Пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому
Чего у него нет...
Пока еще хватает
Времени и огня -
Дай же Ты всем понемногу
И не забудь про меня.
(с) Иоанн (Булат) Окуджава
Всех, кто меня помнит, всех, кто меня знает, а также тех, кто случайно заглянул - с Рождеством Христовым! Да пребудет с вами со всеми Любовь Божия и да не покинет вас Своею Милостью Родившийся в Вифлееме иудейском Христос Спаситель!
В этот поистине светлый праздник хотелось бы поговорить вот о чём. Спаситель мира - Господь наш Иисус Христос - воплотился от Пресвятыя Богородицы как раз в то самое время, когда мир напряжённо ожидал Его появления. Вернее, так: почти всё человечество напряжённо ожидало некоего обновления, отчаявшись в прежних своих упованиях. И отнюдь не случайно волхвы с востока, увидев в небе Вифлеемскую звезду, предприняли вослед за ней дальнее и небезопасное путешествие, пока Звезда не привела их прямиком к вертепу, где лежал в яслях Богомладенец. Ветхий языческий мир, за исключением совсем уж отсталых и диких племён, всё больше и больше разочаровывался в том, что когда-то казалось ему вполне живо и действенно. Греческие и римские философы и поэты уже несколько веков тому, как взяли себе за правило насмехаться над своими "отеческими богами", демонстрируя напоказ своё неверие. Римские чиновники, подобные Понтию Пилату, соблюдали лишь внешние установления своих религий, в душе же ощущали пустоту, и отнюдь не случайно Пилат, услышав от Христа об Истине, ответил страшным вопросом: "Что есть истина?" По верному замечанию о. Андрея Кураева, римский чиновник не ждал ответа - он был убеждён, что никакого ответа быть не может. Потому и молчал на допросе Спаситель...
В Ветхозаветной Церкви, опять же, несколько столетий люди жили ожиданием Грядущего Мессии, ежедневно читая пророчества о Нём. Но касались ли эти пророчества их сердец? Или мертвящий дух фарисейского законничества пеленал живое народное чувство? Вопрос более чем открыт. Стоит вспомнить также, что само ожидание Мессии давно было искажено, сменив свой вектор: не Божественного Искупителя, способного избавить люди Своя от грех их, чаял Израиль, а революционного вождя, который не только освободил бы их от иноземной оккупации (такое ожидание можно было бы считать похвальным), но и даровал бы им мировое господство. Тем не менее, Мессию ждали, ждали напряжённо, и не случайно Христа на всех путях Его земной жизни сопровождало не только поношение законников, книжников и фарисеев, но и громогласная "осанна".
Чаемый Избавитель пришёл. Но... как Он пришёл? Христос не спустился с Небес в трубном гласе, в окружении сонма ангелов, чтобы явно для всех воцариться в Иерусалиме. Он рождается почти естественным путём - рождается Младенцем от земной Женщины - точнее, от непорочной Девы, посвятившей всю свою жизнь Богу. Рождается не в семье великого царя или прославленного полководца, а в небогатой семье престарелого плотника, которой не нашлось даже места в Вифлеемской гостинице - и они вынуждены были ночевать в пещере в ожидании своей очереди пройти положенную перепись населения. И лишь несколько человек знали, кем вырастет Этот, на первый взгляд беспомощный, Младенец - даже плотника Иосифа, обручника Пресвятой Девы, как мы знаем из Евангелия, посещали сомнения, развеять которые послан был Ангел с Неба. Знаем мы из Евангелия и то, что было после - как Святое Семейство бежало в Египет, спасаясь от преследований Ирода, как после своего возвращения, вселилось в Назарете, как Младенец возрастал и укреплялся духом. И до того, как Ему исполнилось 30 лет земной жизни, мало кто догадывался, что перед ними - Сам Творец Мироздания.
Вдумаемся же, что это значит! Спасение рода человеческого начало совершаться сразу же после Воплощения Христа Спасителя. Рождество - начало нашего спасения: Бог пришёл к людям, Бог принял человеческое естество ("непреложно вочеловечился", - возвещает об этом церковное песнопение), чтобы и всё человеческое естество получило от Него возможность освободиться от рабства греху и тлению. Бог стал Человеком, чтобы человек получил возможность стать богом - учат нас святые отцы. Тогда, на заре новой эры, это уже совершилось, и не случайно летоисчисление наше ведётся именно от Рождества Христова. Но ещё долгих тридцать лет прошло, прежде чем Спаситель начал собирать вокруг Себя первых учеников. Тридцать три года прошло, прежде чем Дух Святый, сошедший с Небес, превратил собрание учеников Господних в подлинную Церковь Христову. И почти четыре века оставалось до того, как эта Церковь своей проповедью покорит себе многие народы и государства, утвердившись в качестве мировой религии. Все эти долгие годы и века человечество продолжало жить надеждой, не зная, что надежда его уже начала осуществляться. А сколько было тех, кто так и не узнал времени посещения своего? Сколько было тех, кто бесновался перед Пилатовым дворцом, скандируя: "Распни, распни Его", - настолько возвещаемое Христом спасение расходилось с их собственными чаяниями? Сколько было тех, кто отмахивался от проповеди Апостолов и их наследников по духу: "Безумствуешь ты, Павел!"?
И когда сегодня жизненные обстоятельства кажутся нам невыносимыми, и по всем признакам помощи ждать неоткуда, когда надежда гаснет - вспомним о Рождестве Христовом! Вспомним о том, что Бог настолько возлюбил нас, что позволил Своему Единосущному Сыну стать подобным нам Человеком, зная, что Этого Человека на земле ждут поношения, страдания и мучительная казнь. Любящий Бог и сегодня с нами, хотя мы, по своему духовному нечувствию, можем и не ощущать Его присутствия. Потому, когда мы пребываем в отчаянных жизненных обстоятельствах, будем помнить, что Бог не оставил нас. Возможно, что именно в эту, самую тёмную и отчаянную минуту, когда нести свой крест уже не хватает сил, Бог уже начал невидимым для нас образом совершать наше избавление. Бог приходит тогда, когда это нужно - и приходит всегда вовремя, только мы не всегда замечаем Божественное вмешательство в нашу жизнь. "Большое видится на расстоянии", - писал великий русский поэт Сергей Есенин. Так и мы начинаем замечать своевременно поданную нам Божественную помощь спустя много времени, нередно - по прошествии десятилетий. Но помощь эта пришла вовремя - как вовремя было и Рождество Иисуса Христа, Спасителя нашего, в Вифлееме иудейском. Потому не будем унывать, чтобы не уподобиться нам тем безумцам у Пилатова дворца, скандировавшим: "Распни Его, распни!" Да не покинет нас надежда, покуда вертится Земля!
Journal information