Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе!
Нельзя сказать, чтобы обычай водного крещения был незнаком древним иудеям. Знатоки утверждают, что водное крещение во время оно считалось знамением перехода раба от одного господина к другому - ритуальное омовение символизировало снятие рабом с себя послушания прежнему хозяину, дабы он мог с чистой совестью служить новому. Святой Иоанн Предтеча крестил народ "в покаяние", дабы этот народ мог достойно встретить Грядущего Мессию. Таким образом, крещение Иоанново символизировало собой сознательный отказ крещающегося от рабства греху и предание себя в новое, великое, возвышенное и поистине радостное рабство - Богу. Тот же смысл вкладывает сегодня в Таинство Крещения и Святая Церковь. Иоанн, таким образом, заимствовав ветхую форму, наполнил её новым, гораздо более глубоким и духовным содержанием, учредив в итоге новое таинство.
Святой пророк, Предтеча и
Креститель Господень Иоанн
А дальше произошло событие, которого даже Иоанн, при всех своих пророческих дарованиях, совершенно не предвидел. К нему на Иордае приходит креститься Тот, о приходе Кого он так долго и усердно пророчествовал. Иоанн, видя Господа Иисуса, уже знает, кто перед ним. Знает, что это - Господь. Что в Нём нет и не может быть никакого греха, от рабства которым он омывал людей в водах иорданских. И пророк высказывает своё недоумение вслух: "Мне нужно креститься от Тебя - и Ты ли приходишь ко мне?" Очевидно, что Иоанн, хоть и проповедовал людям крещение в покаяние, чувствовал недостаточность этого крещения и этого покаяния в отсутствие Спасителя.
И замечателен ответ Христа: "Оставь - ибо так надлежит нам исполнить всякую правду". Господь снова, как и в Рождестве Своём, и в обрезании, даёт нам удивительный пример Своего смирения. Кеносис проходит очередную фазу: в Рождестве Бессмертный и Предвечный Бог милостиво соглашается принять на Себя смертное человеческое естество - чтобы Своим Бессмертием поделиться с людьми, столь многократно и многообразно оскорблявшими Его Благость. В обрезании Господь нас ради человек и нашего ради спасения терпит боль - которой, будучи Безгрешен, совершенно не заслужил. В крещении Он не просто соглашается уподобиться человеку, но уподобляется человеку грешному, нуждающемуся в специальных очистительных ритуалах, будучи при этом Сам - бесконечная Святость и бесконечная Чистота. И только Иоанну открыто, что требующий сейчас от него крещения Человек - по естеству безгрешен. Но пророк не смеет ослушаться прямого Божественного приказа. И вот тут замечательный поворот: как только Господь сошёл в воды иорданские, народу - не Иоанну, но всему народу, явно и несомненно, открылось Божество Пресвятой Троицы, ибо Дух в виду голубя сошёл ко Иисусу, и Глас с Неба возвестил: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих!"
Господь Вседержитель
Для чего принял крещение Спаситель? Святые отцы, в частности, свт. Иоанн Златоуст, поясняют: не для того, чтобы омыться от грехов, но чтобы Своим естеством освятить струны иорданские, в которых крестились люди, для того, чтобы символически принять на себя последствия грехов их (что вскоре завершилось Крестными Страданиями и чудесным Воскресением). Таинство, недостаточность которого ощущал Иоанн, теперь было восполнено Господом, обрело ту самую благодать, о которой пророчествовал Иоанн Креститель. Воля Господня исполнена до конца - установление Таинства завершается. "Он [Христос] крестится, - писал Златоуст, - а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него; ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь".
Как важно нам в трудных жизненных обстоятельствах помнить об этих страницах Евангелия! Смирение Господа, умалившегося до того, чтобы принять крещение наравне с "мытарями и блудницами", и смирение Иоанна, не дерзнувшего прекословить Богу, как ни "неблагочестиво" казалось ему то, что он должен был совершить и сколь бы недостойным он ни чувствовал себя в этот момент неожиданно явили миру чудо. Не так ли и мы, смирившись перед Богом, будем за это помилованы, прощены и обласканы, пусть и медлит иногда Господь нашей же ради пользы. Вера и смирение не будут посрамлены - так будем же учиться им у Спасителя!
Ещё раз сердечно поздравляю вас, мои православные друзья, со святым праздником Крещения Господня - и да дарует вам Милостивый Бог наш смирения во всех жизненных неурядицах и скорую Свою и благодатную помощь!
Journal information