А погибла в автокатастрофе. И было это в год тридцатилетия Великой Победы - в 1975 году. Её звали Вера Сергеевна Кащеева.
Когда началась Великая Отечественная война, Верочке Кащеевой было 18. Девочка ещё совсем. Жила она себе в городе Барнауле, куда переехала из своего родного села в Троицком районе Алтайского края. Девочка из простой русской крестьянской семьи, каких множество на просторах Сибири, очень хотела помогать людям. И окончила курсы медсестёр.
А потом грянула война. Вера Кащеева присоединилась к одной из сформированных на Алтае воинских частей и в её составе отправилась в действующую армию. Шёл март 1942 года. Только что победоносно завершилась Битва за Москву, фронт временно стабилизировался. В те дни речи высоких правительственных чиновников и лично Сталина были полны оптимизма. Люди всерьёз верили, что 1942 год станет последним годом навязанной нашему народу кровопролитной войны. Что уже в этом году наша армия выгонит кровожадных захватчиков восвояси, и будет так, как пелось в бодрой довоенной песне: "И на вражье земле мы врага разгромим беспощадным могучим ударом". Возможно, верила в это и сибирячка Вера. И готовилась отдать Победе все свои силы без остатка.
Вера Кащеева. Фото сделано уже после награждения её медалью Героя Советского Союза -
в 1944 году.
С марта по октябрь 1942 года девушка занимала должность санинструктора 2-го стрелкового полка 310-й стрелковой дивизии. А в октябре была переведена на ту же должность в 120-й стрелковый полк 39-й гвардейской стрелковой дивизии. Эта дивизия отличилась в августе 1942 года, держа оборону против немцев на рубеже реки Дон. Затем отступила севернее Сталинграда, переправилась через Волгу и вошла в город, поступив в распоряжеия командующего 62-й армией прославленного полководца В.И. Чуйкова. Командовал 39-й гвардейской генерал Гурьев.
В ночь на 1 октября 1942 года, в связи с прорывом немецко-фашистских войск к заводу "Красный Октябрь" 39-я гвардейская была направлена на защиту этого завода и заняла оборону. Полки дивизии после августовских и сентябрьских боёв были укомплектованы лишь наполовину. Всего в её рядах числилось 4082 человека.
Бойцы 120-го гвардейского полка держат оборону в корпусах завода "Красный Октябрь"
12 октября немецкие штурмовые группы прорвали оборону 120-го полка и вышли к листоотделочному цеху завода. Прорыв удалось ликвидировать только после того, как генерал Гурьев бросил в бой все свои резервы - роту химзащиты, сапёрный батальон и ополчение, наспех собранное из рабочих завода. Прибытие же подкреплений с левого берега Волги было затруднено в связи с тем, что немцы простреливали все переправы. Только 50 % маршевых пополнений могли добраться до пункта назначения - остальные гибли, так и не успев вступить в бой. К 19-му октября в дивизии оставалось только 800 (!!!) штыков. Меньше полка мирного времени! 23 октября тяжёлое ранение получает командир 120-го гвардейского полка. В самом полку к этому времени оставалось не более 40 человек.
Фотографии того времени, сделанные военными корреспондентами, рисуют настоящий ад. Завод в руинах. И за этими руинами пытаются укрываться советские пехотинцы. Укрытие хлипкое, достаточно одного выстрела из танкового орудия, чтобы оно рассыпалось в прах. А люди стоят там и не отступают. И в этом аду, от первого до последнего дня - хрупкая девочка Вера с неизменной санитарной сумкой через плечо. У неё много работы - каждый день прибавляет раненых. Здоровые, крепкие мужики, которых ей приходится под огнём вытаскивать с передовой, перевязывать, готовить к отправке в тыл, на левый берег - и не факт, что очередной "груз 300" достигнет безопасных мест: переправы простреливаются гитлеровцами. Ежедневно полку приходится отбивать по 20 атак противника. И каждая атака прибавляет раненых. О собственной безопасности Вере думать некогда.
Бои в руинах завода "Красный Октябрь".
Представьте себе, каково было в такой обстановке хрупкой девушке 20-ти лет.
Но и немцам досталось от гвардейцев 120-го полка. Например, 100-я легкопехотная дивизия понесла в боях с русскими гвардейцами столь значительные потери, что гитлеровское командование оказалось вынуждено отправить её в тыл. Прибывшая ей на смену 79-я пехотная дивизия немцев прорывает фронт севернее завода, выходит к обороняющимся советским войскам в тыл и занимает несколько зданий - центральную заводскую лабораторию, гараж... В ночь с 23-го на 24-е октября контратакой стрелков 120-го полка немцев удаётся выбить из лаборатории. А днём 24-го - новый штурм: 2 батальона немцев при поддержке 17-ти танков атакуют проходную. Атаку удаётся отразить - но это приводит к новым потерям. И снова для Веры работа.
Впоследствии за эти бои на заводе "Красный Октябрь" Вера Кащеева будет удостоена Ордена Красной Звезды, медалей "За отвагу" и "За боевые заслуги". Тогда же Вера была сама ранена и отправлена в тыл. После выздоровления снова вернулась в действующую армию.
Вера Кащеева на привале со своими однополчанами -
Виктором Медведевым, Алексеем Чайкой и Сергеем Романовцевым
В октябре 1943 года советские войска развернули Битву за Днепр. Немцы рассчитывали превратить эту крупную реку в неприступный оборонительный рубеж. Однако Красной Армии этот рубеж удалось прорвать. 25 октября 1943 года дивизия, в рядах которой служила старший сержант медицинской службы Вера Кащеева, начала форсирование Днепра в районе Днепропетровска. С одной из десантных группы вызвалась идти и Вера. Более того: отважная девушка с Алтая не ограничилась своими обязанностями санинструктора. Она вызвалась идти в разведку и сумела добыть важные сведения о противнике, которые позволили советской артиллерии подавить большинство огневых точек на участке наступления вериного полка. Сама девушка была ранена, но поля боя не покинула, продолжая исполнять свои обязанности санинструктора. Из 25 бойцов десантной группы в живых осталось пятеро. Но они продолжали держать оборону, воодушевлённые примером своей боевой подруги. За этот бой Вера Кащеева была удостоена медали Героя Советского Союза.
Вера Кащеева на берегу Днепра
Карандашный рисунок, изображающий Веру Кащееву и её подвиг.
Однако, рана оказалась настолько серьёзной, что продолжать военную службу девушка не смогла. В 1944 году Вера Кащеева вышла в отставку и вернулась на Алтай. В Барнауле она окончила акушерское отделение медицинского техникума, работала медсестрой. А затем вышла замуж за офицера и уехала с мужем на Дальний Восток. С 1953 года Вера Сергеевна работала директором детских яслей на станции Бира Еврейской автономной области. В 1973 году Международный Красный Крест в ознаменование редкостного мужества, проявленного В.С. Кащеевой при исполнении своих обязанностей санинструктора наградил её медалью Флоренс Найтингейл. Вера Сергеевна стала первой русской женщиной, удостоенной этой награды.
Вера Кащеева вскоре после присвоения ей медали Флоренс Найтингейл.
Фото 1973 года.
Жизнь героини оборвалась трагически. 20 мая 1975 года, вскоре после юбилейного Дня Победы, отважная женщина и неутомимая труженица погибла в автомобильной катастрофе вместе со своим малолетним внуком. Ей было всего 52 года.
Journal information