Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Ника Паздрий. Страховка от Тартюфа

Очередная потрясающая статья от Ники Паздрий (nikotorix). О "Тартюфе" Мольера, который совершенно несправедливо долгое время считали антихристианским произведением. В статье - о том, как извлечь из данного произведения духовную пользу и что скрывается за привычными образами главных героев. Оригинал здесь.

"Тартюф" - очень христианское произведение, кстати. Вечно актуальная тема различения ханжества и подлинной праведности, куда без нее. Но поднимается и не менее важный вопрос, на мой взгляд, - насколько человек уязвим, когда на 100% уверен в субъективной правоте. Этот баг по-разному проявляется у каждого из героев, и Мольер гениально выражает это даже в классическом "трафарете" своих комедий.


Различение... Собственно, весь духовный смысл произведения (и, мне кажется, личная позиция самого драматурга тоже) передан в словах Клеанта:


Из добродетелей всего я больше чту
Высоких помыслов святую чистоту,
И благороднее не знаю я примера,
Чем люди, в чьих сердцах горит живая вера.

И нет поэтому на свете ничего
Противнее, чем ложь, притворство, ханжество.
Не стыдно ли, когда святоши площадные,
Бездушные лжецы, продажные витии,

В одежды святости кощунственно рядясь,
Все, что нам дорого, все втаптывают в грязь;
Когда стяжатели в соперничестве яром
Торгуют совестью, как мелочным товаром,
И, закатив глаза, принявши постный вид,
Смекают, кто и чем за то их наградит;
Когда они спешат стезею благочестья
Туда, где видятся им деньги и поместья;
Когда, крича о том, что жить грешно в миру,
Они стараются пробиться ко двору;
Когда клеветники без совести, без чести,
Личиной благостной скрывая жажду мести,
Дабы верней сгубить того, кто им не мил,
Вопят, что он бунтарь противу высших сил?
И оттого для нас они опасней вдвое,
Что приспособили меч веры для разбоя,
С молитвою вершат преступные дела,
И стало в их руках добро орудьем зла.
Таких притворщиков немало в наше время.
Однако отличить нетрудно это племя
От праведных людей. А праведники есть.
И мог бы я легко примеры вам привесть:
Хоть Аристона взять, Оронта, Периандра,
Прибавим к ним еще Альсида и Клитандра,-

Кто может упрекнуть их в чем-нибудь дурном?
Но не звонят они по городу о том,
Что только их, мол, жизнь свята и безупречна.
Нет, добродетель их терпима, человечна,
И ближних осуждать почли 6 они за стыд,
Ведь осуждающий гордынею грешит.
Они творят добро без показного рвенья,
Чуждаясь пышных фраз и самовосхваленья.
У них спесивое злословье не в чести:
Им в людях радостно хорошее найти.
Интриги не плетут, не роют ближним ямы,
Их помыслы чисты, а их сужденья прямы.
Питают ненависть они, замечу вам,
Не к бедным грешникам, но лишь к самим грехам.
Им не придет на ум усердствовать сверх меры
И ревностней небес стоять на страже веры.
Вот люди! Вот с кого брать надобно пример.

Мольер очень тонко и точно с точки зрения христианской аскетики отвечает на вопрос, чем ханжа вроде Тартюфа отличается от истинного праведника. Прямо и исчерпывающе отвечает. Но вот другой вопрос - как не подпасть под влияние подобных тартюфов - он специально оставляет открытым для читателей. Что ж, попробуем сами найти ответ).

Необычный протагонист

Почему Оргон попался в ловушку Тартюфа? Чтобы понять это, стоит для начала рассмотреть образ самого Оргона. Комедия в стиле классицизм имеет свою строгую структуру: есть положительный герой - протагонист (учебники по зарубежке для школы и вуза описывают его как "наивного и простодушного"), есть плохой антагонист, подчернуто единство места, времени, действия и т. д. Оргон -протагонист. Но, скажем так, очень необычный.


Оргон


Он, выражусь простым языком, - чуть ли единственный из протагонистов Мольера, который что-то из себя представляет по жизни. В отличие от откровенно нелепого Журдена из "Мещанина во дворянстве", ипохондрика Аргана ("Мнимый больной") и т. д., и т. п. Мы видим Оргона уже откровенно одураченным Тартюфом. Но из реплик персонажей постепенно проясняется его настоящая сущность.

В отличие от Журдена и Аргана, он мыслит о глобальных вещах, а не только о своих псевдодворянских шмотках и соплях. Оргон - человек с твердой гражданской позицией, неплохим логическим мышлением. Проявляет искренний интерес к духовной жизни (иначе бы у него не возникло сознательное желание исполнить заповедь и пригреть бедняка). По тому, как хорошо к нему относятся дети, Дамис и Марианна, видно, что до своего заблуждения он умел строить неплохие отношения с близкими. И да, он умеет признать свое поражение после того, как подлость Тартюфа становится очевидной. А это, в общем-то, признак немалой внутренней силы - не включать защиты, не оправдываться, а честно сказать: я был дурак.




Пригретый Оргоном мошенник Тартюф по-хозяйски располагается в доме гостеприимного
Оргона. И даже начинает соблазнять его жену.


Если с Оргоном водили дружбу даже революционеры - а в их когорту часто попадали образованные и просвещенные люди, в этом уж им не откажешь, - он был, как минимум, интересной личностью. То есть это отнюдь не упертый, эгоистичный и недалекий дурень, как некоторые протагонисты. И здесь не история о том, как человек стукнулся лбом о свои низкие страстишки, как, например, Журден (он дурнем так и остался ведь, с этой "турецкой церемонией").

"Тартюф" - уникальная комедия Мольера. Уникальная тем, что за ней стоит очень глубокая драма. Драма достойного человека, который действовал очень правильно и с христианской точки зрения, и с общечеловеческой (помог ведь нуждающемуся), но затем попал в очень глубокий капкан.


Зона уязвимости

Как Тартюф сумел подчинить себе умного человека с развитым критическим мышлением? Существует понятие "зона уязвимости", которое употребляется во многих отраслях. По самому простому определению, это территория, где не предпринимаются никакие меры безопасности.  В сфере отношений - психологической безопасности.



Тартюф


Память о том, что "всяк человек ложь" (Пс. 115:2) сужает зону уязвимости христианина до минимума. Это не значит, что другой человек плохой, хуже этого христианина. Вовсе нет. Но каждый из нас в силу греховности может быть источником агрессии, соблазна, любой другой гадости. Это не должно влиять на отношение к людям как Божиему творению. Но такая истина не даст пропустить человека в зону уязвимости, где только святой не начинает (умышленно или неумышленно) вредить. Простой человек в чужой зоне уязвимости из кумира волей-неволей превращается в противного идола. Со злодеями, которые специально стремятся туда прорваться, чтобы манипулировать, все еще понятнее и хуже.

Оргон слишком сильно поверил в то, что Тартюф безопасен, забыв о том, что безопасность в падшем мире - или чудо Божие, или утопия. Если бы не поверил, он бы мог помогать ему, как нуждающемуся (и то, в той мере, в которой надо, не более), но не допустил бы к себе дальше, чем следовало. И обломал бы первую же наглость основательно, резко проведя черту: вот мой христианский долг, на который ближний может рассчитывать, а вот уже вымогательство пошло - извини, дорогой, но до свидания. Оргон всегда это умел, на самом деле. И прозрел, когда вспомнил об этом своем праве, которое никак не противоречит христианскому благочестию.

Вывод из мольеровского урока



"Подлец остался с носом!"

Для меня он таков - зону уязвимости надо беречь, особенно если у тебя она пока широковата.

Скажу честно, я бы не давала никому кров конкретно в своем доме. Туда воспрещен вход любому, кроме семьи и ближайших друзей, и то в той мере, которая комфортна живущим в нем. Потому что я отвечаю за безопасность этого дома и близких. И потому что я сама - наивная протагонистка, которую очень легко надурить:). Че уж слабости таить.

Но кров в виде хостела (при наличии у меня денег в тот момент) или найденной мной бесплатной ночлежки, куда бы бедный бездомный праведник доехал на метро или трамвае (если бы денег у меня тогда не было), помогла бы найти, конечно. И на обед в виде выбранного мной меню в ближайшем бистро тоже мог бы рассчитывать. Конечно, перед выбором меню я бы сперва уточнила, нет ли у моего попутчика язвы, аллергии и т. д., и учла это.

Но если бы заныл, что вместо борща и каши с котлетой, которые я обычно ем в том бистро сама, хочет вооон ту отбивную, и меня за это небеса благословят - просто послала бы. Потому что это - явный признак тартюфушки, который на самом деле нуждающийся настолько же, насколько я - принцесса. С характерным желанием урвать побольше в любой ситуации.

Как-то так.
Tags: Культурология, Ника с Украины, Православие
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments