Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

"Ишаки" против "Мессеров".

Техническое отставание советской авиации от германской на начальном этапе Великой Отечественной войны давно стало притчей во языцех. Те, кто смотрел фильм "Брестская крепость", наверняка помнят появление в небе единственного за весь фильм советского самолёта, который немцы "просто сбивают как куропатку. И все рады, что хоть что-то у нас ещё летает" [1]. Похожая по своей трагической безысходности сцена присутствует в первом томе знаменитого романа К. Симонова "Живые и мёртвые", где немцы совершенно безнаказанно жгут наши тяжёлые бомбардировщики ТБ-3, совершенно не способные оказать им серьёзного сопротивления.

Писателей и кинематографистов, стремящихся передать весь ужас первых дней войны, когда страна, не успевшая отмобилизовать свою армию, подверглась нашествию превосходящих сил Германии и её сателлитов [2], понять можно. Однако стоит понимать и то, что авторы исторических книг и фильмов всё же несколько сгущают краски. И прекрасно показывая одну сторону правды, они вынуждены замалчивать другую её сторону, которая не менее достойна нашей памяти. Важно понимать, что как бы тяжело ни было в начале Великой Отечественной, русская армия оказывала ожесточённое сопротивление захватчикам с самых первых дней. И эта эпопея сопротивления знает не только массовое самопожертвование, но и вполне реальные удачи.



В сети плавает любопытная статья об опыте боевого применения истребителей И-16. Отмечая высокие технические характеристики немецких истребителей "Мессершмитт Bf-109" и подчёркивая их превосходство не только над устаревшими И-16 (советские лётчики называли эти самолёты "ишаками", немцы и их союзники - "крысами"), но и над новейшими на тот мент советскими истребителями. Тем не менее, "Советские летчики на И-16 дали достойный отпор врагу... Основной тактикой противодействия «Мессершмиттам» для лётчиков И-16 стали бои на виражах. Многие пилоты также практиковали построение в оборонительный круг: хвост каждого самолета в нем защищался последующим. Немецкие командиры в своих воспоминаниях отмечали, что И-16 после построения в круг часто оттягиваются в зону действия советской зенитной артиллерии. Тем не менее, сам по себе приём «круг» малоэффективен (что отмечалось как нашими, так и немецкими летчиками), так как истребитель в данном построении лишается возможности активно атаковать. «Круг» может быть очень полезен для того, чтобы отвлечь противника от сопровождаемых ударных самолётов". В этой же статье упоминается об удачном использовании советскими истребителями реактивных снарядов РС-82. И хотя прицелиться этим снарядом, предназначенным для штурмовки наземных целей, в быстрый, маленький и вёрткий истребитель, было, по воспоминаниям ветеранов, практически невозможно, прямое попадание РС-82 в "мессершмитт" практически гарантировало уничтожение не только самолёта, но и лётчика.

Удачно были применены истребители И-16 в ходе советского контрнаступления под Одессой в конце сентября 1941 года. По планам советского командования, в тылу румынско-фашистских войск был высажен десант численностью в один полк морской пехоты. Навстречу этому десанту двинулись в наступление советские стрелковые дивизии, оборонявшие Одессу. Целью операции было отодвинуть линию фронта от города, чтобы лишить румынскую артиллерию возможности обстреливать Одесский порт, препятствуя снабжению осаждённого города с моря.

Высадка десанта произошла в ночь на 22 сентября. А утром того же дня в воздух поднялись советские истребители. Об этих событиях подробно рассказал в своей монографии Анатолий Юновидов [3]. На рассвете группа из 3-х штурмовиков Ил-2, 5 истребителей И-16 и 2 ещё более устаревших И-153 "Чайка" нанесли удар по аэродрому Чаплинка. При штурмовке использовались ампулы с самовоспламеняющейся жидкостью.


Истребитель И-153 "Чайка".


В ходе атаки 7 "мессершмиттов" и 3 "юнкерса" Ю-88 были уничтожены на земле. Удалось уничтожить также палатки личного состава и цистерны с горючим. Самолёты прикрытия (вероятно, эта роль была отведена истребителям И-16 - самым манёвренным в советской авиагруппе) одновременно вели бой с вражескими истребителями, пытавшимися отогнать штурмовики от аэродрома. Наши самолёты были атакованы десятью "мессершмиттами" и два из них сбили. Советские потери исчислялись одним истребителем.

Одновременно были нанесены авиаудары по немецким аэродромам в районе населённых пунктов Бадей и Зельцы. На первом из них авиаразведка обнаружила около 30 "мессершмиттов Bf-109", на втором - около десятка "юнкерсов" [4]. Для удара по этим аэродромам решено было задействовать шесть истребителей И-16 и два штурмовика Ил-2. На штурмовики была возложена задача подавления зенитной артиллерии. Поэтому штурмовать аэродром пришлось истребителям. Первый удар они нанесли по палаткам личного состава, второй - по стоящим на земле немецким истребителям, которые как раз в это время готовили к вылету. "Ишаки" не имели бомб, и могли вести огонь только из бортового оружия. Последним заходом проштурмовали бочки с горючим. В этот раз мессершмитты не делали попыток помешать штурмовке. А представить себе, что советские истребители немного бы опоздали, и немецкая армада в 30 современных истребителей успела бы подняться в воздух... От одного этого предположения становится жутко, что бы они сделали с шестёркой "Ишаков". Менее эффективным оказался удар по Зельцам: юнкерсы успели подняться в воздух, поэтому истребители успели нанести удар только по наземному персоналу и находившемуся рядом румынскому пехотному батальону.


Рисунок, изображающий бой советских И-16 с немецкими Ю-87 ("лаптёжниками")


В 10 часов утра авиация Черноморского флота должна была нанести удар по населённому пункту Гильдендорф (ныне Красносёлка), где сосредотачивались румынские войска. 14 истребителей И-16 должны были сопровождать три бомбардировщика СБ, однако бомбардировщики не прилетели. Поэтому истребители совместно с тремя Ил-2 проштурмовали румынские позиции. При этом румынская авиация в составе шести "мессершмиттов" и четырёх британских "Харрикейнов" пыталась помешать штурмовке. Советские истребители вступили с румынской авиагруппой в воздушный бой, в ходе которого ни одна из сторон потерь не понесла. В 13.15 румыны снова попытались помешать советской авиации, атаковав силами пяти мессершмиттов восемь советских И-16. Это был единственный раз за 22 сентября, когда румынам удалось помешать штурмовке, при этом два советских истребителя оказались сбиты. Впрочем, оба пилота спаслись на парашютах.

История сохранила некоторые имена лётчиков, принимавших участие в боях над Одессой. Погибший при штурмовке аэродрома Чаплинка истребитель пилотировал лейтенант Шкутский. По аэродрому Бадей удар наносила авиагруппа майора Шестакова, парой штурмовиков Ил-2, успешно справившихся с задачей подавления вражеской ПВО, командовал лейтенант Кутейников. Аэродром под Зельцами штурмовала авиагруппа капитана Рыкачёва.

Таким образом, видим, что несмотря на техническое превосходство своей авиации, немецко-румынским войскам не удалось завоевать господство в воздухе над Одессой. А советские лётчики на своих устаревших машинах оказались для них серьёзным противником. Десант же, ради обеспечения которого трудились и рисковали собой советские авиаторы, увенчался полным успехом.

_____________________________________________

Примечания
[1] Мединский В.Р. Война. Мифы СССР. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - с. 469.
[2] Фактически - нашествию всей континентальной Европы.
[3] Юновидов А.С. Оборона Одесы. 1941. Первая битва на Чёрном море. - М.: Вече, 2011. - с. 296 - 298.
[4] К сожалению, Юновидов не уточняет модель этих юнкерсов - идёт ли речь о пикировщике Ю-87 (известном как "Штука" или "Лаптёжник") или о многоцелевом бомбардировщике Ю-88 (который мог также использоваться в качестве тяжёлого истребителя и торпедоносца)

Tags: Великая Отечественная война, История Отечества, Неизвестных героев не бывает, Оборона и освобождение Одессы
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments