Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Священник Александр Цыганков. О наших разногласиях

Взято в ЖЖ о. Александра (partizan_1812), оригинал здесь.

Краткий пост сей спровоцирован конкретными текстами и комментами в ЖЖ, но проблема эта старая. То, что будет сказано ниже ни в коем случае не претендует на исчерпывающее описание. Напротив, это просто отрывистая реплика о проблеме, за развитием которой я давно и с интересом наблюдаю.


Повод к написанию данной статьи отцом Александром :))


Ни для кого не секрет, что в нашей церкви (имею в виду скорее Русскую Православную, а не наш приход) имеется немало энтузиастов различных церковных реформ. Кто желает упрощения богослужебного языка, кто самого богослужения, кто выборности, кто отчетности, кто умножения общественного активизма, кто единения с инославными. Пожеланий много, хотя можно попытаться дать им общую характеристику. Если на поверхности, то это будет желание "повернуть церковь лицом к народу, а к лесу властям задом". Не вдаваясь в обсуждения отдельных пожеланий - как перечисленных выше, так и тех, о которых я умолчал (некоторые из них я разделяю, многие - нет), замечу следующее.

Мне кажется, что многие из реформаторов, каковы бы ни были любимые ими реформы, ведомы по этому пути обстоятельствами своего вхождения в Церковь. Большое число клириков и прихожан Русской Православной церкви воцерковились в позднесоветские времена, которые в этой заметке я определяю как период от времен острого диссидентства до Преображенского недоворота (т.е., развитый социализм известный также как застой, пятилетка пышных похорон, и перестройка - ее взлет и падение).

Интерес к христианству и некоторая церковность в те времена нередко были проявлением инакомыслия. Проявлением достаточно безопасным, учитывая вегетарианский, в основном, характер режима в те годы, и не требующим особых усилий от инакомыслящего. Более того, инакомыслие это было весьма интересным культурологически и приятным эстетически. Замечу, что слово "нередко" в первом предложении этого параграфа стоит там не зря; я ни секунды не думаю, что такова была мотивация всех, пришедших ко Христу в те годы. Но наличие значительного числа людей, воцерковившихся в 70е/80е годы, а затем отошедших вполне от Церкви, я имел и имею возможность наблюдать не только в богатой общением интернетной среде, но и в жизни, в т.ч. и среди знакомых, и в родном приходе.

Объяснение такому шагу, звучащее как "это не я изменился, но церковь" мне хорошо знакомо. Очевидно речь идет о людях в церкви, поскольку "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13:8). Естественно, было бы невозможно ожидать постоянства в людях и их обычаях; все же "Mutantur tempora et nos mutamur in illis". Но неужели главное в церкви это переменчивые люди, а не неизменный Христос?

Может быть, изменения настолько сильны, что Христос покинул РПЦ? Действительно, терпел ереси и нестроения, гонения на святых во все времена, апостасию советских времен (не одни же подвиги были), а на передаче Исаакия надорвался и ушел. Но в этом случае я ожидал бы увидеть исход праведников в поисках "обетованной земли". Этого я, однако, не вижу, а вижу только уход во внецерковную, внехристианскую жизнь или продолжение борьбы за реформы. Как ни странно, два этих выбора сочетаются; человек может уйти из церкви и продолжать бороться за ее реформирование. Хотя казалось бы - зачем реформировать то, откуда ушел Христос? Надо срочно отправляться Ему вслед.

Так или иначе, представляется мне, что значительное число людей, пришедших в церковь, следуя желанию практически проявить инакомыслие, неизбежно разочаровалось в ней, когда она перестала удовлетворять именно этому требованию. Потеряв аромат оппозиционности, она утратила свое основное качество, привлекшее исходно ту часть прихожан, о которой я веду речь. (С неизбежностью немало этих прихожан стали клириками.) В этом смысле церковь действительно изменилась.

Таким образом, разочарование, испытываемое частью церковного народа действительно имеет в своей основе несоответствие между чаяниями и реальностью, которые воспринимаются ими как крушение должного порядка вещей в Церкви. Проявляться оно может по-разному, но так или иначе, недолжная близость к государству будет центральной темой их критики.

Кому-то может показаться странным, но я вполне поддерживаю стремление к сохранению дистанции между государством и церковью, поскольку соблюдение этой дистанции благотворно влияет на свободу церкви. Однако же я понимаю, что просто соблюдать дистанцию было бы недостаточно для реформаторов, о которых я завел речь. На меньшее, чем оппозиционность в той же степени, как это было во времена, когда они пришли в церковь, они не согласятся. Заметим при этом, что времена изменились. Говоря кратко, свободы стало больше. Поэтому если в 70е годы церковь была в оппозиции уже самим фактом своего существования, то сегодня ей придется для этого хорошо постараться. Вот о таком месте церкви в жизни общества и тоскуют те, кто разочарован безвозвратным (надеюсь) уходом в прошлое времен чтения "Собачьего сердца" в "Самиздате".

Людей, действительно, очень жалко. Ведь кроме этой (нередко безобидной) наклонности грустить о церкви 70х годов, у них может быть немало прекрасных качеств и талантов. Но все же воспроизведение условий церковной жизни времен развитого социализма для обеспечения душевного комфорта пусть даже и самых замечательных людей я не нахожу ни желательным, ни даже возможным.

А у вас был опыт встреч с людьми, разочарованными потерей церковью ореола прибежища инакомыслящих?
Tags: Апологетика, Миссионерство, Православие
Subscribe

  • Как перечитывают "Гарри Поттера"?

    1) Школа "Хогвартс" При первом прочтении: "Школа моей мечты!" При втором прочтении: "А может не стоило так чмырить…

  • Походный марш тамплиеров

    Ничего на свете лучше нету, Чем нести свой крест по белу свету. Тем, кто с Богом - не страшны тревоги, Нам любые дороги дороги. Сарацины,…

  • Теперь ты тамплиер

    (не совсем шутка) Плывут галеры в дальнюю страну - Великий магистр велел нам отдохнуть... Теперь ты тамплиер! (2 раза) Тебя епископ осенил…

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments