А всё это вместе - замечательный украинский фильм "Иванко и царь Поганин", поставленный в начале 80-х годов прошлого века по мотивам закарпатского фольклора. В советские годы жёсткая идеологическая цензура не позволяла говорить с детьми о христианстве в открытую, поэтому эту цензуру приходилось обходить, создавая сказочные образы. И данный фильм - не исключение.
Кадр из фильма. Царь воронов Каркарон спасает младенца Иванко
Уже начало сказки вызывает вполне чёткие ассоциации со Священным Писанием. В кадре - река, а по реке плывёт корзина с младенцем. Практически же немедленно по ходу сюжета выясняется, что младенец этот - мальчик Иванко, мать которого Маричку угнал в плен царь Поганин. Про самого же Иванко имеется пророчество, что именно ему суждено покончить с поганым царством. Именно потому воины Поганина с особой тщательностью ищут его, и не вмешайся вороний царь Каркарон, младенец несомненно стал бы их добычей, как и его мать - со вполне предсказуемой судьбой.
Не правда ли, что-то это нам напоминает? Перед нами - творческое переосмысление в украинском фольклоре библейского рассказа о Моисее. Того тоже, чтобы спасти от могущественного врага, родители положили в корзину и пустили по реке, предоставив воле Божией. Внимание! Да-да, обратите внимание: родители, как в сказке про "царя Поганина", так и в Священном Писании, желая спасти своего ребёнка от врагов, полагаются на волю Божию и пускают его плыть по реке. А в наши дни такое поведение очень многие назвали бы верхом легкомыслия, а родителей обвинили бы в преступном равнодушии к судьбе ребёнка. Но в ситуации, когда ребёнку грозит неминуемая смерть, родители Моисея и мать Иванко поручают своих сыновей реке - в надежде, что Бог не выдаст, и в твёрдой уверенности, что Бог любит нас и не попустит погибнуть младенцу. Много ли среди тех, кто сегодня называет себя православными, имеют такую веру?
Маричка, мать Иванко
Как мы знаем из Библии и видим в фильме, в обоих случаях родительская вера не была посрамлена. Моисея подобрала и усыновила дочь фараона (вот ведь ирония судьбы - или добрая насмешка Всевышнего - дочь того самого тирана, который приказал убивать еврейских детей, даёт приют и материнскую заботу тому, кто призван от Бога спасти еврейский народ из неволи!). А Иванко принимает в свои обители вороний царь Каркарон, объявляя его своим сыном - чтобы защитить от солдат Поганина. Примечательно, что Поганин панически боится Каркарона и не решается с ним связываться (а стало быть, ворон - так скажем, не совсем ворон).
Но в истории с Иванко появляется ещё один оттенок, которого не было в истории Моисея. Фараон тупо истребляет еврейских детей, чтобы сократить численность еврейского народа в своём царстве, говоря современным языком - занимается этноцидом. И ему ничего не известно о будущем предназначении Моисея. Поганин же целенаправленно охотится за Иванко, потому что, согласно некоему пророчеству, именно Иванко, когда подрастёт, разрушит его царство. Ничего не напоминает? Выходит, что вдумчивого зрителя украинская киносказка отсылает не только к Моисею, но и к временам, существенно более поздним - евангельским. История Иванко намекает не только на Моисея, но и на Христа. Это ведь перед Христом жалко струсил царь-узурпатор Ирод, испугавшись за свою власть. И из страха перед Родившимся Христом приказал на всякий случай перебить всех мальчиков в Вифлееме. А Иванко, нашедший приют во владениях вороньего царя - не творческая ли переработка в народном сознании Евангельского сказания о бегстве Святого Семейства в Египет, где они прятали Богомладенца вплоть до смерти Ирода? Похоже на то.
Иванко у Каркарона
Украинцы - народ с очень трагической исторической судьбой. Несколько долгих веков он провёл под гнётом иноземной оккупации, и всё это время захватчики-поляки стремились ассимилировать украинцев, стереть их национальное самосознание, а прежде всего - память о былом единстве с Россией, об общей для трёх восточно-славянских народов истории Древней Руси. Основным же элементом самоидентификации, о разрушении которого поляки старались наиболее усердно, как раз и был элемент религиозный. Разрушить Православие в Малороссии пытались не только путём прямых гонений. Но и путём подсовывания народу всевозможных суррогатов, вроде униатства, которые при сохранении прежнего уклада народного благочестия, в то же время полностью извращали суть вероучения, отрывая украинский народ от Единой Соборной и Апостольской Церкви и подчиняя его влиянию захватчиков. Это обстоятельство поневоле заставляло людей со вниманием и со всей возможной серьёзностью отнестись к своим верованиям, глубоко вникать в суть православного вероучения, чтобы не только вовремя заметить подмену, но и знать, как отвечать апостатам. А обострённый интерес к религиозным вопросам, в свою очередь, получал своё отражение в фольклоре, рождая народные сказки с неприкрытыми библейскими аллюзиями.
К слову, поганое царство, существованию которого, сам того не ведая, угрожает новорожденный Иванко, тут же и показано зрителю во всей красе. Обычное, традиционное сказочное зло, как ни парадоксально, не лишено некоей притягательности. Как правило, это либо злой гений, нечеловечески хитрый и коварный (но при этом ещё и умный!), либо некто, впечатляюще могущественный (вроде Змея Горыныча, например). Но ничего этого нет в облике царя Поганина. Жестокости в нём с избытком. Но... и только. Ни ума, ни изворотливости, ни хладнокровия (тоже весьма распространённая черта сказочных злодеев), ни особой силы в нём нет. Он только отвратителен. Я бы даже сказал: идеально отвратителен. Местами - просто тошнотворен.
Царь Поганин в блестящем исполнении великого Льва Дурова
А ещё он по-детски обидчив и крайне властолюбив. Вот последнее, похоже, и есть ключ ко всему его характеру. У каждого из нас имеется как бы самая главная страсть, которая попущена в нас Господом для того, чтобы мы с нею боролись. Дьявол же стремится нанизать на эту страсть, как на стержень от детской пирамидки, и все остальные, чтобы в результате грех укоренился в нашей душе и превратился в ветвистое дерево, которое не так то просто будет выкорчевать. Основная страсть Поганина - это гордыня. И как одно из её проявлений - властолюбие. Он из последних сил цепляется за свою власть, не останавливаясь ни перед какими злодеяниями. А для чего ему эта власть нужна? А ни для чего, как говорится - щоб було. При этом он откровенно глуп: все его решения подсказывает ему премудрая сова Чиветта. Которая, к слову, тоже не совсем сова (как Каркарон - не совсем ворон). Чиветта наделена колдовскими способностями, с лёгкостью принимает человеческий облик (так что ни Иванко, ни даже Повитруля - дочь лесного царя и сама волшебница - не могут ничего заподозрить) и снова превращается в птицу. "Общий закон птиц", о котором в начале фильма говорит Каркарон: "Подлеца не будут носить крылья", - на Чиветту не распространяется. Она с лёгкостью творит всякие подлости, пытаясь погубить Иванко на пути в царство Поганина, и преспокойно летает после этого.
Два подлеца - сова Чиветта и ворон Карри, мечтающий о престоле Каркарона
Но если Карри лишается способности летать из-за своей подлости,
то Чиветта, несмотря на все свои злодеяния, преспокойно летает дальше
У Чиветты в истории с Иванко - собственные цели. Она отбирает молодость
у Марички (на фото), превращая её в старуху, а сама превращаясь в молодую девушку.
Вернёмся, однако, к Поганину. Итак, он жесток и глуп. Но при этом до ужаса самолюбив и властолюбив. И потому окружающие его придворные подхалимы, призванные по нескольку раз на дню прославлять своего повелителя, вынуждены, захлёбываясь от восторга, слагать хвалебные оды его... порокам. Зрелище - прямо скажем - довольно мерзкое. Но стоп. А разве каждый из нас, хотя бы время от времени, не превращается в такого же вот Поганина? Ещё как превращаемся - когда навязчиво требуем, чтобы окружающие нас хвалили, и обижаемся, если этой похвалы не слышим. Поэтому, при всей неэстетичности данной сцены, детям её обязательно надо показать. И объяснить, для чего она нужна в фильме. В этом случае есть надежда, что гордыня и тщеславие не пустят корней в юной душе, что ребёнок поймёт - наглядно убедится - для чего с этими пороками надлежит бороться.
Придворные подхалимы воспевают пороки Поганина
Столь же интересен с христианской точки зрения диалог между двумя главными героями фильма - Иванко и Повитрулей. Повитруля, как я уже сказал - дочь лесного царя и волшебница. Персонаж, довольно популярный в западноукраинских сказках и легендах. Википедия сообщает, что фольклор ассоциирует её со стихией ветра, что Повитруля способна летать (в силу чего часто изображается с крыльями), что она зачастую помогает людям в их любовных делах и чаще всего предстаёт в образе красавицы, с ног до головы убранной в цветы, наконец, что она с лёгкостью превращается из девушки в старуху и обратно. Авторы фильма, правда, решили немного отступить от каноничного образа и показать свою героиню девочкой. Ведь было же у неё, в самом деле, когда-то детство! Повитруля, однако, не по-детски мудра. И когда Иванко, выросший во дворце вороньего царя и самого себя считающий воронёнком, говорит ей: "А людей я видел - маленькие, вечно суетятся. У меня с ними нет ничего общего", - Повитруля отвечает ему: "А ты спустись к ним поближе - и увидишь, что ты сам такой же".
Повитруля вразумляет Иванко
Резонное, надо сказать, замечание. Весьма уместно для тех, кто волею обстоятельств оказался вознесён над большинством окружающих его людей - в силу своего материального достатка, таланта или служебного положения. В таких условиях важно понимать, что твоё превосходство - это дар, а раз так - нечем тебе кичиться. А лучше приглядеться повнимательнее к людям, которые теми же обстоятельствами поставлены ниже тебя, понять, что у них - такие же чувства, что и у тебя, такие же переживания, что их беспокоят такие же проблемы, а главное - что они порой очень нуждаются в твоей помощи. Собственно, именно после этого разговора Иванко и решается покинуть царские чертоги и отправиться на поиски своей матери, похищенной Поганиным и заколдованной Чиветтой. А Повитруля вызывается его сопровождать.
Повитруля
Вообще, Повитруля - это своего рода анти-Поганин. Поганин - царь, Повитруля - дочь и наследница другого царя. Но в Повитруле напрочь отсутствует какая бы то ни было гордыня. Она - воплощённая скромность. "Вот я - дочка лесного царя, но я ведь ещё ни разу тебе об этом не сказала", - говорит она, обращаясь к Иванко. Похвалы ей не нужны. Она просто любит всё живое вокруг себя, готова при случае прийти на помощь, используя свою волшебную силу - и всё живое в ответ платит ей такой же любовью. Не крикливой, но преданной. Настоящим чувствам слова редко нужны. А вот придворные подхалимы Поганина в финале фильма с лёгкостью бросают своего повелителя, несмотря на все дифирамбы, которые до этого ему пели. Наступает момент истины, когда восхищаться его злодействами становится невмоготу - ибо человеческая природа протестует, видя, как взрослый дядька пытается обмануть двух беззащитных детей. И остаётся царь-тщеславец один-одинёшенек, всеми брошенный - потому что никого на свете никогда не любил.
Поганин пытается обмануть Иванко и Повитрулю
В фильме много самопожертвования. Как, собственно, и в любом произведении христианской культуры, ибо без самопожертвования не бывает христианства. Мы видим, как Иванко по пути в царство Поганина готов прийти на помощь любому, кто в этой помощи нуждается - будь то жители города, оставшегося без воды, или простой медвежонок, угодивший в лесной пожар. Мы видим, как Повитруля - совсем ещё маленькая девочка - вызывается сопровождать его в этом опасном путешествии, потому что чувствует за Иванко и свою ответственность - ведь это она косвенно подала ему мысль отправиться на поиски матери. И на наших глазах возникают несколько ситуаций, когда она вполне могла погибнуть - несмотря на всю свою волшебную силу и на всю свою недетскую мудрость. Мы видим, наконец, как Каркарон отказывается и от власти, и от долголетия (ворона, по условиям сказки, ждёт скорая смерть, если он вмешается в человеческие дела) ради того, чтобы защитить Иванко, к которому он искренне привязался - а ведь знает старый ворон, что мальчик вынужден будет навсегда его покинуть, вернувшись к людям.
Впрочем, в мои планы не входит пересказывать весь сюжет этой замечательной сказки. Никакие пересказы с комментариями не заменят собственного впечатления - а потому я убеждён, что в видеотеке православной семьи, где есть дети, должен быть фильм "Иванко и царь Поганин". Стоит его посмотреть вместе с ребёнком, шаг за шагом разбирая всю эту историю, каждый сюжетный поворот, каждый характер. Хотелось бы только сказать ещё об одной вещи. Помимо недвусмысленных аллюзий на Библию и православное нравственное богословие, фильм содержит также любопытные отсылки к истории Украины. Дело в том, что царство Поганина имеет вполне чёткую географическую локализацию. И вполне чёткие же этнографические черты. Чтобы добраться до Поганина, Иванко и Повитруле приходится совершить морское путешествие. Стало быть, поганое царство стоит на море. Учитывая, что основное действие происходит в Западной Украине, море может быть только одно - Чёрное. В то же время Иванко и Повитруля обходятся для своего путешествия лодкой - стало быть, плыть им не так уж и далеко. Напрашивается, что царство Поганина находится не где-нибудь, а в Крыму. В пользу крымской гипотезы говорит и то, что весь антураж этого царства - нарочито мусульманский. Слуги Поганина ходят в чалмах, а сам он живёт в здании, напоминающем собой минарет и украшенном сверху характерным полумесяцем.
Иванко и Повитруля плывут в поганое царство
А теперь вспомним, что российским Крым и впрямь был не всегда. Некогда - до второй половины XVIII века - в Крыму существовало Крымское ханство, тон в котором задавали татары, а само оно находилось в вассальной зависимости от Турции. Основу "экономики" Крымского ханства, вплоть до его ликвидации в 1783 году, составляли разбойничьи набеги на русские и украинские земли с захватом многочисленных пленников и их последующей продажей на невольничих рынках Кафы в Турцию. За исключением тех невольников, которых хан и его подданные пожелают оставить себе для собственных нужд. Если вспомнить, что Иванко оказался разлучён с матерью благодаря тому, что слуги царя Поганина угнали её в плен, что Поганин по фильму "разорил" (прямо так и сказано) Украину и что в неволе у Поганина томится множество украинцев (которых в итоге освобождает Повитруля) - сходство становится полным.
Повитруля освобождает из плена украинцев
...и те поднимают восстание против поганого царства
В фильме конец поганого царства наступает после того, как освобождённые Повитрулей украинцы-невольники поднимают восстание против своих угнетателей - и войско Поганина неожиданно переходит на сторону восставших. В реальности было нечто подобное: конец Крымского ханства наступил после того, как Суворов добился вывода из Крыма его христианского населения. Очень быстро выяснилось, что крымские татары, привыкшие жить разбоем, к мирному созидательному труду не способны - отвыкли. И некогда грозный Крым, наводивший ужас на окрестные христианские земли, посылавший свои орды в набеги аж до самой Москвы, пал практически без сопротивления. Если Ваш ребёнок - школьник (а паче - если он украинский школьник), при просмотре фильма ему вполне можно об этом рассказать.
В общем, приятного просмотра.
Journal information