



По часовой стрелке: Фидель Кастро, Дилма Русеф, Кристина Фернандес де Киршнер,
Николас Мадуро
И отнюдь не случайно политолог Алексей Карякин констатирует печальный факт: "Боливарианская революция" в Латинской Америке, похоже, завершилась, и Западное полушарие снова, как и в начале ХХ века, ждёт безраздельное господство "гринго". Вот только о природе данного факта в статье сказано до обидного мало - а ведь в ней, в этой самой природе - рецепт нам на будущее, если мы не хотим снова, как в "лихие 90-е", оказаться на обочине мировой цивилизации.
Первое, что необходимо уяснить, - это то, что патриотизм великой державы существенным образом отличается от патриотизма небольшого и не слишком развитого национального государства. Имперский патриотизм требует активной и самостоятельной внешней политики, требует никогда и ни при каких условиях не уступать внешнему давлению и по возможности стараться расширять сферы своего влияния, вовлекая в них всё новые и новые государства. Иначе империю ждёт гибель - раздел и поглощение по частям более удачливыми соперниками. А слаборазвитое государство априори не в состоянии проводить самостоятельную политику - более сильные соседи непременно его "затрут". Поэтому патриотическое чувство вынуждает как лидеров, так и народ в таких странах лавировать между интересами крупных геополитических игроков, чтобы, играя на их противоречиях, обеспечить себе хотя бы относительную независимость внутренней политики и хоть какое-то благополучие собственных граждан. И в этих стремлениях только естественным выглядит желание найти себе сильного покровителя.
Крах антиамериканского движения в Латинской Америке напрямую вызван трусливой политикой российского руководства на Украине. После начала противостояния Путина с Западом (это противостояние породил не Путин - западник и либерал до мозга костей, а Запад своими неумеренными аппетитами и бесцеремонными попытками под шумок гражданской войны в Чечне ввести в Россию НАТОвских "миротворцев") в некоторых латиноамериканских странах левые партии решили, что Россия вполне может снова сыграть ту роль в международных отношениях, которую прежде играл СССР. А потом грянул украинский кризис. Варварские бомбардировки и обстрелы мирных городов Донбасса украинскими нацистами, зверства украинских оккупантов на захваченных территориях (напоминаю, что де-юре Донбасс - это территория РФ, незаконно оккупированная Украиной в 1991 году, при разделе СССР). Россия, торжественно и громогласно объявившая "Своих не бросаем", после присоединения Крыма очень быстро сдулась, предоставив русский Донбасс его собственной участи и наплевав на единодушный вопль его семи миллионов жителей: "Россия, спаси!" В Бразилии и Аргентине всё это видели в режиме "онлайн" и сделали логичный вывод: Россия доверившихся ей людей, даже принадлежащих к её собственной титульной нации, не защищает, на Россию нельзя положиться, она не отвечает по своим обязательствам. И логично начали искать способа вернуться под крылышко более сильного (да и территориально более близкого) покровителя. А чтобы заслужить милость этого покровителя - принялись активнно сводить счёты с теми самыми лидерами "боливарианского" движения, которых так недавно готовы были носить на руках.
Окончательно ли это поражение России? Зависит от наличия у нашего руководства политической воли, в которое после минского позорища 2015 года с каждым днём верится всё меньше и меньше. Вспомним историю четвертьвековой давности. И такую центральноамериканскую страну, как Никарагуа. В начале 80-х годов прошлого века там правил активно поддерживаемый из Кремля президент Даниэль Ортега (идеологически очень близкий "боливарианцам"). Но в 1990 году никарагуанцы, видя абсолютно немотивированное политическое отступление Кремля в Прибалтике (т.е., на собственной территории СССР!), сделали логичный вывод, что СССР приходит к упадку (что было справедливо) и по-быстрому переориентировались на победителя - в 1990 году на президентских выборах побеждают проамериканские силы во главе с Виолеттой Барриос де Чаморро. СССР не смог оказать "своему" кандидату достойной поддержки, а вскоре и вовсе прекратил существование. Чаморро въехала в президентский дворец... Но социальные проблемы, порождённые американским владычеством и породившие в свою очередь сандинистскую революцию, никуда не делись. И очень быстро вызвали новую волну общественных протестов, к которым нередко присоединялись даже бывшие никарагуанские "контрас" - сторонники только что избранной сеньоры президент. В итоге сегодня мы снова видим во главе Никарагуа постаревшего, но не утратившего политической хватки Даниэля Ортегу, недавно избранного на третий президентский срок.
Даниэль Ортега
Нисколько не сомневаюсь, что нынешнее проамериканское руководство Аргентины и Бразилии (а также Венесуэлы - если там проамериканские силы придут к власти) точно так же оскандалятся: американцы никогда не кормили покорённые ими народы, это делала только Россия. Латинская же Америка и вовсе воспринималась в Вашингтоне, Нью-Йорке и Майами как один громадный бордель. А значит, начало "второго издания" Боливарианской революции не за горами. Что в этом случае следует делать нам? Подождать в сторонке, пока ветер переменится - это раз. Ликвидировать, наконец, украинский геморрой на наших западных границах, проявить политическую волю, защитить тех, кто уже три года нас ждёт и надеется - это два. А третье и наиболее важное - сохранить жизни нынешних боливарианцев до лучших времён, предоставив им политическое убежище в России. Если понадобится - использовать наши военные базы, имеющиеся в Аргентине и Венесуэле, и наш спецназ для похищения боливарианских лидеров из-под суда (Дилма Русеф нуждается в этом уже сегодня). Чтобы латиноамериканцы видели: а ведь можно было бы жить иначе. Не в качестве шлюх в дешёвом борделе у "гринго", а в качестве равных партнёров, которым помогают и которых поддерживают. И что Россия действительно своих не бросает.
России сейчас впору вспомнить наставления генерала М.Г. Дроздовского, видевшего свою цель в том, чтобы "своим появлением спасать, вторичным появлением немцев - будить патриотизм". Вторичное появление янки уже скоро пробудит патриотизм среди испано- и португалоязычного населения Южной и Центральной Америки. Будем ли к этом готовы мы - покажет время. Но шахматная партия ещё далеко не окончена.
Journal information