Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Непростой вопрос о Распутине

И снова о Тартюфушке, сиречь о Гришке Распутине. В продолжение темы, начатой здесь.




Ответ на вопрос: "За что убили Распутина?" не так прост, как кажется некоторым, в первую очередь - канонизаторам. Их версия понятна: Распутина убили "февралисты", так как "богомудрый старец" мешал им своим "молитвенным заступничеством за Россию и её святого отрока". Гришка таким образом оказывается "мучеником за Россию и царскую семью". На подобные теории исчерпывающий ответ дал протоиерей Александр Шаргунов: если бы Распутин действительно любил царскую семью, он, видя, как его имя используется в антицарской пропаганде, удалился бы в свою родную деревню и оттуда в тиши молился бы за царя и за цесаревича Алексея - для молитвы истинного подвижника не имеют значения расстояния. Но в том-то и беда, что Распутин любил не царя, а своё положение при дворе. Ему нравилось ощущать себя влиятельным человеком, нравились толпы просителей, обивавших пороги его столичного дома.

Собственно, здесь первая часть ответа на непростой вопрос. Распутина убили за тот имидж, который он сам себе создавал. Распутина убили не как "частное лицо", сколько бы ни суесловили по этому поводу его апологеты, а как политического деятеля, которого он из себя корчил. Безусловно, влияние Распутина на царскую семью, и особенно его влияние на самого Николая Второго многократно преувеличено, безусловно, в этом преувеличении роль деструктивной оппозиции с Милюковым во главе чрезвычайно велика. Но не стоит забывать, что миф о своей влиятельности тиражировал и сам Распутин. Стоит ли удивляться, что в этот миф поверили не только "февралисты", но и вполне добропорядочные патриоты и монархисты, такие как великая княгиня Елизавета или её воспитанник великий князь Дмитрий Павлович?

А влияние Распутина на царскую семью - если допустить, что оно действительно было - невозможно не признать объективно вредным. Во-первых, Распутин был неправославен. Само по себе это не преступление. Российская империя спокойно относилась к наличию у себя неправославных подданных и никого силой в Церковь не загоняла. При дворе во все времена было достаточно лютеран и католиков, многие из них занимали видные посты в правительстве и в армии, имели влияние на принимаемые решения, и никого это не напрягало. Но с Распутиным была особая ситуация, ибо он, будучи по сути своей сектантом, выдавал себя (и выглядел в глазах царской семьи) за православного, более того - за святого подвижника, "старца", "Божия человека". И использовал этот свой имидж в том числе и для влияния на церковные дела. В частности, именно влиянию Распутина приписывалось удаление из Петербурга впоследствии прославленных Церковью митрополита Владимира (Богоявленского) и епископа Гермогена (Долганёва) [1]. Ни Брюс, ни Бенкендорф, ни Непокойчицкий, ни Плеве не дерзали вмешиваться в церковные дела, молчаливо принимая тот факт, что им, неправославным, выпало служить православной монархии. Распутин же использовал доверие императрицы для того, чтобы настраивать её против священноначалия.


Распутин со своими великосветскими поклонницами

Об отношениях Распутина к Русской Православной Церкви исчерпывающе свидетельствует написанная им книжка "Житие опытного странника", по сути, представляющая собой манифест несостоявшейся русской реформации. Чтобы не быть голословным, приведу достаточно обширную - да простят меня читатели - цитату из приложения к Докладу митрополита Ювеналия (Пояркова) на Архиерейском Соборе 2004 года: "Отношение к духовенству у автора «Жития» сдержанно критическое. В своей оправдательной брошюре он не раз призывает посещать храм Божий, участвовать в церковных Таинствах и почитать священнослужителей, «какие бы ни были батюшки». Но это «какие бы ни были» звучит в «Житии» навязчивым рефреном: «худой, да батюшка», «ему бы надо было поступить в исправники, а он пошел в батюшки», «наемник паствы», «с барышнями танцует» и проч., и проч. Дело даже не в обличении тех или иных пороков, а в том, что о «других» священниках в «Житии» ничего не говорится, кроме глухого упоминания: «Ведь батюшка двояко есть — есть наемник паствы, а есть такой, что сама жизнь его толкнула быть истинным пастырем, и он старается служить Богу — наемник же на него всячески доносит и критикует». В результате духовенство предстает в брошюре духовно немощным, расслабленным, нуждающимся в оправдании и снисхождении автора «Жития» и его читателей.


Подлинными же руководителями в духовной жизни в брошюре предстают не священники, а особые «опытные» люди, «избранные в духовных беседах»; их «опыт» противопоставляется при этом «букве», «учености». Именно «у избранников Божиих», которые «будут сказывать не из книги, а из опыта», и «есть совершенная любовь». Они могут поучать и священников, и архиереев, у которых «замирают уста и они противоречить не могут», поскольку «их учение остается ничтожным и слушают простые слова твои». К числу таковых «опытных странников», судя по названию, относит себя и автор «Жития».

Обращает на себя внимание то, что «опытные странники», согласно «Житию», всегда гонимы и, по меньшей мере, находятся под подозрением. Гонителями «опытных людей» в «Житии» выступают прежде всего священники. Конфликт «истинных пастырей» с духовенством представляется автору постоянным и неизбежным" (конец цитаты). Книжка Распутина отнюдь не была тайной за семью печатями, как не были тайной и сеансы экстрасенсорики в худших традициях сатаниста Алана Чумака, которые "божий человек Григорий" регулярно устраивал на своей квартире. Знали и о сексуальных ритуалах, которые он проводил для светских барышень в бане. Священник Алексий Махетов упоминает также о вопиющем факте, когда Распутин щеголял в подряснике и с наперсным священническим крестом, не будучи рукоположен в духовный сан. Таким образом, Распутин оказывается не только еретиком, но и пустосвятом. Те, кто не знал о причинах странной близости Распутина  к царской семье, видели только внешнюю сторону: при дворе православного государя обосновался враг Православия и настраивает императрицу против Церкви, влияя через императрицу и на самого государя.


Одно из самых известных фото Распутина. Рука поднята в благословляющем жесте.
И что-то подсказывает мне, что благословляет этот самозванец отнюдь не собственных детей.

Те же, кто знал об истинных причинах влияния Распутина, имели куда более весомый повод для беспокойства. Распутин привлекался к лечению цесаревича Алексея, перед болезнью которого тогдашняя медицина оказалась бессильна. Какова бы ни была эффективность лечения (большинство исследователей склоняется к тому, что Распутин действительно оказывал положительное влияние на царевича [2]), придворный колдун при дворе православного государя  - это нонсенс. И то, что семья православного государя пользуется услугами колдуна, подрывало идею православной монархии на корню. Какой, в самом деле, смысл держаться Православия, если сам государь [3] не надеется на молитвы священников, церковные таинства и благотворное воздействие православных святынь, ища помощи у колдунов? А главное - это могло пагубно отразиться на душах самих членов царской семьи.  Потому и била тревогу будущая святая преподобномученица великая княгиня Елизавета, потому и писала императору неоднократно, пытаясь раскрыть ему глаза на поведение Распутина за пределами царского дворца, потому и почувствовала она громадное облегчение, услышав о смерти лжестарца. Поэтому и говорил великой княгине Елизавете преподобный Гавриил (Зырянов): "Убить его, что паука: сорок грехов простится...".

Итак, первый ответ на непростой вопрос гласит: Распутин был убит как проводник антиправославного, антицерковного влияния и как человек, дискредитирующий идею православной монархии, расшатывающий установившуюся симфонию между духовной и светской властью.


Две сестры - Елизавета и Александа Фёдоровны. Было время, когда между ними
царили трогательное взаимопонимание и взаимная поддержка.
Но потом появился Гришка...

Таковы были мотивы великой княгини Елисаветы, преподобного Гавриила и архиереев, приветствовавших покушение на Распутина. Таковы, вероятно, были мотивы Пуришкевича. Возможно, об этом же думал и герой Первой Мировой войны великий князь Дмитрий Павлович Романов, воспитанник великой княгини Елизаветы. Но подобными мотивами никак не объяснить действий главного организатора антираспутинского заговора - Феликса Юсупова, человека, бесконечно далекого от благочестия. Значит, у "медали" есть и другие стороны.

Впрочем, упоминание о героизме великого князя Дмитрия на фронте уже позволяет пролить некоторый свет на одну из этих сторон. Я уже имел честь писать, что в армии многие полагали Распутина германским шпионом. Факт шпионажа, как я тоже имел честь писать, остался недоказанным. Но несомненно, что Распутин с самого начала выступал против войны. Человек из народа, он был полезен при дворе тем, что доносил до царя чаяния и опасения простых людей. Как человек из народа, Распутин отчётливо видел нерешённость многих социальных проблем в тогдашней России. Как неглупый человек, он не мог не понимать, что затяжной войны с её неизбежными лишениями народ может и не выдержать, а враги России непременно сыграют на обострившихся социальных противоречиях. Голос Распутина в данном случае остался гласом вопиющего в пустыне: царь принял решение, исходя из куда более важных соображений, нежели предостережения "нашего друга". Распутин, однако, не успокоился и продолжал хлопотать о скорейшем заключении сепаратного мира. На фронте об этом знали. Знали и о том, что Распутин систематически предпринимал попытки вмешиваться в управление боевыми операциями. Царь и его генералы беспощадно пресекали подобные поползновения. "Дорогая, не впутывай сюда нашего друга", - писал императрице Николай Второй из Ставки. Но несомненно, что Распутин, хлопочущий о сепаратном мире в условиях, когда значительные территории Российской империи оказались под вражеской оккупацией, когда оккупанты вершат на захваченных землях беспощадный террор против православного населения, Распутин, при таких настроениях пытающийся вмешиваться в руководство боевыми действиями, в глазах фронтового офицерства выглядел безусловным предателем. Ликвидировать которого было для многих из них патриотическим долгом [4].

Таким образом, второй причиной заговора и убийства Распутина стала откровенно предательская позиция, занятая им в разгар войны с внешним врагом. Потому и писала великая княгиня Елизавета матери Феликса Юсупова о "патриотическом акте", совершённом её сыном. Но таковы ли были мотивы этого сына на самом деле?

Могли быть и таковы, учитывая его контакты с британскими офицерами. Британия же на тот момент зорко следила за политическим климатом внутри России, опасаясь именно того, к чему призывал Распутин - сепаратного мира с Германией. А может, и не таковы. В конце концов, Юсупов после большевистского переворота спокойно принял весть о Брест-Литовском позорище, от участия в Белом Движении уклонился и скрылся за границу при первой возможности. В поступках Феликса Юсупова наверняка значительную роль играл мотив личной мести. Распутин, зная о гомосексуальных наклонностях Феликса, пытался расстроить его брак с великой княжной Ириной Александровной. Брак состоялся, однако, Юсупов затаил злобу.


Труп Распутина в морге

Итожим. Распутин пал жертвой того имиджа, который он сам себе усиленно создавал - имиджа человека, оказывающего решающее влияние на государя и императрицу. Влияние же это было объективно вредным и заставляло опасаться за судьбу не только династии, но и России в целом, и Русской Православной Церкви. Убийц, конечно, это не оправдывает. Но тех, кто одобрил убийство, оправдывает вполне.
____________________________
Примечания

[1] Скорее всего, внушения Распутина прямой роли в конфликте царской семьи с этими архиереями не сыграли. Тут сработал более сложный механизм, о котором хорошо написал С.С. Ольденбург в своей монографии. Императору поступали сигналы о недостойном поведении Распутина, в которых зачастую правда была смешана с клеветой. Царь начинал расследование, очень быстро обнаруживал клевету - и, столкнувшись с ней, уже переставал верить и правдивым предостережениям. Все противники Распутина сливались в его сознании в единое множество под названием "клеветники".
[2] Впрочем, адекватные исследователи приходят к выводу, что в этой помощи не было ничего мистического. Тут сыграли роль два фактора. Во-первых, Распутин, будучи человеком суеверным, выступал против использования лекарств. А в случае с гемофилией, которой страдал цесаревич, бытовавшие в то время лекарства действительно только усугубляли болезнь. Во-вторых, голос Распутина, его уверенность, сказки и истории, которые он, нередко тайком от родителей, рассказывал мальчику, заметно успокаивали его нервную систему, что заметно облегчало течение болезни. Не будем также забывать, что императрица Александра Фёдоровна усердно молилась о здравии своего сына. Белогвардейский генерал Дитерихс в своей книге об убийстве Царской семьи приводит факты несомненных чудес по молитвам Александры Фёдоровны. Стоит ли сомневаться, что эти молитвы святой угодницы Божией помогали и её собственному сыну?
[3] Тут самое время вспомнить, что по тогдашним законам Российской империи - пусть неканоничным, но вполне реальным - царь числился официальным главой Русской Православной Церкви.
[4] Стоит упомянуть, что "Википедия" указывает на призывы Распутина отказаться от прав на Прибалтику. То есть - от того, что делало Россию великой мировой державой со времён Петра Первого. От единственного на тот момент выхода России в мировой океан. Надо ли говорить, как подобные призывы расценивались на фронте, где большинство офицеров грезило походом на Константинополь и православным крестом над Святой Софией.

Tags: Апологетика, Гришка Распутин, История Отечества, Николай Второй, Православие
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment