Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Об Апостоле Фоме

19 октября Православная Церковь отмечает день святого Апостола Фомы. Об этом Апостоле есть замечательная и весьма подробная статья в журнале Дмитрия Филина (filin_dimitry) и не менее интересные размышления историка Антона Кизима (antonkomnin). Настоятельно рекомендую их всем своим читателям. Мне же хотелось бы обратить внимание на два момента.





Икона Апостола Фомы. На свитке, который святой держит в руке,
по-гречески написано: "Господь мой и Бог мой"



Во-первых, святой Апостол Фома проповедовал в Индии. В той самой Индии, куда сегодня многие наши некогда православные соотечественники массово отправляются совсем с другими целями - напитаться "истинной духовностью", вскормившей Блаватскую, Рерихов и других сектантов-богохульников. Прикоснуться к "мудрости древних". А вот Апостол Фома, узнав, что ему предстоит путешествие в Индию, по свидетельству Дмитрия Филина, крайне опечалился. Опечалился он оттого, что ему предстоит глаголати Слово Божие в "таких диких краях". Никакого почтения к "мудрости древних" он не испытывал, напротив - шёл за тридевять земель, чтобы развеять языческий мрак и принести этим самым "древним" свет истинной веры, воссиявшей в Иерусалиме с Воскресением Христовым.

Вот только одно из чудес, совершённых Апостолом в Индии. О нём, в частности, рассказывает в своей статье Дмитрий Филин. "На пути в Индию апостолу Фоме встретился богатый купец Аван, который был послан от индийского царя Гундафора в Палестину, чтобы сыскать хорошего архитектора для постройки царского дворца наподобие дворцов римских кесарей. По внушению Господа, св. Фома выдал себя за архитектора и они вместе отправились в Индию. По прибытии, Аван представил апостола индийскому радже (царю Махадеван) как весьма искусного зодчего, и раджа повелел Фоме построить для него великолепный дворец. Фома сказал, что он построит такой дворец, и он будет даже лучше, чем царь может себе представить. Для постройки апостол получил очень много золота, которое раздал бедным и неимущим. Прошло два года и раджа вновь пригласил к себе апостола и спросил, что удалось сделать за этот период. А апостол Фома ответил, что дворец уже почти готов, осталось лишь только закончить крышу. Обрадованный царь вновь дал Фоме золото, чтобы крыша соответствовала великолепию и красоте дворца. Апостол снова раздал все эти деньги больным, неимущим и бедным людям.


Тогда доложили радже, что на том месте, где должен стоять дворец, еще ничего не построено. Разгневанный царь пригласил Фому и спросил, построил ли он что-нибудь или нет, а Фома ответил, что дворец готов, но построил он его на небесах. «Когда ты перейдешь из этой временной жизни, — сказал Фома, — то там, на небе, ты обнаружишь прекрасный дворец, в котором ты будешь пребывать вечно». Раджа в этом ответе заподозрил обман и решил, что апостол открыто насмехается над ним, и поэтому приказал тяжко его мучить.

В это время умер брат раджи, которого он очень любил. В этом горе он множество дней безутешно оплакивал смерть своего брата. А душа этого брата-язычника также была вознесена на небо и ей, как и всякой другой душе, были показаны и райские обители, и ад. И когда она осматривала рай, то в одном месте увидела великолепнейшее строение, такое прекрасное, что ей захотелось пребывать в нем вечно. И тогда душа спросила Ангела, который водил ее по раю, кому принадлежит это место. И Ангел ответил, что это — дворец его брата, для него построены эти великолепные палаты. И тогда душа стала просить Ангела о том, чтобы он разрешил ей вернуться на Землю для того, чтобы испросить у своего брата разрешение войти в уготованные ему палаты. И Ангел разрешил ей вернуться в бездыханное тело.


И произошло чудо – умерший брат раджи воскрес. Какое было ликование, какая была радость, когда царь услышал, что его брат ожил. Когда состоялась их первая беседа, брат стал ему рассказывать, что произошло с его душой после смерти. И он сказал: «Помнишь, ты когда-то обещал отдать мне полцарства, — не нужно мне этого дара, но дай разрешение, чтобы тот дворец, который уготован тебе в Царстве Небесном, был и моим дворцом». И понял раджа, что Фома не обманывал его, что для него Господь уже уготовал место в Царстве Небесном. Тогда раскаявшийся раджа не только выпустил Фому из заключения, попросив у него прощения, но и принял Крещение" (конец цитаты).

Обратим внимание: чудо состояло в воскресении умершего брата раджи. И именно это чудо привело раджу к покаянному обращению и принятию Христианства. Напомню, что Индия верила (и до сих пор верит!) в чудовищную ложь о переселении душ. Соответственно, раджа, горько оплакивающий смерть своего брата, со временем мог бы утешиться, убедив себя, что этот брат сейчас перевоплотился и снова странствует в этом мире - в новом теле и с новым именем. Блаватская, ничтоже сумняся, приписала эту веру и раннехристианским общинам. Но что-то не слышно от Фомы слов о реинкарнации. И самому радже он обещает "дворец, построенный на Небесах", а не новое блаженное рождение (раджа, к слову, уже достиг верха земного блаженства, куда уж дальше?). В конце же концов умерший воскресает в своём прежнем теле, в полном соответствии с христианским учением, удостоверяя самим собой ложь индийского заблуждения.

Впрочем, екатеринбургский богослов Павел Зарипов ставит под сомнение достоверность этого эпизода, обращая внимание на то, что взят он из апокрифического источника и содержит не слишком-то нравственные призывы. Но даже если так - тем хуже для Блаватской и её сторонников, ибо идея реинкарнации не только не обретается в канонических церковных текстах (при внушительном количестве святоотеческих творений, которые с этой идеей прямо полемизируют, начиная с самых первых веков христианства), но и в апокрифах подвергается внятному отрицанию.

А спустя некоторое количество лет Фома и мученической кончины сподобился там же, в Индии, недалеко от современного Мадраса. В тех краях святой обратил к вере двух женщин, одна из которых была женой местного царька. Раджа разгневался и приказал пытать святого. А затем - и убить его. Убийство было совершено слугами царя на горе, где Апостол Фома обычно проводил время в молитве. Во время молитвы его и закололи копьями индусы. Да-да, те самые, веротерпимость которых так восхваляется сегодняшними "светскими" религиоведами. Те самые, которые никогда не знали ни "кровавой инквизиции", ни крестовых походов. Вот только христиан они убивали с неменьшим энтузиазмом, чем древние римляне. И убивают периодически до сих пор. Гонения на христиан в Индии были столь масштабными, что лишь спустя 48 поколений устной традиции (!!!) предания о Фоме были, наконец, записаны местными христианами. А ведь первого епископа в землях Индии рукоположил ещё сам св. Фома - этим епископом стал крещённый лично Апостолом бывший жрец-брахман.

Сайт "Православная жизнь" сообщает также, что царь, приказавший убить Апостола Фому во время молитвы (то есть, запятнавший себя не только убийством и богоборчеством, но и сознательным кощунством), вскоре после этого заболел. И был исцелён чудесным образом с помощью земли с могилы святого. После этого нечестивый царь раскаялся и принял Крещение.

Так что когда какой-нибудь "умник" начнёт вам рассказывать о "великой мудрости древней Индии" и удивительной веротерпимости индусов - вспоминайте Апостола Фому. И не верьте лукавым россказням.

А второй момент в житии святого Фомы, тоже чрезвычайно важный с точки зрения современности, связан с Евангельским повествованием об этом Апостоле. Как известно из Евангелия от Иоанна, когда Воскресший Господь явился Своим Апостолам, св. Фомы не было с ними. Апостолы не преминули рассказать своему брату во Христе радостную новость. Но Фома неожиданно засомневался: "Пока не вложу перста моего в язвы гвоздиныя, не иму веры!" - сказал им Фома. Вдумаемся: кто произносит такие, в общем-то, страшные слова? Произносит их человек, ещё недавно готовый умереть вместе со Спасителем. Именно Фома, когда Господь объявил Апостолам о смерти праведного Лазаря и Своём желании идти в Иудею, сказал: "Идём и мы умрём с Ним!" Он решительным человеком был, святой Фома. И преданным Господу. Что же случилось?


Уверение святого Фомы. Икона.

Протоиерей Вячеслав Сеничев, наш приходской батюшка, в одной из своих проповедей так объяснил эту метаморфозу. Воскресение Христово означало исполнение обетования, данного древнему Израилю. Исполнение чаяний, которыми в течение нескольких столетий жил еврейский народ. Величайшую победу за всю Священную Историю. Но Фома не видел плодов этой Победы. На первый взгляд, всё осталось ровно таким же, каким и было до Крестной Смерти Спасителя. Язычники-римляне по-прежнему властвовали в Иудее. Иудейские священники и книжники по-прежнему ненавидели христиан. Апостолы по-прежнему прятались, по-прежнему тайком собирались в Сионской горнице "страха ради иудейска". Фома не чувствовал вокруг себя победного настроения. Потому и не поверил.

И вот здесь очень важный момент. Возможно, я скажу сейчас модернистскую вещь, но мне кажется, что св. Фома проявил похвальное трезвомыслие. Он не поверил чужим рассказам о Чуде, подтверждений которым не видел. Но и не отверг Свершившегося Чуда. Он захотел удостовериться: правда ли то, что ему возвестили Апостолы. Речь-то ведь не о пустяках каких-нибудь - о самом главном. О Спасении, о Воскресении Христове, об исполнении Упования Израилева. Именно поэтому Фома и получил это удостоверение от Господа, явившегося ему лично. При чём важный момент: видя Спасителя Живым, Фома не пытается исполнить свою "угрозу" и "вложить свой перст в язвы гвоздиныя", как он только что собирался, хотя Господь сам предлагает ему это сделать, но сразу же исповедует: "Господь Мой и Бог Мой!" Любовь Фомы ко Спасителю настолько велика, что устраняет все вопросы. Господь жив - чего же ещё надо?



Ещё одна икона Уверения святого Фомы.
На некоторых изображениях Фома показан влагающим свою руку в раны Христовы.
Мне представляется такой поворот событий несколько нелогичным.
Евангелие однозначно повествует именно о мгновенном повороте Фомы к вере.


Не так ли в точности надлежит поступать и нам? Не верить слепо любым рассказам о чудесах, а удостоверяться, правдивы ли они и насколько эти чудеса соответствуют церковному видению мира (о том, что чудеса и от бесов бывают, полагаю, говорить излишне?). Но и не отвергать эти чудеса с ходу, дабы не оказаться нам хулителями Духа Святаго.

На эти рассуждения  я как-то встретил возражение от того же глубоко мною уважаемого Дмитрия Филина (filin_dimitry), что Фома получает не только удостоверение, но и отповедь от Господа: "Блаженны не видевшие и верующие!" Так что, заключает  Дмитрий Николаевич, "нам хороший урок - не домогаться знаний, но уповать на веру". В отношении веры в Воскресение Христово - о чём, собственно, и идёт речь  у Спасителя, - безусловно. Здесь мы обязаны верить без рассуждения (святому Фоме его сомнения простительны - он ещё не получил в то время Духа Святого). Но в отношении многого другого - сомнения святого Фомы вполне могут послужить нам примером истинно христианского поведения. В особенности - в отношении всевозможных паломнических сплетен, зачастую носящих откровенно раскольнический характер. И когда нам говорят о чудесах, якобы, подтверждающих правоту новоявленных раскольников - да послужит нам примером неверие Апостола Фомы!

Святый угодниче Божий Апостоле Фомо, моли Бога о нас!

Tags: Апологетика, Миссионерство, Наши святые, Православие, Читаем Библию
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments