Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Дмитрий Лапа. Святитель Эгвин Вустерский.

По материалам сайта "Православие.ру". Оригинал здесь.


Будущий святитель родился в VII веке и, возможно, происходил из королевской семьи Мерсии. Его родители были праведными христианами и сына своего воспитывали в вере. Еще в детстве Эгвин посвятил себя служению Богу. В возрасте 7 лет он уже умел читать Псалтырь. В ранней юности будущий епископ отказался от богатств и всех радостей этого мира, избрал добровольную нищету и проводил жизнь свою на богослужениях в храме и в постоянной молитве. Со временем Эгвина рукоположили в пресвитера. По словам жизнеописателей святого Эгвина, уже тогда он был «избранным сосудом Духа Святого». Через несколько лет достойного служения в священническом сане, в 692 или 693 году, после смерти епископа Офтфора, Эгвин стал третьим епископом Вустерским – на западе Англии. Святой по смирению отказывался от этого сана, но Эгвина уговорили принять его, ибо и народ, и король, и духовенство, и архиепископ Кентерберийский видели в нем самого лучшего кандидата.

Церковь св. Эгвина в Нортоне, Вустершир
Церковь св. Эгвина в Нортоне, Вустершир

В то время Вустер был главным городом Хвиссы, бывшей не самостоятельным королевством, а провинцией Мерсии. Тогда Хвисса была все еще в основном языческой. Епископская кафедра Вустера была основана около 679 года стараниями благоверного короля Мерсии Этельреда и святителя Феодора Кентерберийского; каноническая территория этой епархии лежала в границах земель Хвиссы и включала сам город Вустер с его окрестностями и графством Вустершир, а также местности нынешних северного Глостершира, район Дадли, южную часть Уорикшира и, возможно, Бристоль. И сегодня это удивительные по красоте районы.

Долину реки Северн с ее яблочными садами и Молвернские холмы в то время населял полуварварский народ. Ученые предполагают, что для епископской кафедры был выбран именно город Вустер, а не намного превосходящий его по величине Глостер или столица Мерсии Уинчкомб потому, что в Вустере к тому времени христианство все же успело более-менее установиться. Вустер – это римский город, возникший в I веке, хотя первое поселение на этом месте появилось еще около 400 года до Р.Х. Римляне звали его Бранониум; саксонское его название Веогарекастер означает, по одной версии, «Город извилистой реки» (поскольку он стоит на реке Северн), а по другой версии – «Город жителей Хвиссы»; со временем латинские авторы стали называть его просто Вигорния. Предшественниками святителя Эгвина на Вустерской кафедре были епископы Босел и Офтфор; оба славились святой жизнью и, скорее всего, были обучены в прославленном монастыре святой Хильды в Уитби. Святитель Офтфор был знаменит как блестящий проповедник, ученый и писатель; он обучался не только в Уитби, но также и в школе святителя Феодора в Кентербери и в Риме. Епископское служение Эгвина по времени совпало с долгим и весьма успешным правлением христианского короля святого Этельреда Мерсийского (675–704), основателя монастырей в своем королевстве.

Церковь св. Эгвина в Ханибурне, Вустершир
Церковь св. Эгвина в Ханибурне, Вустершир

Архиерейское служение святителя Эгвина было нелегким, поскольку на территории его епархии жили большей частью полухристиане, плохо знавшие христианское учение, очень суеверные и нередко практиковавшие языческие обычаи. Святитель всецело посвятил себя служению людям. С горячим усердием проповедовал он слово Божие. Народ сразу полюбил святителя Эгвина за его рассудительность, справедливость и честность; король Этельред тоже его любил, ценил его добродетели и ученость. Святитель Эгвин был кротким и приветливым по натуре, но мог быть и строгим и непоколебимым, если нужно было отстаивать правду Божию. Так, твердость характера подвижника проявилась тогда, когда он узнал, что среди его паствы участились случаи несоблюдения законов христианского брака. Святитель, радея о спасении душ этих людей от такого греха, с большим усердием принялся наставлять их, объясняя божественные постановления и напоминая, что каждый предстанет перед судом Божиим, а тех, кто будет упорствовать в грехе, ожидают вечные муки. При этом святитель не забывал говорить и о радостях Царствия Небесного, которые ожидают всех праведников и раскаявшихся грешников. Увы, не все следовали наставлениям святителя Эгвина. Эти ослушники не только продолжали грешить и вести себя неблагоговейно на богослужениях, но и по наущению диавола решили святому отомстить. Предание говорит, что эти люди оклеветали святителя, так что он едва не был лишен сана. Святитель со смирением воспринял случившееся, но, радея о вверенной ему пастве, решил, возложив все надежды на Бога, доказать свою невиновность. И он отправился в Рим, заковав свои ноги в кандалы, ключ же от них он бросил в реку Эйвон в местечке Хетхомм. Взяв с собой нескольких помощников, святой Эгвин сел на корабль в Дувре, графство Кент, и поплыл в Италию. В то время такое путешествие было весьма долгим и опасным. И вот, смиренно перенеся все трудности пути, святитель прибыл в Рим. По легенде, в тот момент колокола городских храмов зазвонили сами собой. В Риме святитель, все еще в кандалах, поспешил к гробницам святых апостолов, чтобы помолиться. По дороге он остановился на мосту и попросил своих спутников наловить в Тибре рыбы к обеду. Святитель долго и смиренно молился в храме святого Петра, отслужил там Божественную литургию. Когда же он выходил из храма, один из помощников обрадовал его, сообщив, что им удалось поймать огромную рыбу. И каким же было всеобщее удивление, когда при разделке рыбы в ее желудке нашли тот самый ключ от кандалов святителя, который он бросил в реку Эйвон в Англии! Этим чудом подтверждалась невиновность святителя, и с него сняли все подозрения. Согласно другому преданию, когда святой еще плыл в Рим на корабле, из воды вдруг вынырнула огромная рыба, во рту у которой чудесным образом оказался ключ.

Оправданный святитель вернулся в Вустер. Король Этельред, узнав о происшедшем, еще больше привязался к святому епископу и вскоре доверил ему обучение своих сыновей. Святой Эгвин с горячим усердием принялся за воспитание королевских детей. Он учил их слову Божиему и светским наукам, наставлял в добродетели, внушал им, что предаваться гордыне не следует, но должно всегда иметь страх Божий и просить Господа о даровании мудрости, без которой не может обойтись ни один правитель. Королевские дети полюбили святого Эгвина. Да и весь благочестивый народ сердечно чтил святителя за его любовь и усердие, так что его даже называли «родным отцом». Святитель подтверждал проповеди примером своей жизни и сотворил много чудес. Со временем он стал все чаще удаляться на уединенную молитву. Особенно его привлекало одно дикое лесистое место на берегу реки Эйвон, называемое Хомм, или Хетхомм, позднее ставшее известным как Ившем (именно здесь он бросил ключ от кандалов в реку Эйвон). Скорее всего, это местечко привлекало Эгвина тем, что тут стояла древняя часовенка – в ней он любил молиться. Святой просил короля Этельреда пожаловать ему эту землю, и король охотно согласился это сделать. Сначала на том месте святой Эгвин поселил нескольких пастухов с их овцами. Но святитель чувствовал, что это место особенное, что оно избрано Богом – это вскоре и подтвердилось: тут был основан Ившемский монастырь, ставший впоследствии одним из крупнейших и известнейших монастырей Англии и всей Европы (в позднем средневековье Ившем был третьим по величине аббатством Англии).

Об основании Ившемского монастыря предание рассказывает так. Случилось это около 702 (или 709) года. Однажды некий пастух, по имени Иов, в поисках пропавшей свиньи ночью зашел далеко в лес и увидел на том месте, что ныне занимает Ившем, Пресвятую Богородицу с двумя ангелами. Пресвятая Дева держала в руках раскрытую книгу и крест, а вокруг раздавалось чудесное пение. Пораженный видением, пастух, исполнившись благоговения, в великом трепете покинул это место. Он немедленно поведал о чуде епископу Эгвину. Выслушав его рассказ, епископ подумал, что о рождестве Спасителя первыми узнали от ангелов Господних именно пастухи. Он предался на несколько дней усиленной молитве и посту, а затем решил, взяв с собой трех помощников, пойти на то место. Они шли босиком и всю дорогу распевали псалмы. Когда до того места оставалось недалеко, святитель оставил своих спутников и пошел далее один. Вскоре он опустился на землю и начал усиленно молить Господа и Его Пресвятую Матерь открыть ему Их волю. И святителю Эгвину было видение, в точности повторявшее то, чему прежде стал свидетелем пастух. Божия Матерь велела ему основать на этом месте монастырь и благословила Своим крестом. Это событие считается одним из первых засвидетельствованных чудесных явлений Божией Матери в Англии. Святой Эгвин с радостью поспешил исполнить повеление Пречистой Девы. Ведь он еще раньше, когда на него возвели клевету, дал обет Богу, что если его восстановят на епископской кафедре, то он обязательно построит храм во имя Господа и Пресвятой Богородицы.

Вскоре святитель Эгвин вместе с королем Этельредом основали Ившемский монастырь («Ившем» переводится как «Дом Иова»). По одной версии, это произошло около 703 года, по другой – около 710 года. Большинство ученых придерживаются первой даты, поскольку известно, что вскоре после основания монастыря благочестивый король Этельред отрекся от престола в пользу своего племянника Кенреда и принял иночество в монастыре Бардни в Линкольншире, где и преставился (его память празднуется 4 мая). Король Кенред был тоже благочестив и во всем старался поддерживать святителя Эгвина.

В 708 году, по преданию, Кенред и король восточных саксов Оффа решили совершить паломничество в Рим. Они пригласили сопровождать их святителя Эгвина. Когда они переправлялись через Альпы, у них закончились запасы воды, а поблизости не было ни одного ручья. Тогда святой Эгвин, пав на колени, принялся горячо молить Господа даровать им свежую воду. И случилось чудо: перед ними из каменистой почвы забил родник, так что путники смогли утолить жажду. Святитель благословил оставшуюся у них скудную пищу и разделил ее на всех. И о чудо! – провизии хватило, чтобы насытиться каждому из путников, да еще много еды осталось про запас. Все возблагодарили всещедрого Господа за Его милость и отметили особую добродетель святителя Эгвина. В Риме короли и святитель Эгвин имели беседу с папой Константином, который, выслушав рассказ о чудесном явлении Божией Матери в Ившеме и о постройке на этом святом месте монастыря, жаловал ему многочисленные привилегии и даровал полную независимость. Святитель Эгвин возвратился в Англию один, поскольку боголюбивые короли Кенред и Оффа решили отказаться от мирской власти и остаться в Риме, где они, приняв монашество, подвизались до конца своих дней. Король Оффа после смерти был причислен к лику святых (день его памяти – 15 декабря).

Вскоре после возвращения святителя Эгвина в Англию – в 709 году – отошел ко Господу святитель Альдгельм Шерборнский, с которым Эгвин много лет был связан узами духовной дружбы. Оба они были епископами, оба были любящими отцами вверенных их попечению монахов, ибо Альдгельм много лет был игуменом в Мальмсбери, прежде чем стать епископом, а святой Эгвин, будучи епископом, основал Ившемский монастырь, а вскоре собирался оставить свою кафедру и стать игуменом Ившема. Блаженная кончина святителя Альдгельма последовала 25 мая 709 года. В тот же день в чудесном видении святителю Эгвину была открыта смерть его близкого друга. Святитель весьма возрадовался духовно, ибо он увидел, что душа преданного служителя Христова Альдгельма вознеслась в великой славе в небесный чертог, окруженная ангелами Божиими. Эгвин незамедлительно сообщил об этом монахам Ившемского монастыря, а сам поспешил в Даултинг графства Сомерсет, где Альдгельм преставился ко Господу. Святой Эгвин сопровождал процессию с телом святителя Альдгельма на всем пути от Даултинга до Мальмсбери, и по его просьбе на каждой остановке воздвигались кресты в память о почившем – эти кресты стояли еще долгое время.

Осенью того же 709 года в городке Олкестер графства Уорикшир, что недалеко от Ившема, был собран церковный собор во главе со святителем Бритвальдом Кентерберийским. На этом соборе присутствовали многие знатные люди и церковные иерархи, среди которых был и великий святитель Вилфрид Йоркский. Собор, в частности, признал за монастырем в Ившеме все привилегии, дарованные ему папой Римским и королями. После собора святитель Вилфрид последовал вместе со святым Эгвином в Ившем, где освятил монастырскую церковь во имя Пресвятой Богородицы, апостолов Петра и Павла и всех святых (позднее монастырь в Ившеме был посвящен Божией Матери и святителю Эгвину). Святитель Эгвин был особенно рад тому, что Ившемская обитель была освящена этим прославленным епископом Йоркским – и как оказалось, незадолго до его кончины. До этого святому Вилфриду уже приходилось служить в Мерсии – во время одного из изгнаний его с Нортумбрийской кафедры. Возможно, святитель Вилфрид, хорошо встреченный королем Этельредом, в Мерсии основал ряд монастырей.

Итак, строительство монастыря в Ившеме было закончено, и святитель Эгвин поселил в него общину монахов, вверив их небесному покровительству Пресвятой Богородицы. Нам не известно, откуда прибыли эти монахи. Возможно, они были из монастыря Питерборо в Кембриджшире или из одной из основанных святым Вилфридом обителей. Ившемская обитель уже через короткое время стала процветать. Святитель Эгвин, однако, все больше стремился к затворнической жизни и уединенной молитве. В 710 году он стал первым игуменом основанного им монастыря, который он так любил. По одной версии, он в то же время сложил с себя епископство в Вустере, но, согласно хроникам того времени, святитель до конца своих дней одновременно оставался и епископом Вустерским, и игуменом Ившемским. Став игуменом, святой Эгвин жил в крайней скудости и посвящал непрестанной созерцательной молитве почти все свое время. Хотя святителя и до этого уже почитали как святого, в последние годы жизни Эгвина его святость проявлялась особенно. По его молитвам совершались чудеса, ему были видения небесного мира, часто святые угодники и ангелы являлись ему. Святитель особенно любил Пресвятую Матерь Господа, «свою самую возлюбленную Госпожу» (как говорится в его житии). Ее имя все время было у него на устах, молитва к Ней постоянно была в его сердце. Не раз Пресвятая Владычица явно помогала ему.

Последние годы жизни святой Эгвин провел в таком крайнем воздержании, что ему были абсолютно чужды любые земные потребности и привязанности: он жил только ради неба. Но святой епископ и игумен, сам совершенствуясь духовно, не забывал о вверенных его заботе монахах. Беспокоился он и о спасении паствы. Сохранилось предание о том, как святой Эгвин совершил миссионерскую поездку в городок Олкестер, который мы уже упоминали. Этот древний римский город находился в очень красивой лесистой местности и благодаря своему удачному расположению стал резиденцией королей Мерсии. Но жители его не отличались благочестием, и, как и в старые языческие времена, продолжали предаваться идолопоклонству и прочим беззакониям. Святитель Эгвин всей душой возлюбил это место и исполнился сострадания к его бедным жителям, не просвещенным светом Евангелия. И вот он решил совершить поездку в Олкестер, взяв с собой некоторых ившемских насельников. Прибыв в Олкестер, большая часть населения которого занималась кузнечным делом и работой по металлу, святитель застал его жителей за их ежедневными занятиями. Он начал вдохновенно проповедовать им Евангелие Христово, но жители и слушать не хотели о Спасителе. Более того, они решили прогнать проповедника и принялись из всех сил бить молотами по наковальням, думая его оглушить. Как ни уговаривал их святитель прекратить совершать беззакония и покаяться, они не желали его слушать и смеялись над ним. Тогда святой подвижник решил покинуть этот город, еще более сожалея, что люди так упорствуют во грехе. Но, когда, выйдя из Олкестера, он оглянулся, то увидел, что нечестивый народ постигла кара Божия: земля разверзлась и поглотила заживо многих жителей Олкестера. Правдиво это предание или нет, но с тех пор ни один кузнец не рисковал заниматься своим делом в Олкестере еще очень долгое время.

До нас дошло мало сведений о деятельности святого Эгвина как игумена в Ившеме. Известно, что жизнь в этом монастыре была устроена в соответствии с уставом преподобного Венедикта Нурсийского. Главными занятиями монахов были молитва, изучение Священного Писания и других душеспасительных книг, различные ремесла. Жизнь в Ившемской обители при святом Эгвине напоминала жизнь семьи, в которой любящий отец заботится о своих чадах.

Перед смертью святой игумен был сражен долгой и мучительной болезнью. Но, страдая сам, он не переставал заботиться о других: утешал страждущих, кормил голодных и нищих, исцелял недужных возложением на них рук и молитвами ко Святой Троице. И до последнего вздоха святителя молитва оставалась его главным занятием. Он непрестанно повторял псалмы, призывал имена святых, а его очи, руки и сердце были все время обращены к горнему. Большую часть своей долгой жизни святой носил власяницу. Не снимал он ее до самого последнего дня своего, считая себя великим грешником, нуждающимся в особом покаянии. И до последнего часа святой Эгвин не позволял себе послабления поста. В конце своей жизни святитель особенно часто повторял своим братиям, чтобы они жили в соответствии с уставом и постоянно духовно совершенствовались, завещал им укрепляться в любви, милосердии, чистоте и смирении, воздержании и прочих добродетелях, жить в полном послушании игумену. Монахи были настолько послушны словам святителя, что про Ившемский монастырь того времени можно было смело сказать, как о древних христианах, что «у множества верующих была одна душа и одно сердце».

Почувствовав, что конец земной жизни близок, святой Эгвин собрал вокруг себя всю братию и дал им свое последнее наставление: «Молю вас, преподобные и возлюбленные чада, со всем усердием и тщанием старайтесь соблюдать все заповеди и повеления Божии. Со всяким прилежанием исполняйте данные вами обеты, ибо сказано в псалме: “Воздай Всевышнему обеты твои”. Храните мир и стремитесь к святости, без которой, по словам апостола, невозможно увидеть Бога». Сказав это, святой Эгвин испустил дух. Случилось это 30 декабря 717 года. День преставления святого впоследствии стал днем его памяти.

Весть о кончине дивного служителя Господа быстро распространилась по всей Мерсии. Все верующие скорбели о том, что святой угодник Божий покинул их. Уход его из земной жизни был большой потерей и для монахов Ившема, хотя в то же время они обрели заступника на небесах. С тех пор святой Эгвин стал главным небесным покровителем Ившема и его монастыря.

Святителя похоронили в Ившеме в том месте, где он сам завещал. Похороны святого Эгвина, на которые собралось множество как монахов, так и мирян, были скорее похожи на светлый праздник, чем на траурное событие. Все испытывали какую-то неземную радость и знали, что провожают в последний путь святого человека. На могиле святого Эгвина была сделана надпись, в которой были и такие слова: «Под этим простым камнем лежит великий муж. Покоится он в тесном и малом гробе… но славны были дела этого кроткого мужа, преисполненного благодати Божией».

Tags: Наши святые, Православие, Православные святые Запада
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments