Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Дмитрий Филин. Святой мученик Николай Пантополис

Нашёл в ЖЖ Дмитрия Филина (filin_dimitry) очень интересное житие святого, весьма красноречиво доказывающее, что идея православного патриотизма - не модернизм, не новомодное веяние, привнесённое в церковную жизнь "товарищем" Сталиным и не идолопоклонство. Человек принял мученический венец за свою верность не только вере Христовой, но и своему народу. И был прославлен в лике святых. Подробности см. здесь.

Итак, святой новомученик Николай Пантополис (лавочник). День празднования – 23 сентября (3 октября н.с.)

Жизнь Церкви – это свидетельство Иисуса Христа. Это означает, что Церковь всегда гонима, ведь свидетельство оканчивается мученичеством. Мы говорим о Православной Церкви, являющейся Церковью народной. Не разделяясь и не дробясь на множество Церквей, в каждой стране она – Церковь народа.

Это в большой степени характерно для греческого государства, где церковное родство греков является практически абсолютным: все греки – православные христиане. Таким образом, гонимая Церковь вынуждена нести два креста: свой собственный и своей нации. В годы турецкого владычества, равно как и в период других порабощений и пленений греческого народа, Церковь исповедует и проповедует два воскресения: Воскресение Иисуса Христа и воскресение родины. Она соединяет их в единое целое, делая веру родиной, а родину верой, и гонения и борьба отныне ведутся за веру и отечество. А свидетелями этого гонения и борьбы, ее святыми и самыми выдающимися жертвами, непорочными агнцами на алтаре веры и родины, становятся новомученики нашей Церкви.

Святой новомученик Николай Пантополис (лавочник)


И сегодня мы празднуем память новомученика, святого Николая из Карпениси. Пятнадцатилетним мальчиком он оставил родной город и отправился в Константинополь, чтобы работать вместе с отцом, державшим здесь небольшую лавку. У одного учителя он стал учиться турецкому языку и, будучи сообразительным, достиг немалых успехов. И однажды учитель перед многочисленными янычарами велел ему читать урок, в котором содержалось исповедание веры, и после его прочтения мальчик якобы становился мусульманином. Это была ловушка. По мнению янычаров, Николай не мог более отрицать, что прочел исповедание и перешел в ислам. Его повели к судье, но Николай криками и протестами утверждал, что невиновен.
Характерные ответы дал он на лестные предложения судьи: “Я – христианин и Богом своим считаю Иисуса Христа. В почестях и должностях, которые вы мне обещаете, я не нуждаюсь. Я верую во Христа и не отрекусь от Него. Во имя Христа умру и турком не стану”. Простые слова, полные веры. И кто произносит их? Шестнадцатилетний мальчик Николай из Карпениси. Таким же образом исповедовали Иисуса Христа и древние мученики, мужественно противостоя льстивым предложениям и устрашающим угрозам гонителей, мученически завершая свою жизнь и присоединяясь к сонму святых. После своего исповедания святой Николай был брошен в темницу, где ему в течение 65 дней не давали ни хлеба, ни воды, а в понедельник 23 сентября 1672 года святого обезглавили. Христиане за большую сумму выкупили его тело и похоронили в монастыре Божьей Матери на острове Халки. Честная глава его сейчас находится в Ксиропотамском монастыре Святой Горы.

Мы пытаемся найти примеры для подражания, чтобы учить новое поколение. И конечно, эти примеры должны быть нашими – греческими и православными, и мы не должны забывать, что мы – православные греки. И какие более подходящие примеры для подражания мы можем предложить нашему молодому поколению, чем примеры молодых юношей, таких как Николай Карпенисиот, все отдавший во имя веры и родины? За что иное, как не за веру и родину, следует бороться всякому настоящему человеку любой эпохи, в особенности молодому, независимо от того, какие идеологические ветра нынче дуют?

Мы многое можем сбросить с себя, от многих предубеждений и от любого дурного наследия можем освободиться, однако никогда не откажемся от своего долга. От долга нельзя отрешиться – таковы человеческая мораль, вопрос веры в Бога и совести. “Нрав человека есть его демон”, – говорили древние. Наш личный долг, долг современных греков и святое наследие наших отцов – это православная вера и наша греческая родина. Военачальник Макрияннис, получивший пять ранений в борьбе за Нацию, обладающий уникальным и неповторимым для греческой литературы стилем эпиграмм, в преклонном возрасте изучил грамоту и смог написать: “Родина человека и его вера – это его все. Без добродетели и боли за свою родину и веру нация не может существовать”.

Мы должны вспомнить слова этого опытного старого воина, празднуя сегодня святую память юноши, который, хотя и не успел набраться жизненного опыта, но знал, как исполнить свой долг и ответить на свой призыв к мученичеству, призыв, пожалуй, самый святой и славный.

В одном из тропарей мученикам сказано: “Мученики Господни, всякое место освящаете…” Всякое место и вся земля пропитана и освящена кровью святых мучеников, отдавших свою жизнь за веру, “ради Меня и Евангелия”, как сказал Иисус Христос. И всякое место имеет “похвалу о Господе” – святых мучеников, даруя их “в предстательство” начальнику веры и спасителю Христу.

И мы, празднуя сегодня святую память новомученика Николая, рожденного нашей родиной и победоносно отправленного ею на мученичество, славим в Духе Святом всехвальное и славное имя Отца и Сына Господа нашего Иисуса Христа, который по отношению к мученичеству святых “вчера и днесь той же, и во веки”. Аминь.
Tags: Апологетика, Наши святые, Православие, Сысоев и "сысоевщина"
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments