
Портрет свт. Тихона Московского
Отцы Поместного Собора 1917 года хорошо осознавали масштаб событий, происходивших в России. Понимали они и то, что Церковь вступает в полосу гонений (только вряд ли, скорее всего, предвидели масштабы). В этих условиях выбор предстоятеля Церкви приобретал особую важность. Кто возглавит духовенство, кто станет, высокопарно выражаясь, кормчим Церковного корабля и куда он этот корабль в итоге приведёт - в спасительную гавань или же к закономерному крушению. Да и вопрос о "спасительности" был тоже спорен: ведь спасение, если судить по-христиански, заключается в преодолении вечной погибели и вхождении в Царствие Небесное. И на этом пути важно не ошибиться, важно вовремя увидеть, когда тебе предложат выбор между земными благами и Христом. И сделать выбор именно в пользу Христа.
В столь трудных обстоятельствах делегаты Собора не решились положиться на собственную рассудительность и собственный опыт, а возложили окончательное решение на волю Божию, себе же предоставив избрать троих кандидатов в Патриархи из числа делегатов Собора. Тремя кандидатами оказались митрополит Антоний Храповицкий, митрополит Арсений Стадницкий и митрополит Тихон Белавин. Как аттестовал избранных Дмитрий Николаевич Филин (filin_dimitry
Патриарх Тихон среди делегатов Поместного Собора 1917 - 1918 годов.
Фото взято из ЖЖ Дмитрия Филина (filin_dimitry
Я меньше всего хочу из случившегося делать выводы о коренной порочности учёных богословов по сравнению с "добрыми" "простецами" - подобные теории у меня ничего, кроме раздражения, никогда не вызывали. Точно так же не хотелось бы делать выводы о том, что избрание по жребию есть единственный богоугодный способ определять предстоятеля Церкви, а если Патриарх избран иным путём, то он уже и не Патриарх вовсе - оставим эти теории всяким сектантам. Слава Богу, нашей Церкви уже более двух тысяч лет, и за это время она успела накопить достаточный опыт в деле избрания собственных предстоятелей. Скорее, здесь целесообразно будет сказать, что избрание Патриархом святителя Тихона явилось очередным доказательством того, что где двое или трое собраны во Имя Спасителя - там Сам Христос незримо присутствует посреди их. Делегаты Поместного Собора 1917 года стремились любой ценой сохранить своё единство со Христом - и потому Христос направил их волю таким образом, чтобы яснее выразить Свой Собственный выбор. В соработничестве Бога и людей произошло чудо возрождения Патриаршества на Руси и чудо избрания святителя Тихона вопреки человеческим мудрованиям. Воистину: человек лишь предполагает, а Бог располагает.
Чтобы по достоинству оценить это чудо, просто задумаемся, что случилось бы с нашей Церковью, если бы в 1917-м Патриархом стал бы Антоний Храповицкий. Безусловно, в этом случае Белое Движение получило бы однозначную поддержку Церкви. Возможно, это привлекло бы в его ряды новые тысячи сторонников. Возможно, Гражданская война продлилась бы дольше. Но окончилась бы она в этом случае победой Белого Движения? Спорный вопрос. Иных выгод от победы Антония лично я не вижу.
А вот опасностей - масса, особенно если учесть поведение Храповицкого после избрания святителя Тихона. Да, формально Антоний немедленно явился в келью к владыке Тихону, чтобы поздравить его с избранием. Формально - он изъявил покорность. А фактически мы уже в 1918 году видим его на Украине среди "самостийников". Находясь в Киеве и заняв пост митрополита Киевского, Храповицкий начинает уговаривать гетмана Павло Скоропадского короноваться в качестве царя Украины, обещая, что в таком случае Украина будет признана европейскими державами в качестве равной им "великой европейской монархии"... Знакомые песенки, правда? И эти "песенки" никак не списать на бескомпромиссно монархические убеждения Храповицкого. Бескомпромиссным монархистом был граф Келлер. Но он признавал в качестве царя только свергнутого революцией императора Николая Александровича, а в случае гибели последнего соглашался присягать только его законному наследнику. А отнюдь не "царю всея Украины". Гетману Скоропадскому он готов был служить - но лишь пока и поскольку сам гетман готов был действовать во имя возрождения Единой и Неделимой России. И уж тем более Келлер не рвался ни в какую "единую семью великих европейских монархий" - напротив, подобная перспектива его откровенно пугала. А вот "монархист" Храповицкий с лёгкостью неимоверной готов был отречься и от собственной присяги ещё живому императору Николаю Второму [1], и вообще от династии Романовых, и от России как таковой. Храповицкий был готов торговать территориальной целостностью России ради... чего, собственно?
Митрополит Антоний Храповицкий
А вот с этим давайте разберёмся. Если бы Скоропадский решился последовать его советам и короноваться, Киев автоматически превращался бы в столицу новообразованной православной монархии. А Храповицкий становился первоиерархом в этой столице... могущим претендовать на статус главы автокефальной Церкви. Эдаким Филаретом Денисенко разлива 1918 года. Или даже бросить вызов Патриарху Московскому, объявив его ставленником безбожных большевиков [2], а себя - временным первоиерархом Русской Церкви на освобождённых от большевиков территориях.
Конечно, это всего лишь предположения. Но предположения, оправданные в свете столь двусмысленных предложений, сделанных Храповицким Скоропадскому [3]. И ещё более оправданные в свете дальнейшей деятельности Храповицкого, остаток дней своих проведшего в экстазе церквеборчества [4], инициировавшего в эмиграции карловацкий раскол и без зазрения совести провозгласившего мученическую Патриаршую Церковь "чекистской". Видим таким образом, что Храповицкий определённо стремился к тому, чтобы стать первоиерархом, почти склонил на свою сторону Поместный Собор, а когда Собор утвердил в патриаршем сане другого владыку - предпочёл стать первоиерархом в самочинном сборище, чем быть одним из многих в канонической Церкви.
Но Бог предпочёл, чтобы в трагические минуты Церковной истории во главе Русского Православия встал не амбициозный честолюбец, а кроткий молитвенник и труженик.
Бог решил, что во главе Церкви нужнее иерарх, готовый пожертвовать собой ради Православия и своей паствы (в том числе - и заблудшей). А не странный субъект, готовый принести свои монашеские клятвы в жертву собственному честолюбию.
Патриарх Тихон - печальник земли Русской.
Есть и ещё один немаловажный момент. В своём послании, адресованном " всем православным русским людям" в 1930 году, Храповицкий писал: "Властью, данной мне от Бога, разрешаю и освобождаю всех верующих от присяги, данной советскому самозваному правительству, ибо христиане сатане [5] не подданные. Властью, данной мне от Бога, благословляю всякое оружие, против красной сатанинской власти подымаемое, и отпускаю грехи всем, кто в рядах повстанческих дружин или одиноким народным мстителем сложит голову за Русское и Христово дело". Вдумаемся, что мы только что прочитали. По сути, это самый настоящий манифест коллаборационизма. Храповицкий объявляет, что никакая присяга, данная советской власти, не действительна. То есть - оправдывает переход во время войны на сторону внешнего врага. Далее: он пишет, что "христиане сатане - не подданные" - то есть, любой, кто дерзнул бы встать на защиту Отечества, пока в Кремле заседает советское правительство, в глазах Храповицкого - не более, чем сатанист. И как вишенка на торте - "благословляю всякое оружие, против красной сатанинской власти поднимаемое". Всякое - значит, в том числе, и оружие иноземных захватчиков. Иначе - уже не всякое.
Конечно, мне тут могут возразить: этот текст написан в 1930 году, за три года до прихода к власти Гитлера. А сам Антоний Храповицкий отошёл на Суд Божий в 1936 году, за четыре года до гитлеровской агрессии против СССР. Мог ли он отвечать...? Да, верно, Антоний Храповицкий умер в 1936 году. Он не видел, в какие ужасы вылилось благословлённое им "всякое оружие, против красной сатанинской власти поднимаемое".Возможно, что, увидев, он бы ужаснулся. Этого мы знать не можем. Но слова, благословляющие коллаборационизм, были им сказаны. И эти слова запомнили его многочисленные пасомые. Запомнили - и с энтузиазмом облачались в серые мундиры эсэсовских карателей "русского охранного корпуса" и "казачьего кавкорпуса СС". И с таким же энтузиазмом участвовали во всех зверствах нацистских оккупантов, причём не только на территории СССР [6], но и на территории православной Сербии. И в буржуазной Польше, где "русские" коллаборационисты, заочно благословлённые Храповицким, зверствовали над мирным населением так, что у бывалых эсэсовцев волосы становились дыбом [7].
Храповицкий-проповедник
... и его "профессиональные духовные чада", обсуждающие, как им "спасать Европу от большевизма" -
сиречь, топить в крови Варшавское Антифашистское восстание.
Встань во главе Церковной иерархии Русской Православной Церкви в 1917-м году Храповицкий - мы имели бы в 1941-м году стопроцентно коллаборационистскую позицию официальной Церкви. И тогда честным русским христианам пришлось бы делать мучительный выбор между своей Церковью и своей Родиной. А после войны (Победа в которой была-таки дарована Богом, а Бог не настолько слабоволен, чтобы менять Свою волю в соответствии с прихотями Храповицкого) на Церковь обрушились бы такие гонения, по сравнению с которыми 1937-й год показался бы детским лепетом. Сохранилась бы в этом случае Русская Православная Церковь, устоял бы в России хоть один храм? Не уверен. Но Бог поставил Патриархом в 1917 году святителя Тихона Белавина - и тем самым спас Свою Церковь от столь незавидной участи.
Слава в вышних Богу за Его неизреченную милость! Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас!
________________________________________
Примечания.
[1] Вопреки собственным же словам, что "от верности царю его может освободить только неверность последнего Христу".
[2] Тем более, что формальный повод для этого имелся - владыка Тихон отказался дать прямое и открытое благословение Белому Движению.
[3] Вот интересно, знал ли Антон Иванович Деникин об этих предложениях? В то самое время, когда Белая Армия истекала кровью в борьбе за Единую и Неделимую Россию, Храповицкий, якобы, сочувствующий белым, фактически предлагал зафиксировать предательские условия Брестского мира на века! Даже Ленин на его фоне выглядит большим патриотом!
[4] Пример: "Те, что приняли на себя кормило духовного правления, либо безмолвствуют, либо, что еще хуже, допускают красным угрозам вынудить от них малодушную хвалу власти красных гонителей. Господь да будет им Судьей". Это - из пастырского послания Храповицкого, опубликованного в 1930 году.
[5] Советская власть - это всё же люди, а не сатана.
[6] где они хоть как-то могли оправдывать собственное поведение "борьбой против большевизма"
[7] И цинично оправдывали себя тем, что это, дескать, нужно для "спасения Европы от ужасов большевизма". Какой большевизм несли Европе варшавские повстанцы-националисты, мне понять не дано.
Journal information