"Тартюф" - очень христианское произведение, кстати. Вечно актуальная тема различения ханжества и подлинной праведности, куда без нее. Но поднимается и не менее важный вопрос, на мой взгляд, - насколько человек уязвим, когда на 100% уверен в субъективной правоте. Этот баг по-разному проявляется у каждого из героев, и Мольер гениально выражает это даже в классическом "трафарете" своих комедий.
Различение... Собственно, весь духовный смысл произведения (и, мне кажется, личная позиция самого драматурга тоже) передан в словах Клеанта:
Из добродетелей всего я больше чту
Высоких помыслов святую чистоту,
И благороднее не знаю я примера,
Чем люди, в чьих сердцах горит живая вера.
И нет поэтому на свете ничего
Противнее, чем ложь, притворство, ханжество.
Не стыдно ли, когда святоши площадные,
Бездушные лжецы, продажные витии,
Кто может упрекнуть их в чем-нибудь дурном?
Почему Оргон попался в ловушку Тартюфа? Чтобы понять это, стоит для начала рассмотреть образ самого Оргона. Комедия в стиле классицизм имеет свою строгую структуру: есть положительный герой - протагонист (учебники по зарубежке для школы и вуза описывают его как "наивного и простодушного"), есть плохой антагонист, подчернуто единство места, времени, действия и т. д. Оргон -протагонист. Но, скажем так, очень необычный.
Оргон
Он, выражусь простым языком, - чуть ли единственный из протагонистов Мольера, который что-то из себя представляет по жизни. В отличие от откровенно нелепого Журдена из "Мещанина во дворянстве", ипохондрика Аргана ("Мнимый больной") и т. д., и т. п. Мы видим Оргона уже откровенно одураченным Тартюфом. Но из реплик персонажей постепенно проясняется его настоящая сущность.
В отличие от Журдена и Аргана, он мыслит о глобальных вещах, а не только о своих псевдодворянских шмотках и соплях. Оргон - человек с твердой гражданской позицией, неплохим логическим мышлением. Проявляет искренний интерес к духовной жизни (иначе бы у него не возникло сознательное желание исполнить заповедь и пригреть бедняка). По тому, как хорошо к нему относятся дети, Дамис и Марианна, видно, что до своего заблуждения он умел строить неплохие отношения с близкими. И да, он умеет признать свое поражение после того, как подлость Тартюфа становится очевидной. А это, в общем-то, признак немалой внутренней силы - не включать защиты, не оправдываться, а честно сказать: я был дурак.
Пригретый Оргоном мошенник Тартюф по-хозяйски располагается в доме гостеприимного
Оргона. И даже начинает соблазнять его жену.
Если с Оргоном водили дружбу даже революционеры - а в их когорту часто попадали образованные и просвещенные люди, в этом уж им не откажешь, - он был, как минимум, интересной личностью. То есть это отнюдь не упертый, эгоистичный и недалекий дурень, как некоторые протагонисты. И здесь не история о том, как человек стукнулся лбом о свои низкие страстишки, как, например, Журден (он дурнем так и остался ведь, с этой "турецкой церемонией").
"Тартюф" - уникальная комедия Мольера. Уникальная тем, что за ней стоит очень глубокая драма. Драма достойного человека, который действовал очень правильно и с христианской точки зрения, и с общечеловеческой (помог ведь нуждающемуся), но затем попал в очень глубокий капкан.
Зона уязвимости
Как Тартюф сумел подчинить себе умного человека с развитым критическим мышлением? Существует понятие "зона уязвимости", которое употребляется во многих отраслях. По самому простому определению, это территория, где не предпринимаются никакие меры безопасности. В сфере отношений - психологической безопасности.
Тартюф
Память о том, что "всяк человек ложь" (Пс. 115:2) сужает зону уязвимости христианина до минимума. Это не значит, что другой человек плохой, хуже этого христианина. Вовсе нет. Но каждый из нас в силу греховности может быть источником агрессии, соблазна, любой другой гадости. Это не должно влиять на отношение к людям как Божиему творению. Но такая истина не даст пропустить человека в зону уязвимости, где только святой не начинает (умышленно или неумышленно) вредить. Простой человек в чужой зоне уязвимости из кумира волей-неволей превращается в противного идола. Со злодеями, которые специально стремятся туда прорваться, чтобы манипулировать, все еще понятнее и хуже.
Оргон слишком сильно поверил в то, что Тартюф безопасен, забыв о том, что безопасность в падшем мире - или чудо Божие, или утопия. Если бы не поверил, он бы мог помогать ему, как нуждающемуся (и то, в той мере, в которой надо, не более), но не допустил бы к себе дальше, чем следовало. И обломал бы первую же наглость основательно, резко проведя черту: вот мой христианский долг, на который ближний может рассчитывать, а вот уже вымогательство пошло - извини, дорогой, но до свидания. Оргон всегда это умел, на самом деле. И прозрел, когда вспомнил об этом своем праве, которое никак не противоречит христианскому благочестию.
Вывод из мольеровского урока
"Подлец остался с носом!"
Скажу честно, я бы не давала никому кров конкретно в своем доме. Туда воспрещен вход любому, кроме семьи и ближайших друзей, и то в той мере, которая комфортна живущим в нем. Потому что я отвечаю за безопасность этого дома и близких. И потому что я сама - наивная протагонистка, которую очень легко надурить:). Че уж слабости таить.
Но кров в виде хостела (при наличии у меня денег в тот момент) или найденной мной бесплатной ночлежки, куда бы бедный бездомный праведник доехал на метро или трамвае (если бы денег у меня тогда не было), помогла бы найти, конечно. И на обед в виде выбранного мной меню в ближайшем бистро тоже мог бы рассчитывать. Конечно, перед выбором меню я бы сперва уточнила, нет ли у моего попутчика язвы, аллергии и т. д., и учла это.
Но если бы заныл, что вместо борща и каши с котлетой, которые я обычно ем в том бистро сама, хочет вооон ту отбивную, и меня за это небеса благословят - просто послала бы. Потому что это - явный признак тартюфушки, который на самом деле нуждающийся настолько же, насколько я - принцесса. С характерным желанием урвать побольше в любой ситуации.
Как-то так.
Journal information