Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Вячеслав Кондратьев. Красные и черные

Восемнадцатый век был богат авантюрами и авантюристами. Особенно много было их на американском континенте. После того, как английские колонии в Северной Америке получили независимость, этот авантюрный дух, свойственный молодой нации, получил возможность проявить себя и во внешней политике. Стратегический союз между Британией и США был впереди. А пока бывшая колония искала способ как можно сильнее насолить своей недавней метрополии. Об одной из таких попыток, совпавшей по времени с "великой французской революцией" и неразрывно с нею связанной, повествует статья Вячеслава Кондратьева (vikond65). Оригинал здесь.



Carngwasted_&_Ebewalin



Ровно 220 лет назад, 24 февраля 1797 года, закончилась последняя на сегодняшний день попытка военного вторжения на Британские острова. Впрочем, вторжение - громко сказано, скорее, это была нелепая и даже смешная авантюра, сразу обернувшаяся полным фиаско.

Все началось с того, что некий американский полковник ирландского происхождения по имени Уильям Тейт предложил революционному руководству Франции, которая тогда находилась в состоянии войны с Великобританией, высадить десант на побережье Уэльса и тем самым спровоцировать восстание местных жителей против Лондона. Тейту кто-то наплел, что валлийцы ненавидят англичан и ждут только повода, чтобы начать национально-освободительную войну. Таким поводом, по замыслу Тейта, могла стать высадка французских войск и объявление местным жителям, что эти солдаты несут им свободу и независимость.

Французские власти отнеслись к предложению довольно скептично и отказались предоставить в распоряжение Тейта регулярные войска, но разрешили ему провести набор добровольцев, вооружить их и начать операцию самостоятельно, обещая поддержку, если дебют будет удачным. Тейту за пару месяцев удалось навербовать примерно 1400 человек, причем в его команду, в основном, записался всякий сброд - бродяги, клошары, дезертиры и уголовники, привлеченные возможностью поживиться. Это воинство, пафосно названное "черным легионом", вооружили старыми ружьями и нарядили в трофейные английские, немецкие и австрийские мундиры, перекрашенные в темно-коричневый цвет.

16 февраля "черный легион" на четырех парусниках вышел в плавание. Интересно, что на кораблях для маскировки были подняты российские флаги. Избежав встречи с английским флотом, легионеры 22 февраля высадились на северо-западном побережье Уэльса, в графстве Пемброкшир, возле городка Фишгард. Неприятности начались сразу. При высадке французы умудрились утопить все имевшиеся у них пушки. Дальше дела пошли еще веселее. Заняв без боя Фишгард, в котором не было английского гарнизона, десантники, не обращая внимания на приказы офицеров, разошлись по городу и увлеченно принялись его грабить, уделяя особое внимание спиртным напиткам.

Уже через несколько часов легион превратился в неуправляемую пьяную толпу. Те, кому не хватило добычи в Фишгарде, отправились искать ее в окрестных селах. Фермеры кое-где пытались дать вооруженный отпор грабителям. В стычках между ними и легионерами погибли или получили ранения около 30 человек с обеих сторон, это были единственные жертвы вторжения.

Тем временем местный губернатор барон Коудор, получив известие о десанте, тотчас же начал принимать меры. В его распоряжении было всего 300 пемброкских йоменов (территориальные войска, формируемые на основе местного ополчения), но, объявив набор волонтеров, барон буквально за день увеличил свое войско более чем вдвое. К нему пришли примерно 250 горожан и фермеров, а также 150 моряков торгового флота. Надежды Тейта на поддержку десанта местным населением рухнули, что и неудивительно, учитывая поведение десантников.

24 февраля Коудор привел свою армию к Фишгарду и выстроил на холме неподалеку от города. При этом он пошел на хитрость, приказав одетым в гражданское платье волонтерам надеть на себя любые имеющиеся у них или в их семьях предметы верхней одежды красного цвета, вплоть до женских кофт. А те, кто не имели даже этого, накинули на плечи красные платки, одеяла, скатерти или пледы. Таким образом, издалека и с пьяных глаз все они казались солдатами британской армии в традиционных красных мундирах.

Произведя таким образом неизгладимое впечатление на противника, Коудор отправил к Тейту парламентера с требованием безоговорочной капитуляции. И полковник, в распоряжении которого осталось всего несколько сот солдат с сомнительной боеспособностью и нулевой дисциплиной, согласился! В тот же день англичане без сопротивления разоружили французов в Фишгарде, а за последующие несколько дней переловили всех тех, кто разбрелись по окрестностям.

При этом прославилась хозяйка одного из придорожных трактиров Джемма Николс, ставшая национальной героиней Уэльса. Когда в ее заведение нагрянули 12 легионеров и потребовали выпивки, она сперва напоила их в стельку, потом забрала оружие, заперла на крепкий засов и отправилась сообщить властям, что захватила 12 пленных.

С тех пор ни одному вражескому солдату не удавалось вступить на территорию Британской метрополии, если не считать нескольких мелких островков в Ла-Манше, захваченных немцами во время Второй мировой войны. Интересно, удастся ли это кому-нибудь в будущем?




legion_noire_rigou8_100
Униформа "черного легиона".

Lord Cawdor

Барон Коудор, обмундирование офицера пемброкских йоменов и памятный знак, установленный на том месте, где в 1797 году высаживались французы.

Pembroke-Yeomanry-Guidon

Почетное знамя, врученное йоменам после их славной победы при Фишгарде.

И несколько слов от хозяина блога.

Примечательно, что "чёрный легион", изначально собиравшийся разжечь в Уэльсе "национально-освободительную войну", после высадки немедленно принялся грабить. Учитывая социальный состав легиона - немудрено. Но странно было бы предположить, что в таких условиях хоть кто-то сочтёт их "освободителями". Так что поведение валлийских обывателей более, чем логично.

На мой взгляд, именование "чёрного легиона" французами, как это делает Вячеслав Игоревич, при всём моём к нему уважении, некорректно. Французское правительство, хоть и революционное, как раз-таки не одобрило планов Тейта. Так что его эскадру следует считать скорее американской, нежели французской (на иллюстрации в начале статьи хорошо виден американский флаг над кораблями Тейта). А по большом счёту, "чёрный легион" - не более, чем самые обыкновенные пираты.

И то, что шли они изначально под российским флагом, весьма симптоматично. В США на тот момент, вероятно, уже успели привыкнуть к союзническим отношениям с императорской Россией. Вероятно, Тейт рассчитывал, что после его вылазки Британия объявит войну России, и империя Павла I окажется вынуждена воевать на стороне Америки против Англии. Авантюра не удалась - однако сам факт такой провокации заслуживает пристального внимания: в дальнейшем американские вооружённые силы будут прибегать к подобным подлым приёмам систематически.

А ещё в свете данной статьи становится понятным, что имел в виду Клайв Льюис в своей фантастической повести "Конь и его мальчик".

Tags: Вячеслав Кондратьев, История США, Наполеоновские войны
Subscribe

promo mikhael_mark october 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments