Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

В. Синильщиков. Исторические свидетельства о смерти св. Филиппа Московского

Найдено в ЖЖ Валерия Синильщикова (zloi_prepod), оригинал здесь

1) Житие св. Филиппа. Краткая редакция (1591-97 г.):
«… во оно же время царю шествие творящу в великий Новъградъ, свое начинание на дъло производя. Еще бо ему недошедшу града, идъже святый заточенъ, супостат же Малюта Скуратовъ внезапу прииде без опасения во обителъ и сурово вскочи в келию святаго.


Начало лукавства властолюбиваго раба, умилне припадающе ко святому и глаголюща сице: «Владыко святый! Подаждъ царю благословение итти в великий Новъградъ!» Блаженный же рече: «Буди тебе! Якоже хощеши, о любезне, нанъ же пришелъ еси —твори. Векую мя искушаеши?» И даръ Божий непщевал еси утаити, и помолися святый: «Владыко! Господи Исусе Христе, святый Вседержителю! Приими с миромъ духъ мой, и поели аггела мирна от пречистыя славы своея, наставляюща мя усердно, и к триипостасному Божеству да не возбраненъ ми будетъ входъ от началника тмы со отступными его силами. И не посрами мене пред аггелы твоими, и лику избранных мя причти, яко благословенъ еси во веки. Аминъ!»
Каменосердечный же онъ мужъ, Малюта, заятъ преподобнаго уста подглавиемъ, обличающихъ неистовъства. И тако предадедушу свою в руцъ Божии, вЪнцемъ мучения увязеся, в лъто осмыя тысящи седмъдесятъ осмаго, месяца декабря въ 23 денъ течение сконча и подвиг соверши.

Неблагодарный же он муж, Малюта Скуратовъ, сконча хотЪние свое, и абие изыди ис кълии, пронырствомъ начатъ глаголати к настоятелю обители тоя и приставникомъ, яко «небрежениемъ вашимъ Филиппъ-митрополитъ умре от неистовства зноя келейнаго». Они же страхомъ одержими, ничтоже отвещати могуще.»

1а) Житие св. Филиппа. Тулуповская редакция (до 1607 г.). Данная редакция во многих местах существенно различается от краткой но в описании смерти святителя наблюдается почти дословное совпадение.
Аналогичный текст также встречается в следующих источниках:
1б) «Сказании и царе Иване и блаженном Филиппе митрополите» (1670-80 гг.)
1в) Летописном своде («О митрополитъ Филиппъ, и о опришнины на Москвъ, потомъ и в великом НовЪградъ», 1652 г.)
1г) Милютинской Минее (1654 г.)
1д) Прологе (1675 г.).
В последнем текст существенно сокращен без изменения смысла

2) Житие св. Филиппа. Колычевская редакция (до 1607 г.)
«И в третий денъ внезапу приЪха во Отрочъ монастыръ первый во злых совЪтех золъ воинъ, свирЪпъ мучителъ Малюта Скуратовъ. Сурово вниде в кЪлию святаго, аки волкъ, и нача сперва, аки змий, лестию глаголати, чтобы государя-царя благословилъ ехати в Великий Новъград. Святителъ же Божий рече ему по откровению святаго Духа: „Глаголи истину, твори повелЪнное // тебе: преже бо трех дни пришествия твоего, яви ми Господъ скончание мое". Он же скоро предастъ ему страстотерпческую смертъ: едина бо быстъ горстъ крови, и та излияся за благочестие. И выйде ис келии злый предателъ, нача лукавно ко игумену и ко мнЪ глаголати, яко „вашим нерадЪнием умре Филиппъми//трополит с чаду келейного".»

3)Ранний вариант службы св. Филиппу. (ок. 1591)
«Кровъ твоя, мудрее, тайно вопиет от земля, яко Авелева, новый исповедниче святителю Филиппе, велъми научил еси Христово вочеловечение чести, и ярости царя не убояся, мудрее обличая суетных шатание
….
… ревностию божественною распаляяся, славнее, царево буйство на кротостъ прелагати, суеумных же посрамляя, сирым и убогим быстъ заступник, и граду нашему Москвъ утверждение,…

Твоего ради жития великого и чистоты сына тя свъту и дни Христос показа и архиеръя и пастыря церкви Своей содела, ты же Его ради горъкую смертъ, радуяся, подъял еси и к небесным обителем восходиши

Святителю Филиппе, от Бога данную ти паству добръ упасе и за люди своя до крове пострада…

Тезоимените целомудрия, от юннаго воспитания, святителю Филиппе, подщался еси за истину поносимъ и влачим бытии, тъемже и смертъ горкую подъяти…»

4)Запрещение о тафъях (1640-1670 гг.):
«…И повеле государъ-царъ слугам своим его яти, и повеле въ Богоявленском монастыръ посадити под железную шапку. И святый Филиппъ, новый исповЪдникъ, молитвою сведе съ себя такую тягостъ,и ничим не вредим быстъ.
И повеле государъ-царъ сослати в ссылку во Тверъ, и тамо мученический конецъ прият, и к Богу добре отиде.
Видите, братия и отцы, како за такая обличения пострада, та <текст нечитаем>
отецъ наречеся новый исповедникъ чюдесы многия сотвори, и нам образ показа..., что нам отнюдъ не подобает»

5) Историческая повестъ о митрополите Филиппе (из рукописей, принадлежащих архиеп. Афанасию Холмогорскому – конец XVII в.).
«А когда царъ Иванъ Василъевичъ пошелъ на Новъградъ, тогда с пути прибѣжалъ во Отрочъ монастыръ и прииде ко святому в темницу, начатъ припадовати злый врагъ на святаго Малюта Скуратовъ, бутто благословения прося. И заятъ праведнаго уста возглавиемъ, и тако предалъ святый душу свою Господеви в лѣта 7078-го. И изшелъ ис темницы, начатъ той Малюта глаголати на игумена и на стражей, что бутто ихъ небрежениемъ Филиппъ умре.»

6) Молебная грамота царя Алексея Михайловича к св. Филиппу, которая была прочитана перед мощами святителя Филиппа перед переносом этих мощей в Москву (1652 г.):
«…Второе, молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешитъ согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию, ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы: хотя я и неповинен досаждению твоему, но гроб прадедний присно убеждает меня и в жалостъ приводит, когда спослушествует совестъ моя списанному житию и страданию твоему, что от того изгнания и до днесъ лишаешъся твоей святителъской паствы царствующаго града. И сего ради преклоняю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишъ его прегрешение своим к нам пришествием, до подашъ ему прощение, и упразднится чрез то поношение над ним о твоем изгнании, и все уразумеют, что ты к нему мирен, ради благодати твоего к нам пришествия и пребывания во святой, соборной и апостолъской церкви.
Сего ради молю тебя о сем, о священная глава, и честъ моего царства преклоняю твоим честным мощам и повиную к твоему молению всю мою властъ, да пришед простишъ оскорбившему тебя напрасно и он тогда раскаялся о содеяном. За его покаяние и нашего ради прошения прийди к нам, святый владыко, ибо уже исправился тобою евангелъский глагол, за который ты пострадал: что всякое царство разделившееся не устоит, и нет уже пререкающаго глаголам твоим о свидениях господних. …»

7) Новгородская третъя летописъ (составление закончено в 1674-76 гг.);
В лето 7077, генваря в 6 денъ, на Крещение Господне, царъ и великий князъ Иоанн Василъевичъ всея Русии уби брата своего благовърнаго и великого князя Владимира Андреевича Старицкого, и мнози по нем людiе восплакашася. Того же лъта, идучи во Тверъ, затушити велелъ старого митрополита Филиппа Московского и всея Росiи чудотворца Колычева, во обители во Твери в Отроческомъ монастыре, и положен быстъ в том монастыре.

8) Мазуринская летописъ (составление закончено в 1680-82 гг.);
«Того же году преставление иже во святых отца нашего Филиппа,митрополита московского и всей Русии, чюдотворца, нового исповедника, в царство царя Ивана Василъевича всеа Русии пострада и конец от жития сего прият от Малюты Скуратова во изгнании во Твери в монастыре, нарицаемом Остроческом, пострижен же во обители Соловецкого монастыря, родом москвитин, славных бояр именованием Колычовых, а подлинно о нем пишет в житии его.»

9) Воспоминания опричников Таубе и Крузе;
«Когда он <Иоанн Грозный> прибыл в известный болъшой город Тверъ, который в прежние времена имел собственное правление и 30000 войска и был в состоянии боротъся с великим князем, остановился он в монастыре и приказал своим войскам обложитъ весъ город. Монастыръ этот был тот самый, куда он сослал митрополита, поклявшисъ всем духовным и светским чинам держатъ его там до конца его жизни. Несмотря на
эту клятву, приказал он своему высшему боярину или палачу Малюте Скуратову задушитъ его веревкой и броситъ в воду, в Волгу.»

10) Курбский А. «История о великом князе Московском»
«<Грозный> отвел мучителъ епископа в один монастыръ под названием Отрочий, находящийся в Тверской земле, и там пробыл он чутъ не целый год, как утверждают некоторые, а царъ якобы посылал к нему и благословения просил, чтобы простил его, а также о возвращении на престол. Но тот, как мы слышали, отвечал ему: «Если, дескатъ, обещаешъ покаятъся в своих грехах и удалитъ от себя этот дъяволъский полк, собранный тобою на гибелъ христианам, то естъ опричников, или так называемых кромешников, я благословлю, дескатъ, тебя и прощу, и на престол свой, послушавшисъ тебя, вернусъ. Если же нет, да будешъ ты проклят в этом веке и в будущем вместе со своими хищными опричниками и со всеми единомышленниками твоими по злу!» И одни рассказывают, что по повелению царя был он задушен в том монастыре свирепым и бесчеловечным опричником, а другие передают, что был он сожжен на горящих углях в одной из любимых крепостей царя, называемой Слободой, что наполнена христианской кровъю. Так или иначе, но во всяком случае был он увенчан священномученическим венцом от Христа, которого он возлюбил смолоду и за которого претерпел страдания.»

10а) Курбский А. Предисловие к Новому Маргариту
«Се, архиепископъ Филипъ от роду велика был. И от младости все оставя, взем крестъ, последовахуся, и вящей тридесети лѣтъ мнишествовал и в посте провосиялъ. Последи же, на престолъ возведен руские митрополии. И глагола о свѣдѣнии Господних, так пред лютым, безчеловѣчным царем, ни в чесомже стыдящеся, обличающе его, о неправдах и о кровопийствах. И того ради многие, над обычай неслыханные бещестия и муки притерпѣлъ от него. Послѣди же удавлен повелением его. Так от Христа священномученичества венец принялъ, егоже ради и пострадалъ.
_______________


Свт. Филипп (Колычев)


Мои выводы:
1) Самые ранние русские источники – краткая редакция жития и ранний вариант службы святителю написаны в Соловецком монастыре всего через 2 десятилетия после смерти св. Филиппа. Их авторы лично знали святителя.
2) Осталъные русские источники прямо или опосредованно основаны на краткой редакции жития св. Филиппа (некоторые прямо ссылаются на житие). Источники имеют самое разное происхождение – сословное, жанровое (царский указ, епископская проповедъ, сборник житий, нравственное поучение, летописи), географическое. При этом практически все источники подтверждают версию об убийстве святителя Малютой Скуратовым через удушение подушкой и ни один из них не опровергает его.
3) Иностранные источники (Таубе и Крузе, Курбский), в отличие от составителей жития, опиралисъ на свидетелъства третъих лиц, поэтому в них имеются фактические неточности (удушение веревкой и утопление тела – у Таубе и Крузе, алътернативная версия версии с сожжением у Курбского). В то же время они подтверждают факт убийства и никак не связаны по происхождению с русскими источниками. Следует отметитъ, что несмотря на явную тенденциозностъ Таубе и Крузе, по замечанию Р.Г.Скрынникова обличения св. Филиппом Грозного в их воспоминаниях почти дословно совпадают с обличениями в житии св. Филиппа.
Tags: Апологетика, Иван Грозный, История Отечества, Наши святые, Православие, Средние века
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments