Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Дмитрий Филин. Праведный Евфимий Такаишвили, человек Божий

Обыденное сознание при слове "человек Божий" представляет себе эдакого Гришку Распутина - воинствующего неуча, яростно отрицающего необходимость академического богословия под предлогом того, что "кто истинно молится, тот и истинный богослов" с обязательным прибавлением, что "чиновники в рясах ничего не понимают". Но в действительности этот образ типичного раскольника ничего общего с реальными люьдми Божиими не имеет. Примером тому служит житие св. Евфимия, обнаруженное мною в ЖЖ Дмитрия Филина (filin_dimitry). Светски образованный человек, более того - подвизавшийся на ниве науки, святой Евфимий, тем не менее, стяжал себе право именоваться человеком Божиим, причём без всяких подделок. Судите сами. Оригинал здесь


Праведный Евфимий (Такаишвили) человек Божий

Праведный Евфимий (Такаишвили) человек Божий


Такаишвили Евфимий Семенович (1863-1953), историк, филолог, археолог, основоположник музейного дела в Грузии, общественный деятель, святой праведный, Тбилисский, человек Божий.
Родился 3 января 1863 года в селе Лихаури в Озургетской области Грузии, в семье дворян Симеона Такаишвили и Гитули Накашидзе. В раннем возрасте осиротел и был воспитан дядей.
С раннего детства проявлял стремление к учению. Закончив образования в сельской школе, он поступил в Кутаисскую классическую гимназию, а в 1883 году, закончив ее с серебряной медалью, переехал в Санкт-Петербург, где продолжил образование на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1887 году он завершил свое историческое образование и вернулся в Грузию, где преподавал в гимназии в Тифлисе с 1887 по 1918 год.
В 1895 году женился на Нине Полторацкой, дочери знаменитого в Грузии Тбилисского адвоката Ивана Полторацкого.

Глубокая вера и любовь к Богу и родине определяла путь Евфимия Такаишвили. В эти годы он объездил всю Грузию с целью изучения и спасения памятников архитектуры, вел археологические раскопки, занимался сбором и публикацией древних рукописей. В 1889 году он основал Экзарший Музей Грузии, где были собраны древние манускрипты и книги, священные предметы и копии многих важных фресок из древних церквей. Этот музей сыграл важную роль в возрождении интереса к истории Грузинской Церкви. В мае 1907 года он основал Грузинское общество истории и этнографии, которое возглавлял до 1921 года. В мае 1917 года предпринял экспедицию в оккупированные русскими войсками области турецкой Грузии для изучения древнегрузинской церковной архитектуры. Эта экспедиция укрепила Евфимия в Православной вере и любви к грузинской культуре, показав последствия насильственного отчуждения и исламизации края.

Такаишвили принимал деятельное участие в патриотических, социальных и культурных движениях Грузии первой четверти XX века. Так, он стал одним из 9 профессоров-организаторов Тифлисского университета; в 1918-1921 гоах он руководил здесь кафедрой археологии, читал, в частности, курсы по истории Церкви и эпиграфике. В 1917-1921 годах возглавлял также КИАИ – Кавказский историко-археологический институт в Тифлисе. Был активным сторонником восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви. После объявления Грузией независимости состоял членом Учредительного собрания Грузинской Демократической Республики.

Со вступлением в Грузию советских войск, 11 марта 1921 года грузинское правительство отбыло во Францию. Туда же, по поручению правительства, были вывезены национальные ценности Грузии. Евфимию Такаишвили вверили хранение народного достояния, и он, вместе с женой, сопровождал их прелет во Францию. Пребывая в Западной Европе он печатал статьи, читал лекции по вопросам грузинской культуры и истории, издавал материалы дореволюционных археологических экспедиций. В эмиграции он ревностно сохранял собрание от притязаний грузинских эмигрантов на «семейные реликвии» и от предложений европейских и американских коллекционеров и ученых. Такаишвили даже пополнял коллекции на свои средства. При этом он часто жил в тяжелейших условиях. В 1931 году его жена умерла от голода, и сам Евфимий нередко был на краю смерти от голода, холода и расстройства.

С приходом войны жизнь хранителя грузинского достояния сделалась еще тяжелей. Его квартира подвергалась обыскам нацистов. В конце 1944 года он обратился к директору Музея искусств Грузии Ш. Амиранашвили с просьбой спасти народные сокровища Грузии, которые оказались под угрозой конфискации французскими властями, если не будет погашен долг – плата за их хранение в Версальской публичной библиотеке. В декабре 1944 года И. В. Сталин на переговорах с Шарлем де Голлем лично просил последнего о возвращении ценностей в Грузию. В соответствии с их соглашением, 11 апреля 1945 года Такаишвили, сопровождая коллекцию, вылетел на родину. Когда он вновь ступил на грузинскую землю, Евфимий глубоко поклонился и поцеловал землю, на которой стоял.
Такаишвили был принят с честью. Сразу по прибытии он был назначен профессором Тбилисского университета, 20 декабря 1946 года – избран действительным членом Академии Наук Грузинской ССР. Люди окружили его заботой и вниманием.

Но вскоре условия переменились. Приемная дочь Лидия Полторацкая, ухаживавшая за престарелым больным ученым, была арестована в 1951 году. В 1952 году ему было запрещено читать лекции в им же основанном университете, у его дома была установлена охрана, а посещать его могли лишь академики по особым разрешениям. До конца своей жизни Евфимий Такаишвили оставался под домашним арестом. При этом, за период между 1946 и 1953 годом успел напечатать 16 научных трудов. 21 февраля 1953 года праведный Евфимий Такаишвили скончался от сердечного приступа и был похоронен три дня спустя. На похороны собралось около 40 человек.


Почитание

Праведный Евфимий (Такаишвили) человек Божий 1

10 февраля 1963 года, в год столетия его рождения, его тело было перезахоронено в Дидубийском Пантеоне в Тбилиси. При вскрытии гроба, оказалось что не только тело, но даже его одежда и обувь не были тронуты тлением. Затем мощи святого были вновь перенесены, в усыпальницу при храме Давида Гареджийского на Мтацминдской горе над Тбилиси, где они покоятся и ныне. Тело его жены Нины было принесено из Левилля (Франция) и захоронено рядом с мощами праведного Евфимия 22 февраля 1987 года.

Церковь Давида Гареджийского - Тбилиси - Грузия
(Церковь Давида Гареджийского - Тбилиси - Грузия)

17 октября 2002 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал праведного Евфимия и провозгласил его «человеком Божьим».

Tags: Апологетика, Наши святые, Православие
Subscribe

promo mikhael_mark декабрь 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments