастьян был четвертым из семи сыновей четы Дабовичей. Как он утверждал в старости: «Я первый мальчик, рожденный сербскими родителями в Америке. Раньше меня родились только две девочки, мои двоюродные сестры, дочери моего дяди». С детства будущий миссионер отличался кротким и тихим нравом, любил посещать с матерью церковные службы и ни о чем другом, кроме как о служении священником, не мечтал. После окончания школы Йован прислуживал в русском соборе в Сан-Франциско во время церковных служб псаломщиком.

В 1884 г. его назначили в церковь Св. Михаила в Ситку. Во время пребывания на Аляске отец Севастьян решил продолжать свое духовное образование. Таким образом в 1885 г. он отправился в Россию, где три года обучался в духовных академиях в Санкт-Петербурге и Киеве. В 1888 г. в Санкт-Петербурге он был пострижен в монахи и получил имя Севастьян. 25 декабря того же года митрополит Новгородский Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский) рукоположил его во диаконы. Этим обстоятельством Дабович всегда очень гордился. В июне 1889 г. о. Севастьян вернулся в Сан-Франциско. Знание иностранных языков (кроме английского и сербского, он владел греческим и русским) сделало его своеобразным мостом между русским духовенством в Сан-Франциско и многонациональной паствой. Новый епископ Алеутский и Аляскинский Владимир (Соколовский-Автономов) назначил Дабовича заведовать службами, ведущимися на английском языке. В 1892 г. о. Севастьян подал прошение епископу Николаю (Зиорову) о том, чтобы тот доверил ему миссионерскую работу на Тихоокеанском побережье США. Так С. Дабович стал миссионером. Он совершил множество миссионерских путешествий по разным городам Калифорнии, Орегона, Вашингтона, Британской Колумбии, везде привлекая к себе православных людей и призывая их основывать церкви. В 1894 г. благодаря усилиям о. Севастьяна в городе Джексон (Калифорния) была открыта первая в западном полушарии сербская православная церковь Св. Саввы.

При поддержке Дабовича построили православные церкви в Портленде, Чикаго, Лос-Анджелесе. В 1894 г. С. Дабович вместе с А. Хотовицким (русским священником из Нью-Йорка) сопровождал епископа Николая (Зиорова) во время поездки того в Вашингтон на встречу с президентом США У. Маккинли. В 1905-1909 гг. С. Дабович исполнял обязанности руководителя сербской православной миссии с центром в Чикаго. В 1912 и 1917 г. дважды отец Севастьян отправлялся на поля сражений в Европу, где служил капелланом в сербской армии во время Балканских и Первой мировой войн. А вообще, по словам самого Дабовича, он пересекал Атлантику 15 раз, а Тихий океан – 9 раз.

Последние годы своей жизни о. Севастьян провел на родине предков, в Сербии, где и умер в Жичском монастыре 30 ноября 1940 г. в возрасте 77 лет. В последние годы жизни С. Дабович сильно тосковал по Сан-Франциско, где он родился. В одном из писем своему американскому корреспонденту Н. Муссичу он писал: «Мое тело все слабеет и слабеет. Мне бы хоть только один раз взглянуть на пролив Золотые ворота. Все мои лучшие детские воспоминания связаны с Сан-Франциско, с тем местом, где я был рожден». Последними словами о. Севастьяна были: «Я хочу только одного – Царства Небесного».



Икона прп. Севастиана Дабовича



В 2007 г. останки С. Дабовича были перенесены из Жичского монастыря в церковь Св. Саввы в Сан-Франциско, в ту самую церковь, которая была основана в 1894 г. заботами о. Севстьяна. На его надгробии выбита надпись: «Первый американский сербский православный апостол. Святой апостол Севастьян, молись за нас!»

На прошедшем с 14 по 29 мая 2015 года в Белграде Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви было принято решение о канонизации новых святых и установлении дней их памяти.
К лику святых отныне причислены святые мученики Пребиловацские (память 24 июля/6 августа), святитель Мардарий (Ускокович), епископ Американский и Канадский (память 29 ноября/12 декабря), и преподобный Севастиан (Дабович) Джексонский (память 17/30 ноября)" (конец цитаты).



Удивительно, правда? С одной стороны, гражданская война - всегда трагедия. Иностранная интервенция - тем более (русская экспедиция не в счёт - Россия послала свои корабли в помощь народу Америки, а не против него). Но с другой стороны, именно Война Штатов и угроза вторжения англо-французских войск, сделавшая необходимым русское вмешательство в события, позволили православным жителям Северной Америки в кои-то веки нормально организовать церковную жизнь. Шутка ли: в таком огромном городе, как Сан-Франциско, местные православные не имели возможности даже окрестить своих детей! А стараниями русского духовенства они получили не только благодать Святого Таинства, но и свои приходы, и своих собственных священников, способных служить и проповедовать по-английски.

И удивительно, что Господь всегда находит "делателей на жатву Свою", пусть даже эти делатели порой и сетуют на собственную малочисленность. Вот и среди детей, получивших дар Крещения в том далёком 1863-м году, оказался святой Севастиан, нашедший в себе способности пойти со словом истинной веры не только к изначально православным сербским, русским и украинским эмигрантам, но и к англоязычному большинству населения США. Дивен Бог во всех делах Своих!

Tags: Война Штатов, История Отечества, История США, Наши святые, Православие, Православные святые Запада
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments