Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Дурсли и христианская любовь

На днях стал свидетелем крайне любопытной дискуссии с одним поттерофобом, которая навела меня кое-на-какие размышления, которые и спешу придать огласке. Уж больно тема дискуссии оказалась с одной стороны неожиданной, а с другой - весьма красноречивой с точки зрения того, кто же, собственно, продвигает в России продукт под названием "Дети против волшебников" и какое мировоззрение они отстаивают. Думаю, этот материал будет весьма кстати к 1-му апреля. И не потому, чтобы я считал миссионерство среди поттероманов делом слишком несерьёзным или легкомысленно относился к вопросам православной культурологии. И уж тем более не потому, что лично для меня глупая советская традиция отмечать "день дурака" что-либо значила. Просто когда поттерофобы начинают вступаться за Дурслей, они начинают выглядеть особенно глупо.





Семейство Дурслей так, как оно показано в фильме


Не названный мною поклонник Зерваса принялся утверждать, что Дурсли "испытывали к своему племяннику подлинно христианскую любовь, раз противились его отъезду в школу колдунов". Если бы им было на него наплевать - так отпустили бы его на все четыре стороны, с глаз долой - из сердца вон. Но нет, они до последней возможности пытаются помешать Гарри уехать в Хогвартс. Стало быть, - делается вывод, - они волновались за его духовную участь.

Что по этому поводу можно сказать?
Ну, во-первых, будь Дурсли действительно обеспокоены духовной участью Гарри, проявляй они к нему действительно христианскую любовь, они бы в первую очередь обеспокоились бы религиозным воспитанием своего племянника, волею обстоятельств оказавшегося под их опекой. Но мы нигде не видим, чтобы Вернон или Петунья заводили бы с Гарри разговор о религии. А в финальном томе Поттерианы обнаруживается, что Гарри - полный профан в вопросах христианства. Он оказывается не способен даже узнать библейское изречение на могиле своих родителей. А стало быть, вопреки утверждениям поклонников Зерваса, приходися признать, что Дурсли были вопиюще равнодушны к духовной участи Гарри.

Во-вторых, какое-то странное представление о христианской любви у поклонников Зерваса. Держать малыша-сироту в чулане с пауками, кормить его "по остаточному принципу", использовать в качестве боксёрской груши - если это всё следует считать проявлениями христианской любви, то я лучше в атеисты подамся. Но слава Богу, что Библия категорически не согласна с зервасоидными трактовками. "Вдовицу и сира умориша и пришельца убиша", - это формула крайнего грехопадения в Псалтири. И Новый Завет в данном вопросе (как и во многих других) полностью солидарен с Ветхим: "Суд без милости не сотворшему милости!" Псалмопевец выделяет три наименее защищённые категории людей и говорит о том, что обидеть их - величайшее оскорбление Бога Живого. И сироты - в числе этих трёх наиболее незащищённых категорий. Что сказал бы псалмопевец Дадли Дурслю, отрабатывающему на своём двоюродном брате боксёрские приёмы - предоставлю судить непредвзятым читателям.

В третьих, самое время поговорить о том, почему же, собственно, Дурсли были против, чтобы их племянник (и приёмный сын) учился в Хогвартсе. Поттероманская сторона в ходе упомянутой мною дискуссии настаивала на простой и достаточно очевидной вещи: Дурсли не хотели терять бесплатного лакея, в каковом качестве они и использовали Гарри, как только мальчик достаточно подрос. Конечно, помогать по дому - священная обязанность любого ребёнка, и разницы между родными и приёмными детьми тут нет (а приёмный, пожалуй, обязан даже и в большей степени - в знак благодарности за оказанное ему милосердие), но вот своего родного сына Дадли Вернон и Петунья почему-то ни к какому общественно-полезному труду не привлекают. А вот Гарри у них - и повар, и посудомойка, и уборщица, и садовник в одном флаконе, причём совершенно бесплатно (ну, точнее, за еду и крышу над головой). Естественно, что терять раба им не хочется - тем более, что этот бывший раб уезжает туда, где его, скорее всего, научат защищаться от их произвола.


Дурсли пытаются помешать Хагриду забрать Гарри в Хогвартс.
Кадр из фильма "Гарри Поттер и философский камень"



Это - правда. Но это - только часть правды. Вторая же часть правды состоит в том, что отношение Дурслей к волшебству - точно такое же, как и ко всему остальному, то есть - потребительское. Петунья Дурсль сама мечтала в детстве учиться в Хогвартсе (куда пригласили её сестру Лили), да вот беда - не приняли её. И столкнувшись с этим неприятным для себя фактом, она возненавидела собственную сестру - из зависти. И Гарри она с мужем пыталась не пустить в Хогвартс тоже из зависти. Для Дурслей была невыносима мысль, что этому сиротке Гарри, на которого они привыкли смотреть как на свою безраздельную собственность и которого систематически унижали, сыну Лили, которой Петунья отчаянно завидовала, открыта дорога туда, куда ни за что не попасть ни им, ни их любимому Дадлику. Зависть - вот что двигало их отношением к Хогвартсу, а вовсе не забота о духовной безопасности племянника.

И третья часть той же самой правды. Дурсли, весьма любившие судачить и судить об окружающих, сами крайне дорожили своей репутацией (тем более, что Вернон был бизнесмен, ему это по должности полагается). И панически боялись сплетен - а потому опасались, как бы правда об их родстве с Лили Поттер не всплыла. Тем более они были против, чтобы в Хогвартсе обучался живущий с ними под одной крышей Гарри - ведь он, как они наивно полагали, начнёт заниматься всякими волшебными экспериментами у них дома, что гарантировано породит сплетни - ведь современного человека, как младенца, манит всё чудесное и необъяснимое. А сплетни были им совершенно ни к чему.

Итак, зависть, алчность и гордыня - вот, оказывается, те "три кита", на которых строилось отношение Дурслей к Хогвартсу. Есть ли в этой "системе координат" место для подлинной христианской любви - любому разумному человеку понятно.

Tags: Гарри Поттер, Культурология, Православие, Православное воспитание детей, Читаем Библию
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments