
У меня, скажем так, было сложное отношение к Михаилу Николаевичу. Я никогда не причислял себя к его горячим поклонникам, хотя из множества наших сатириков и юмористов Задорнов был, безусловно, самым талантливым. Хорошо помню, с каким каменным лицом он мог озвучивать со сцены такие вещи, что все сидящие в зале буквально давились от смеха. А некоторые эпизоды из его монологов, когда он описывал подводное царство в Красном море близ побережья Египта или рассвет на Синайской горе, неожиданно обнаруживали в мегапопулярном хохмаче тонкого лирика с блестящим литературным слогом. В то же время некоторые высказывания покойного, на правах юмора легко вбрасываемые им в массы, вызывали решительное недоумение и протест. Думаю, те, кто следил за творчеством Михаила Николаевича, поняли, о чём конкретно я говорю - уточнять сегодня не хочется.
Впрочем, и сам Задорнов в своём творчестве не был статичен. Если в 90-е годы прошлого столетия он, как и подавляющее большинство его коллег по цеху, искренне радовался разрушению Советского Союза, жёстко высмеивал павшую коммунистическую диктатуру, за заодно с ней - и множество вещей, с детства бывших и остававшихся дорогими его слушателям, то в начале XXI века он сделал решительный поворот в сторону патриотизма. Пожалуй, только он сам мог бы объяснить, что заставило его столь резко (фактически - на 180 градусов) поменять фронт полемики, но факт остаётся фактом: в этот период Михаил Николаевич активно начинает разоблачать глупости в западной политике и западном законодательстве, абсурдность американских притязаний на мировое господство и ничтожность политиков-русофобов, от прибалтийских пронацистских шавок и "горячего грузина" Мишико до самого Джорджа Буша-младшего. Монологи Задорнова и его зарисованные с натуры миниатюры будили в нас чувство гордости за свой народ и свою страну, поднимали в душах желание противодействовать западническому проекту, желание сохранить свои собственные традиции... Увы, подлинным традициям русского народа Задорнов в тот период оставался чужд. И вместо Православия, определявшего вектор нашего развития в последнее тысячелетие, пустился в поиски истины и смысла жизни во всевозможных "эзотерических" учениях и сомнительной псевдонаучной литературе.
Родственники покойного просили его почитателей не распространяться о его личной жизни и об обстоятельствах его кончины. Но об одном я не могу умолчать: знакомый священник - иеромонах Феофан Кратиров - рассказал мне о том, что за несколько месяцев до смерти Задорнов принял Православие, покаялся в своих прежних антихристианских заблуждениях и принял Церковные Таинства. Искренне надеюсь, что Господь на Небесах простил ему его кощунственные высказывания о Церкви и священниках и принял в Свои Обители как работника одиннадцатого часа. И всё-таки жаль, что обновлённый Задорнов, Задорнов-христианин не успел написать своих новых монологов. Нам остаётся только догадываться, о чём мог бы поведать людям этот, безусловно, крайне талантливый человек, дай ему Бог ещё несколько лет земной жизни. Но, зная Задорнова, можно не сомневаться: это было бы по-настоящему остроумно и по-настоящему патриотично. И вряд ли в нынешних драматических для России условиях Михаил Николаевич смог бы остаться в стороне от политической повестки дня.
Призываю всех своих читателей вспомнить ещё раз Михаила Николаевича и его искромётные монологи. Вспомнить, как этот человек многие годы дарил нам радость и учил любить свою Родину. И помолиться за упокой новопреставленного раба Божия Михаила.
И напоследок - одна человеческая история о Михаиле Задорнове. Позволяющая лучше понять этого человека. Оригинал взят на странице знакомого священника.
Читая такое, начинаешь понимать, почему Бог даровал Михаилу Николаевичу предсмертное прозрение и не попустил ему отойти на Суд нераскаянным.
Journal information