Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Самый интересный экспонат моей коллекции

Пожалуй, вот он.
Рядовой Дружины Святого Креста в шинели 1919

Это рисунок художника Андрея Каращука, изображающий рядового Дружин Святого Креста, созданных в армии адмирала А.В. Колчака в 1919 году специально под лозунгом защиты Веры и Церкви. Обратите внимание на погоны.
Солдат

Дело в том, что по традициям Русской Императорской Армии, которым старались следовать белогвардейцы, на погонах указывался либо номер полка, либо, если полк имел почётного шефа, инициалы этого шефа. В качестве шефов полков выступали члены Императорской Фамилии (в том числе и женского пола), иностранные монархи и наследные принцы, а с восшествием на престол Императора Николая Второго - ещё и выдающиеся полководцы прошлого. У этого же солдата на погонах - "инициалы" Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который, очевидно, воспринимался дружинниками-"крестоносцами" как Шеф их воинской части. Невольно вспоминаешь слова великого Суворова: "Молитесь Богу, Он наш генерал!" - которые  солдаты Колчака исполнили БУКВАЛЬНО.
Обращает также внимание, что белый восьмиконечный православный Крест нашит на шинель как раз на уровне сердца. Конечно, "идейных" большевиков и их латышских наёмников это не остановило бы. Но простому русскому мужику, как мне справедливо указала М.Н. Добротвор, наш нижегородский историк, выстрелить в белый крест было ох, как непросто...

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Дружины Святого Креста — добровольческие формирования в составе Русской армии адмирала Колчака во время Гражданской войны в Сибири. Формировались для целей защиты Православной веры и борьбы с большевиками в составе действующей армии.
Дружины оставили свой заметный след в истории Белого движения в Сибири, они являлись последним сознательным и верным (хотя и совершенно не обученным) пополнением, влившимся в армию адмирала Колчака уже в момент начавшейся ее катастрофы.
Историк В. Ж. Цветков пишет, что крестоносцам предстояло не только численно укрепить ряды поредевших частей, но и вдохнуть в них порыв, волю к победе, стать примером жертвенности тыла фронту во имя общей победы.
Главным стимулом для добровольческого движения в Сибири был подъем религиозного чувства с лозунгом борьбы за веру.
Формирование дружин началось после принятия в разгар решающих боев в Сибири командования Восточным фронтом генералом М. К. Дитерихсом в августе 1919 года. С 9 по 19 августа 1919 года во многих храмах города Омска были отслужены литургии и прозвучали проповеди с призывом встать на защиты христианской веры и записываться добровольцами в Дружины Святого Креста.
Организатором Дружин Святого Креста был генерал-лейтенант М. К. Дитерихс, провозгласивший Крестовый поход против большевизма. Во время смотра первой дружины Святого Креста, Главнокомандующий генерал Дитерихс, обращаясь к воинам, сказал: «Вас горсточка. Но вы — фундамент, на котором будет строиться Россия». Общее руководство формированием дружин было возложено на генерала В. В. Голицына и профессора Д. В. Болдырева. Последний все свои усилия посвятил добровольческому движению в Сибири и его организации, и, будучи лично зачислен в армию, надел форму рядового.
Во время Праздника Крестоносцев, который походил 26 октября 1919 года в Омске, присутствовавший на нем Верховный Правитель и Верховный Главнокомандующий Российской армии адмирал адмирал А. В. Колчак во время своей речи отметил особенности возникновения добровольческого движения в Сибири, обратил внимание на историческое событие объединения враждовавших до этого христианства и ислама в борьбе против общего врага — атеизма большевиков. Адмирал вспомнил также эпоху крестовых походов, церковный собор в Клермонте, в ходе которого папой была сказана историческая фраза: «Так хочет Бог», проведя аналогию с крестоносным движением в Сибири в 1919 году.
В дружины могли вступать верующие христиане любой конфессии. Вступающие в дружины носили нашивной крест на груди, показывая этим, что они борются не за класс, а за веру, христианство, против вероотступников. В Дружины вступали как подлежащие мобилизации, так и не призываемые, а также женщины — для несения санитарной, хозяйственной и обозной службы.
Численность дружин составляла от нескольких десятков до нескольких сот добровольцев. А их общая численность достигла 6 000 бойцов.
Дружины Святого Креста оправлялись на фронт без предварительной боевой подготовки в тылу, поэтому в большинстве случаев боевая ценность дружин была невелика. Каждая дружина целиком включалась в состав батальона или полка без дробления добровольцев между ротами.
В. Ж. Цветков, предполагает, учитывая, что дружины не проходили подготовку перед отправкой на фронт и вливались непременно целиком в боевые части, что белое командование рассматривало эти части как своего рода «добровольческое ополчение», аналогичное Ополчению 1812 года.
Клятва, которую добровольцы произносили на Святом Кресте и Евангелии, становилась символом их самоотречения: "Я, брат дружины Святого Креста, обязуюсь и клянусь перед Святым Крестом и Евангелием быть верным верным Господу Христу, Святой Церкви и друг другу быть трезвым, честным, совершенно не произносить бранных слов, не быть жестоким с врагом, к своим всей душой браторасположенным. Аминь."
Первая из дружин («Омская») успела пополнить войска непосредственно на линии фронта. После первых боев, принятых крестоносцами в конце октября 1919 года, профессор Болдырев писал в омской газете «Русское дело»: "Вера — вот единственная твердость и фундамент России. Мы видели эту твердость месяц тому назад на параде новых крестоносцев. Мы видели ее в суровых лицах, теперь мы видим ее на деле. Крестовая Дружина уже получила первое боевое крещение. Много Божьих воинов полегло костьми. Но Божье воинство твердо выдержало натиск превосходных сил, разбившихся о горсточку крепких духом людей. Измена впервые изведала твердость веры."
Остальные крестоносные дружины присоединялись к отступавшей армии в городах своего формирования по ходу смещения линии фронта на восток. Ко времени окончания Великого Сибирского Ледяного похода все дружины растворились без остатка в боевых частях, в которые они были влиты. Командир 3-го Барнаульского стрелкового полка полковник Камбалин писал, что, когда во время выступления его полка из Барнаула в Сибирский Ледяной поход, 3-й батальон его полка, собранный полностью из новобранцев, был распущен как ненадежный, его заменили местной дружиной «крестовиков», проделавшей впоследствии весь поход с полком.
Во время оставления Омска полковник Оренбургского Казачьего Войска Г.В. Енборисов выехал на санях только со своей семьей и с членами своего Вербовочного отделения. В Ново-Николаевске к полковнику присоединились практически все находившиеся в городе Крестоносцы, составив отряд в 100 бойцов. По ходу движения отряда в Забайкалье к нему постепенно присоединилялись отдельные люди и целые части, в итоге в Забайкалье отряд пришел уже достаточно крупной, сплоченной и дисциплинированной частью, ядро которого составляли Крестоносцы.
В начале апреля 1920 года этот отряд был переформирован в «Добровольческий Егерский отряд при штабе 3-го Отдельного Стрелкового корпуса». В него входили 2 стрелковые роты, пулеметная команда, Отдельная Конвойная сотня.
Положение о Дружинах Святого Креста
1.Дружина Святого Креста есть воинская добровольческая часть, рота, батальон, борющаяся с большевиками, как с богоотступниками, за веру и родину.
2. Каждый вступающий в дружину Святого Креста, кроме обычной присяги, дает перед Крестом и Евангелием обет верности Христу и друг другу, и в знак служения делу Христову, налагает поверх платья восьмиконечный крест.
Примечание. Крест носится только в строю.
3.Подчиняясь обычной воинской дисциплине, дружина Святого Креста, кроме того, следует особым правилам, исключающим пьянство, нечестивость, сквернословие, распущенность, притеснение мирных жителей и так далее.
4.Нарушающие обет и правила подвергаются, кроме обычных дисциплинарных взысканий, исключению из дружин Св. Креста, а в особо тяжких случаях и отлучению от церкви, как предатели дела Христова.
5.Каждая дружина Св. Креста, будучи воинской частью, есть в то же время и религиозное братство, имеющее своего Небесного Покровителя, имя которого носит (например, дружина Св. Гермогена, Св. Александра Невского, Св. Сергия Радонежского и так далее) и свои особые правила или братский устав, а все дружинники образуют единое братство Св. Креста.
6.Все дружинники именуются братьями.
Примечание 1. При обращении солдат к офицерам допустимо слово «брат» присоединять к чину, например, «брат поручик», «брат капитан» и так далее.
Примечание 2. Женщины, несущие службу при дружинах Св. Креста, именуются «сестрами».
7.При соблюдении всей строгости воинской дисциплины между командным составом и солдатами дружины Св. Креста устанавливается на время похода полное равенство в пище, в удобстве, средствах передвижения и так далее.
8.В дружину Св. Креста могут поступать лица всех христианских исповеданий.
Примечание. При дружинах Св. Креста могут существовать и нехристианские отряды (например, мусульмане), сражающиеся за веру в единого Бога, подчиняющиеся своим уставам.
9.Дружины Св. Креста могут быть всех родов оружия, а равно могут быть соединяемы в более крупные части (дивизии, корпуса).
10.В случае недостаточной численности для образования самостоятельной части (полка, дивизии и так далее), дружины Святого Креста входят в состав других действующих полков, предпочтительно добровольческих, в виде отдельных рот или отдельных батальонов, но никоим образом не распределяются между ротами полка."
"Википедия"
Игумен Игнатий (Душеин) так оценивал деятельность Дружин Святого Креста:
Отец Игнатий

"Большевики не являлись кем-то избранной, законной властью. Более того, они бы сейчас легко попали под статью 278 УК РФ («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»). Это были заговорщики, захватившие власть силой.
В Сибири по инициативе адмирала Колчака (вечная ему память!) были сформированы отдельные боевые части, состоящие из верующих (не обязательно православных). Это Православная дружина «Святого Креста», «333-й имени Марии Магдалины полк», «Святая Бригада», три полка «Иисуса Христа», «Богородицы» и «Николая Чудотворца».

Создавались воинские части из верующих других конфессий. Например, мусульманские отряды «Зеленого знамени», «Батальон Защитников Иудейской Веры»… Это все было, и – Слава Богу: не все русские люди прогнулись под насильников."
Tags: Белые, Гражданская война, История Отечества, Православие, Униформология
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments