Елена Серова: О. Макарий, Вы давно служите в Иванове?
Иеромонах Макарий: Какой меркой мерить давность… 16 лет тому я возвратился из США, уже имея семинарское образование, и поступил в один монастырей нашего города. Здесь и был пострижен в монашество, и вскоре рукоположен в священный сан приснопамятным архиепископом Амвросием (Щуровым).
Е.С.:И сколько же вы лет прожили в Америке?
И.М.: Почти столько же, 15 лет. Уезжал из СССР с горечью, не имея ни надежды, ни желания возвращаться, а возвратился в свободную Россию с радостью и надеждой на лучшее.
Е.С.: Правда ли про Вас пишут в ивановской прессе, что Вы участвовали в американских выборах и голосовали за Трампа?
И.М.: Доподлинная правда!
Е.С.: Как же Вам это удалось?
И.М.: Когда я возвратился из США и принял русское гражданство, я сохранил и американское. Это допускается нашим законодательством, и я надлежащим образом уведомил власти о своем двойном гражданстве.
Е.С.: И теперь ездили в Америку на выборы?
И.М.: Ну, нет, это ведь не в Шую съездить… Я не был там с тех пор, как вернулся в Россию. А техника теперь позволяет проголосовать не отходя от компьютера – хотя немало бумаг пришлось получить, распечатать, подписать, отсканировать и отправить назад.
Е.С.: Вы и раньше голосовали на американских выборах?
И.М.: Когда жил в Массачузеттсе – то неукоснительно, как и теперь голосую на наших выборах. А в США отправил избирательный бюллетень первый раз.
Е.С.: Почему же именно теперь?
И.М.: Тут надо вернуться немного назад, в прошлый век. То были первые годы печально знаменитой, позорной клинтоновской эпохи… В Русской Зарубежной Церкви (позже, в 2007 году, она воссоединилась с Московским Патриархатом) существовало особое прошение в церковной молитве: «That He may deliver His people from the bitter torment of the godless authorty… – О еже избавити люди своя от горького мучительства безбожныя власти…» В начале 90-х годов Зарубежный Синод определил, что больше так молиться нельзя, и произвел замену: «О еже избавити люди своя от врагов видимых и невидимых…» – Однако некоторые священники и дьяконы из американцев продолжали произносить это прошение по-старому. И когда им указывали, дескать, «Почему вы не выполняете указание Синода?», они скромно отвечали: «Мы здесь просим не о русском, а о нашем народе»…
И вот теперь, четверть столетия спустя, быть может, это прошение исполняется и на американском континенте. Я счел себя обязанным добавить к нему свой электронный бюллетень и очень рад одержанной победе.
Е.С.: Понятна скорбь о мучительстве безбожной власти в СССР. Но чем вызвано было такое неприятие властей в США со стороны православных?
И.М.: Прежде всего, отнюдь не только православных, и даже не только христиан традиционных для Америки конфессий. Если вы раскроете журналы консервативного направления тех лет, то увидите критический накал не меньшей силы, чем в советских антиамериканских публикациях! Только прицел, конечно, другой: не дутая идеология, а реальная нравственная деградация общества, усиленно поддерживаемая и даже направляемая из Вашингтона. От пропаганды половых извращений и абортов до вытеснения христианства из жизни и национальной памяти, от «нового мирового порядка» во внешней политике до беспросветной лжи во внутренней, – вот что создавало фон той эпохи.
Е.С.: Очень интересно! Журналист Алексей Машкевич, который опубликовал про Вас статью на сайте «Слухи и факты» («Про новых патриотов», http://1000inf.ru/news/65478/), утверждает, что в Америке вы разочаровались… Из-за всего этого?
И.М.: Не утверждает, а выдумывает. – Что касается Америки, я люблю этот народ и вовек благодарен ему за то, что он научил меня любить Россию, свою Родину. И если я вижу в Америке много зла и греха – то увы, и в России я вижу их немало… Однако вывод отсюда – не «разочарование», а действие: чего именно ждет Господь от каждого из нас в данных условиях?
Е.С.: Однако же, ссылаясь на статью в Википедии, которую Вы про себя написали, Машкевич сообщает. что в Америке вы сменили веру с иудейства на христианство.
И.М.: И это тоже неправда, к тому же двойная. Во-первых, ни одной строчки в Википедии про самого себя я не писал (и даже узнал об этой статье далеко не сразу). И во-вторых, никогда веру не менял. Последнему факту есть своеобразное доказательство: вот том Библии с подарочной надписью пастора-американца, желающего мне «счастья во Христе», датированной октябрем 1985 года, то есть до моего приезда в США.
Е.С.: Но Машкевич с издёвкой пишет, что Вы еврей, и при этом православный, и при этом монах и священник, и при этом выставляете себя русским патриотом… Мне было бы страшно обидно!
И.М.: Обижаться вообще дело бесплодное, а на общественной сцене тем более: всё равно как шахматисту обижаться на ход противника, или легкоатлету – на соперника, ловко толкнувшего ядро.
Е.С.: Куда же Машкевич толкнул свое ядро? Куда целился, куда оно угодило?
И.М.: Машкевич – профессионал желтой прессы, и не может быть никаких сомнений: куда он целился, точно туда и попал. А именно: угодил вкусам потребителей желтой продукции.
Е.С.: Но почему Машкевичу понадобилось пнуть Вас за Вашу поддержку Трампа?
И.М.: Обратите внимание на заголовок статьи: «Про новых патриотов». В том ли дело, что Машеквич «обижает» еврея Макария или грузина Мурванидзе? Нет, всё гораздо серьезнее. Его мишень – патриотизм, который ему очень некстати.
Загляните через океан: первые шаги Президента Трампа сопровождают очень похожие вопли, только надсаднее. Почему патриотизм не уживается с хозяевами желтой прессы? Почти 100 лет назад об этом писал Освальд Шпенглер в своем пророческом труде «Закат Европы»:
«Мировой город – это космополитизм вместо отечества… Отечество – глубокое слово, которое получает свой смысл в ту минуту, когда варвар становится культурным человеком, и вновь теряет его, когда человек усваивает точку зрения "где хорошо, там и родина"».
Е.С.: Но Трампа никак не назовешь другом России! Почему нам надо приветствовать американский патриотизм?
И.М.: США – действительно наш геополитический оппонент, не надо строить иллюзий. Но отношения между народами-оппонентами могут идти по двум возможным сценариям: по сценарию войны, т.е. нацизма, и по сценарию мира, т.е. патриотизма.
Если в действии первый сценарий, то сильный лидер – в самом деле угроза: по этой причине Гитлер, который за шесть лет вывел страну из глубочайшей дыры на вершину процветания, был проклятьем для всех народов, в первую очередь для германского.
Если же выбран второй сценарий, то наоборот, успех и благополучие оппонента способствуют нашему собственному успеху и благополучию. Возрождение патриотического начала в северо-американской нации, за что ведет борьбу Президент Трамп, освобождение её от лжи, грязи и безбожия, сделает всю нашу планету спокойнее и счастливее. А кризисы, конфликты и скандалы, которыми сейчас допекают Трампа, могут переключить процесс со второго сценария на первый…
Е.С.: Не слишком ли легко Вы уступаете патриотизм тем или иным враждебным силам?
И.М.: И рад бы не уступать, да посмотрите на наших соседей. Патриотизм либо прямо перерождается в нацизм (Украина, Латвия, Эстония…), либо тихо умирает. Говорил недавно с одним немцем, замечательным человеком, много добра сделавшим в последние годы для России в целом и для нашего города в особенности. Обсуждали проекты молодежных программ, перспективные направления и планы: мир, доверие, взиамопонимание, здоровый образ жизни... Я упомянул патриотизм, любовь к Родине, к родному краю. Мой германский друг повесил голову и сказал изменившимся тоном: «У нас в стране это невозможно. Ausgeschlossen».
Чтобы это было возможно, как у нас в стране, так и за ее рубежами, надо действовать. Для начала – положить конец агрессии желтой прессы и воспретить ей вход на государственные и общественные площадки. Пускай угождает своим любителям, а мы отлично обойдемся без неё.
Journal information