Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

На Крещение Господне

Всех, кто меня помнит, всех, кто меня знает, всех, кто сие читает, а также тех, кто случайно заглянул, а в первую очередь - православных верующих - с Праздником Крещения Господня!





Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе!
Все мы хорошо знаем, что произошло на Иордане-реке около двух тысяч лет тому назад. Незадолго до Крещения Господня явился в Иудее пророк именем Иоанн, поселился в пустыне и начал проповедовать покаяние. Заметим: пророк Иоанн не входил в иудейские города, но жил в пустыне, питаясь тем, что удавалось найти ("ядый акриды и мед дивий", - сообщает о нём Евангелие). Тем не менее, глас его был услышан, и множество народа устремилось к Иордану, чтобы послушать проповедь чудесно явившегося нового пророка и принять от него водное крещение.  Вдумаемся: не пророк идёт к народу, чтобы бичевать современные ему общественные язвы, пророк пребывает в пустыне, всецело предав себя в руки Господа, люди идут к нему сами, прослышав о его подвижнической жизни - точно так же, как духовные наследники этих людей столетия спустя тянулись за многие сотни, а подчас и тысячи вёрст к преподобному Сергию под Москву, к батюшке Серафиму в Дивеево или к его тёзке в Вырицу. Сильна, видно, была в народе религиозная тяга, напряжённо ожидание грядущего Спасителя, о скором приходе Которого возвещал Иоанн. Так что первый урок, который мы можем извлечь из праздника Крещения во спасение душ наших - святость вовсе не обязана быть громогласной. Тихая святость скромных молитвенников не менее славна у Господа. И проповедовать о христианских истинах можно не только на стадионах - сама богоугодная жизнь праведника является проповедью и привлекает к нему народ не хуже любых слов. Разумеется, это не значит, что церковные миссионеры должны умолкнуть, что те, кто проповедует Христа "внешним", в действительности всего лишь "разбрасывают вовне то, чего на самом деле не накопили в себе", как суесловят некоторые "ревнители" не по разуму - ведь и Христос после Крещения вышел на проповедь, и Апостолов Своих Он посылал проповедовать и учить. Но осуждать подвижников-отшельников за "религиозный эгоизм" как минимум неуместно - и Бог наглядно показывает нам это примером святого Иоанна Предтечи.

Нельзя сказать, чтобы обычай водного крещения был незнаком древним иудеям. Знатоки утверждают, что водное крещение во время оно считалось знамением перехода раба от одного господина к другому - ритуальное омовение символизировало снятие рабом с себя послушания прежнему хозяину, дабы он мог с чистой совестью служить новому. Святой Иоанн Предтеча крестил народ "в покаяние", дабы этот народ мог достойно встретить Грядущего Мессию. Таким образом, крещение Иоанново символизировало собой сознательный отказ крещающегося от рабства греху и предание себя в новое, великое, возвышенное и поистине радостное рабство - Богу. Тот же смысл вкладывает сегодня в Таинство Крещения и Святая Церковь. Иоанн, таким образом, заимствовав ветхую форму, наполнил её новым, гораздо более глубоким и духовным содержанием, учредив в итоге новое таинство.


Святой пророк, Предтеча и
Креститель Господень Иоанн


А дальше произошло событие, которого даже Иоанн, при всех своих пророческих дарованиях, совершенно не предвидел. К нему на Иордае приходит креститься Тот, о приходе Кого он так долго и усердно пророчествовал. Иоанн, видя Господа Иисуса, уже знает, кто перед ним. Знает, что это - Господь. Что в Нём нет и не может быть никакого греха, от рабства которым он омывал людей в водах иорданских. И пророк высказывает своё недоумение вслух: "Мне нужно креститься от Тебя - и Ты ли приходишь ко мне?" Очевидно, что Иоанн, хоть и проповедовал людям крещение в покаяние, чувствовал недостаточность этого крещения и этого покаяния в отсутствие Спасителя.

И замечателен ответ Христа: "Оставь - ибо так надлежит нам исполнить всякую правду". Господь снова, как и в Рождестве Своём, и в обрезании, даёт нам удивительный пример Своего смирения. Кеносис проходит очередную фазу: в Рождестве Бессмертный и Предвечный Бог милостиво соглашается принять на Себя смертное человеческое естество - чтобы Своим Бессмертием поделиться с людьми, столь многократно и многообразно оскорблявшими Его Благость. В обрезании Господь нас ради человек и нашего ради спасения терпит боль - которой, будучи Безгрешен, совершенно не заслужил. В крещении Он не просто соглашается уподобиться человеку, но уподобляется человеку грешному, нуждающемуся в специальных очистительных ритуалах, будучи при этом Сам - бесконечная Святость и бесконечная Чистота. И только Иоанну открыто, что требующий сейчас от него крещения Человек - по естеству безгрешен. Но пророк не смеет ослушаться прямого Божественного приказа. И вот тут замечательный поворот: как только Господь сошёл в воды иорданские, народу - не Иоанну, но всему народу, явно и несомненно, открылось Божество Пресвятой Троицы, ибо Дух в виду голубя сошёл ко Иисусу, и Глас с Неба возвестил: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих!"



Господь Вседержитель


Для чего принял крещение Спаситель? Святые отцы, в частности, свт. Иоанн Златоуст, поясняют: не для того, чтобы омыться от грехов, но чтобы Своим естеством освятить струны иорданские, в которых крестились люди, для того, чтобы символически принять на себя последствия грехов их (что вскоре завершилось Крестными Страданиями и чудесным Воскресением). Таинство, недостаточность которого ощущал Иоанн, теперь было восполнено Господом, обрело ту самую благодать, о которой пророчествовал Иоанн Креститель. Воля Господня исполнена до конца - установление Таинства завершается. "Он [Христос] крестится, - писал Златоуст, - а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него; ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь".

Как важно нам в трудных жизненных обстоятельствах помнить об этих страницах Евангелия! Смирение Господа, умалившегося до того, чтобы принять крещение наравне с "мытарями и блудницами", и смирение Иоанна, не дерзнувшего прекословить Богу, как ни "неблагочестиво" казалось ему то, что он должен был совершить и сколь бы недостойным он ни чувствовал себя в этот момент неожиданно явили миру чудо. Не так ли и мы, смирившись перед Богом, будем за это помилованы, прощены и обласканы, пусть и медлит иногда Господь нашей же ради пользы. Вера и смирение не будут посрамлены - так будем же учиться им у Спасителя!

И ещё один важный нравственный урок. Никогда не стоит забывать, что бывает смирение истинное, а бывает смирение ложное, о котором сложилась меткая поговорка: фарисеи украли у мытаря его молитву. Мы не должны забывать о своих грехах, не должны забывать о том, что наше спасение, несмотря на все наши усилия, - это дело Божие, и только Господу под силу нас спасти. Нет у нас в деле своего спасения никаких заслуг, а у Бога - никаких перед нами обязательств. Но когда Бог или Святая Церковь властно требуют от нас послушания, требуют исполнить возложенное на нас поручение, то грех уклоняться от этого, отговариваясь собственной немощью и недостоинством. Богу лучше известно, какой на кого возложить крест, а на земле волю Божию вершит Церковь. Будем же и мы послушны, как послушен был Богу великий пророк Иоанн Предтеча - да сподобимся и мы узреть Господа и получить удостоверение в нашем уповании.

Ещё раз сердечно поздравляю вас, мои православные друзья, со святым праздником Крещения Господня - и да дарует вам Милостивый Бог наш смирения во всех жизненных неурядицах и скорую Свою и благодатную помощь!
Tags: Наши праздники, Православие, Читаем Библию
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments