Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Анатолий Юновидов. Эвакуация Одессы.

15 октября 1941 года командующий обороной Одессы адмирал Г.В. Жуков (не путать с маршалом Г.К. Жуковым!) отдал приказ об эвакуации города. Сама эвакуация была полностью завершена на следующий день, 16 октября. Оборонявшие город войска силами Черноморского флота были переброшены в Севастополь и приняли участие в обороне главной базы флота. Об этом - материал историка Анатолия Юновидова. Печатается в сокращении. Полный текст здесь.

Во второй половине дня 15 октября командующий Одесским оборонительным районом контр-адмирал Жуков с борта крейсера "Червона Украина" отдал последний приказ:

"1. Отвод войск ООР начать в 19.00 15.10.41 г., закончив амбаркацию в ночь с 15.10 на 16.10 согласно утвержденному мною 13.10 плану.
2. Выполнение операции по отводу сухопутных войск ООР и амбаркацию их возлагаю на командующего Приморской армией генерал-майора Петрова.
3. Командующего Одесской военно-морской базой контр-адмирала Кулишова подчиняю командующему Приморской армией.
4. Потребовать от командиров и комиссаров соединений и частей под их персональную ответственность, чтобы оставляемые за невозможностью эвакуации имущество, материальная часть и запасы были уничтожены. Личное оружие и оружие коллективного пользования взять с собой.
Объекты государственного и оперативного значения разрушить согласно утвержденному мною плану.
5. Мой КП с 12.00 15.10.41 г. - крейсер "Червона Украина".
6. Генералу Петрову о ходе отхода и амбаркации доносить мне через каждые 2 часа, начиная с 20.00 15.10.41 г.".





Контр-адмирал Г.В. Жуков


С 15 часов началась погрузка полевого управления армии. Для управления частями осталась опергруппа в составе командующего армией Петрова, члена Военного совета Азарова, начштарма Крылова, а также начальников оперотдела, артиллерии и инжуправления с их помощниками и помощника начальника связи с шестью связистами. Опергруппа оставила главный КП, расположенный в подвалах коньячного завода, который начали готовить к подрыву, и к 17 часам перешла на бывший КП ОВМБ, расположенный на набережной.

В 19.00 из всех секторов в него поступили короткие сообщения: "Идет по плану", означавшие, что части армии начали отход. В этот момент вся артиллерия, назначенная прикрывать марш-бросок 4-х дивизий к порту, открыла огонь по румынским позициям. Их поддержали бронепоезда и береговые батареи, которые уже с утра участвовали в имитации подготовки к наступлению и должны были вести огонь до полного израсходования боезапаса.

Для достижения большей правдоподобности начальник артиллерии Приморской армии полковник Рыжи предпринял маневр огнем силами оставляемых береговых батарей и артиллерии, находящихся на рейде боевых кораблей.

Отход частей 421-й, 95-й, 25-й стрелковых дивизий и 2-й кавалерийской дивизии прикрывали специально выделенные арьергардные батальоны, усиленные батареями полевой артиллерии и противотанковыми пушками. Сам отход проходил довольно гладко, были зафиксированы всего две незначительные попытки противника перейти в наступление во время отхода частей: на участке 31-го СП 25-й СД и на участке 161-го СП 95-й СД. Попытки эти больше напоминали разведку боем, и командиры обеих дивизий доложили об этом в штаб Приморской армии только после того, как атаки противника были отбиты, однако командующий Приморской армии генерал-майор Петров на всякий случай сообщил об этом Военному совету ООР телефонограммой с пометкой "вне очереди".



Советские войска отступают с оборонительных позиций под Одессой.
Их ждёт Севастополь


Бронепоезда первыми из огневых средств, оставленных для прикрытия отхода, прекратили огонь и стали отходить в тупики, где их должны были подрывать собственные команды или саперы. Взрывчатки для полного подрыва такой массивной техники уже не хватало, поэтому уничтожение бронеплощадок и паровозов производили всеми доступными способами. Так, на бронепоезде "За Родину" паровоз уничтожили подрывом обложенной вокруг котла взрывчатки, предварительно подняв до предельного давление в котле и обложив его под броневым кожухом ящиками с толом, шнуры от которых были выведены за дверь паровозной будки. На бронеплощадках были установлены ящики с толом и бутылки с горючей смесью, которые были подожжены выстрелами из винтовок, очевидно, из-за отсутствия нужного количества запальных шнуров....

В 22.00 из гавани вышел второй конвой. В 23.00 эсминец "Шаумян" потихоньку повел на буксире подбитый транспорт "Грузия", а за ним ненамного быстрее отправился транспорт "Восток", до предела забитый тылами, артиллерией и 2,5 тыс. бойцов 95-й стрелковой дивизии.

В 23.00 основные силы отходящих частей стали подходить к порту. Батальоны прикрытия ожидали на позициях до полуночи, каждый час делая доклады с частично оставленных им для этого средств связи командных пунктов дивизий. В первом часу ночи они в свою очередь также начали отход с передовых рубежей.

Ближе к полуночи флагманский минер базы Квасов ухитрился заминировать выход из Практической гавани, в которой еще оставались 2 транспорта с арьергардом 95-й дивизии - "Армения" и "Калинин".

Корабли было решено перетянуть вдоль причалов, где около 60 метров воды было свободно от мин. Квасов, находясь по приказу командира базы во время буксировки каждого транспорта на его мостике, следил оттуда, чтобы судно не наскочило на мины. В обычных условиях на выход из гавани ушло бы не более 5 минут, но осторожная буксировка вдоль края минного поля требовала гораздо больше времени. Корабли удалось вывести из гавани только через час.
Одиночные суда продолжали покидать Одесский порт. В 0.55 вышла "Сызрань" с частями 421-й дивизии, к 2.00 порт покинули теплоход "Украина" и транспорт "Курск" с частями 25-й.



Эвакуация Одессы. Посадка на транспорты. Хорошо видно, что некоторые из бойцов ранены.


В 2.30 закончила посадку 2-я кавдивизия. Из двух назначенных ей транспортов в порт пришел, хотя и с опозданием, только "Чапаев". Поэтому часть ее личного состава, которая должна была отправляться на задержавшемся "Большевике", было решено отправлять на крейсерах, которые, как и вспомогательные суда, были выбраны в качестве резерва, на случай если число пришедших транспортов окажется меньше планируемого.

"Большевик" все-таки появился. Он пришел через полчаса после того, как погрузка дивизии была завершена. Таким образом, к 2 часам ночи были полностью отправлены только две из четырех дивизий.

В это время по плану эвакуация дивизий должна была уже завершиться полностью, и дальше должны были грузиться только части прикрытия. Хоть добиться этого и не удалось, сворачивание всех служб базы проходило по ранее утвержденному плану....

Отходившие арьергардные части, которые стали появляться в порту около 2 часов ночи, баркасами стали доставлять на крейсера. В связи с этим "Красный Кавказ" около полуночи прекратил обстрел противника и перешел на внешний рейд, где и ожидал появления прикрывавших отход батальонов.


Войска Приморской Армии грузятся на крейсер "Красный Кавказ"

Бойцам этих батальонов пришлось осуществлять примерно 20-километровый марш за 2 часа, вдвое быстрее отошедших войск. Практически всю дорогу они бежали. По его завершении им приходилось подниматься на высокие борта крейсеров "Красный Крым" и "Красный Кавказ". Люди были настолько измучены, что командиры кораблей выставили у сходней и штормтрапов матросов и старшин, которые снимали с измученных бойцов снаряжение и буквально втаскивали их на борт.
Береговые батареи и 16-й зенитный дивизион вели стрельбу до 2 часов ночи, после чего были подорваны. Часть бойцов с них была доставлена машинами в порт, а со 181-й, 162-й и 163-й батарей эвакуация проводилась четырьмя шхунами сразу в Севастополь и Евпаторию.

В 5 часов 10 минут сигнальщики доложили о выходе из гавани последнего транспорта. К борту крейсера "Червона Украина" подошел тральщик. Командир дивизиона тральщиков капитан-лейтенант Леут доложил контр-адмиралу Владимирскому, что в порту людей не осталось, кроме командира ОВРа, капитана 2-го ранга Давыдова, который закончит постановку мин и уйдет последним. В 5.30 крейсер снялся с якоря. Когда рассвело, с "Червоной Украины" увидели армаду транспортов, кораблей и шхун, растянувшуюся на несколько десятков миль.

При организации прикрытия уходящих транспортов, как и при проведении эвакуации, были учтены все ошибки Таллинского перехода. Маршрут выходящих из Одессы в Севастополь кораблей имел один излом - у Тендры. До него корабли находились на относительно небольшом расстоянии от ближайших аэродромов противника, и риск частых и интенсивных налетов тут был очень велик. После прохождения Тендры корабли поворачивали южнее, и с удалением от немецких аэродромов риск налетов уменьшался....


Эвакуируемые войска на борту военного корабля.
Это не Одесса - это лидер "Ташкент" вывозит раненых из Севастополя.
Но при эвакуации Одессы, полагаю, было точно так же


В соответствии с уроками Таллинского перехода было предпринято эшелонирование по скорости: быстроходные корабли не должны были следовать вместе с тихоходными и ожидать их. В случае повреждения какого-то из судов общая скорость конвоя не должна была падать.

Основное ядро Приморской армии шло на 11 транспортах, 2 крейсерах, 4 эсминцах, 8 тральщиках и 3 канлодках. К охранению транспортов было привлечено 25 малых охотников и соединение торпедных катеров. С воздуха их прикрывали 40 истребителей.

Когда рассвело, противник разведкой установил большое число транспортов, шедших из Одессы, и с 10.00 начал их бомбить. Налетам подверглись "Жан Жорес", "Украина", "Курск", "Калинин" и шедший за последним конвоем слабо охранявшийся "Большевик". Транспорты бомбили "Ю-88", прикрываемые "Ме-109".

Налеты авиации отражались всеми имевшимися в наличии зенитными огневыми средствами. Все корабли эскадры - не только крейсера и эсминцы, но и тральщики, охотники и другие малые суда, вели огонь из всех имевшихся зенитных орудий и пулеметов. Транспорты тоже вели огонь по противнику из имевшейся на них зенитной артиллерии, а капитан "Жана Жореса" Лебедев распорядился установить на палубе перевозимые им зенитные пушки Чапаевской дивизии.


Корабли Черноморского флота отражают налёт вражеской авиации.
На рисунке - крейсер "Красный Кавказ", участвовавший в эвакуации Одессы


С восходом солнца истребители флота, поднявшись с аэродромов Крыма и Тендры, прикрыли транспорты и при подходе авиации противника стали вступать с ней в бой. Противник предпринимал атаки в течение дня, но без особого успеха. Лишь к вечеру, после того как прикрывающие конвои истребители ушли на свои аэродромы, торпедоносцы противника, подойдя с севера, смогли утопить слабо охранявшийся транспорт "Большевик".


Незагруженный "Большевик", ушедший из Одессы последним, следовал концевым в колонне транспортов. На борту его находилось лишь около 20 солдат Приморской армии. Около 18 ч. в Каркинитском заливе между Одессой и мысом Тарханкут в атаку на него вышли три торпедоносца Не-111, четыре бомбардировщика и четыре истребителя... Спущенные на воду шлюпки были пробиты осколками, но большинству команды все-таки удалось спастись благодаря подобравшим их кораблям охранения. По разным данным, при налете на пароход погибло от 2 до 16 человек.

Эвакуация Одессы, при которой все внимание штаба организовывавшей ее Одесской ВМБ было направлено на то, чтобы предотвратить ошибки, допущенные в Таллинском переходе, оказалась не просто успешной. Она стала эталоном операции по эвакуации целой армии, проведенной в предельно сложных условиях постоянного соприкосновения с противником и активного противодействия его авиации.

Тщательно разработанные войсковая и морская составляющие плана операции дали возможность скоординировать действия Приморской армии и Черноморского флота, сделав возможным эвакуацию с занимаемых ими позиций в течение 10 часов четырех дивизий с тяжелым вооружением. Помимо успешного осуществления самой эвакуации также успешно была осуществлена и проводка транспортов с войсками в Севастополь. Продуманная система выхода и следования "микроконвоев" показала свою жизнеспособность. Темное время суток было использовано с максимальной эффективностью. Авиационное прикрытие микроконвоев и охрана их кораблями Черноморского флота строились с учетом пределов досягаемости их вражеской авиацией.

В эвакуации участвовали 37 торговых и военных, крупных, средних и малых транспортов. Всего в операции принимали участие более 80 кораблей, судов и катеров. За период с 1 по 16 октября было вывезено 86 тыс. военнослужащих с вооружением и 15 тыс. человек гражданского населения. Из них в последнюю ночь, с 15 на 16 октября, было эвакуировано 38 тыс. человек. Было вывезено 570 орудий, 938 автомашин, 34 танка и 22 самолета.

PS от хозяина блога. Эвакуация Одессы не была вызвана исчерпанием возможности дальнейшей обороны города. Не под давлением немецко-румынских захватчиков доблестный адмирал Жуков вывез Приморскую армию и другие вверенные ему войска в Севастополь. Просто наступление немцев вглубь страны со временем сделало дальнейшую оборону Одесской военно-морской базы нецелесообразной, а проникновение вражеских войск в Крым заставляло задуматься о безопасности главной базы Черноморского флота - Севастополя. При сохранении контроля над Севастополем обладание Одессой не давало немцам и румынам особых преимуществ, тем более, что промышленные предприятия города в подавляющем большинстве уже были эвакуированы. В этих условиях командование флота приняло решение сосредоточить основные усилия на удержании Севастополя, а тысячи штыков и сабель Приморской Армии были в этом деле ой, как не лишними. И как знать - не эта ли образцовая эвакуация Одесского оборонительного района позволила Севастополю продержаться до середины 1942 года.

Tags: Великая Отечественная война, История Отечества, Оборона и освобождение Одессы
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments