Генералы... Очень неоднородная это категория, и о них я ещё планирую написать отдельную статью. Часть из них всерьёз верила, что царь предаёт Россию и ищет сепаратного мира с немецкими оккупантами, а царица - немецкая шпионка и передаёт немцам секретные сведения, полученные от августейшего супруга. Другая часть, смотревшая на вещи более адекватно и понимавшая, что подобные сплетни могут распускаться только заведомыми врагами России, надеялась, пожертвовав царём, достичь успокоения тыла и довести войну до победного конца. Жизнь быстро опрокинула эти расчёты. Революционные преобразования в армии и массовое изгнание офицеров правых убеждений быстро разрушили всякую дисциплину, а следом за ней - и боеспособность. Запланированное Ставкой на весну 1917 года наступление, которое, по замыслу Алексеева, должно было решить исход войны, пришлось перенести на лето - и оно с треском провалилось, потому что "сознательные" революционные солдаты, вместо того, чтобы воевать и гнать оккупантов с русской земли, принялись митинговать да брататься. Выяснилось, что победе мешал вовсе не царь.
Была и ещё одна категория оппозиционеров. Эти не являлись идейными антимонархитстами, социалистами или либералами. Эти просто и тупо грызлись за власть. А чтобы выглядеть перед "обществом" попривлекательнее - распускали в великосветских салонах шуточки про царя-подкаблучника, которым жена вертит, как хочет, а женой, в свою очередь, вертит Распутин. Старательно смаковали кем-то пущенный в жизнь фельетон о "безумном шофёре". Говорили о неопытности царя, о его слабоволии. Они готовы были согласиться с самодержавной монархией - но под скипетром более удобного для них государя, своего карманного, партийного "царька" из числа фрондирующих великих князей, вроде Николая Николаевича или Кирилла Владимировича. Многие из них в итоге февральского переворота оказались у власти - и ничего не смогли поделать со страной, ухнувшейся в экономическую и политическую пропасть. Других революционная волна оттёрла от кормушки сразу же (как того же Николая Николаевича) - мавр сделал своё дело, мавр должен уйти.
Надеялись, что после отстранения "слабовольного царя" и введения "ответственного министерства" в стране установится твёрдая власть и порядок - в итоге получили полный разброд и анархию. Оппозиция, взяв власть, совершенно не знала, что с нею делать, и в итоге оказалась вынуждена отдать её большевикам практически без сопротивления.
Наконец, простой народ банально устал от войны, целей которой ему так и не смогли путно объяснить, а тяготы которой он сполна ощутил на своей шкуре. Но революция, как выяснилось, не дала ему ни мира, ни благоденствия. На смену Отечественной войне, в которой Россия стояла в шаге от победы (Валерий Шамбаров очень удачно сравнил Февральскую революцию с тем, как если бы в Великую Отечественную власть рухнула бы после победоносной Курской битвы), пришла долгая и ещё более кровопролитная война Гражданская. А на смену тяготам войны при в целом работающей промышленности и транспорте - тотальная разруха, массовые грабежи и разорительная продразвёрстка. По сути, бунтующие толпы пролетариата в Петрограде использовали вслепую - а затем благополучно списали со счетов как никому не нужный расходный материал.
В общем, думая достичь своего благополучия ценой отречения от святого государя, Россия капитально обманулась. Обманулись все, каковы бы ни были их ожидания.
И лишь Запад мог довольно потирать руки. Была ли революция организована непосредственно иностраннными спецслужбами, или же их разрушительная работа "удачно" наложилась на внутрироссийские проблемы - вопрос в данном случае второстепенный. Выгодополучателями оказались внешние враги России, которым крушение Восточного фронта позволило продержаться ещё год, а заодно - изрядно пограбить богатые сырьём малороссийские губернии, и лицемерные "союзники" по Антанте, удачно избавившиеся от своих обязательств перед Россией накануне победы и - более того - поличившие право претендовать на раздел и самой России.
Что ж, нам есть повод учиться на ошибках наших предков.
________________________________
См. также: Царя убрали. Кто выиграл?
Journal information