Поражение Наполеона стало свидетельством торжества правды Божией. Святитель Филарет Московский, рассуждая по этому поводу, писал: «Оставив Бога, государство может быть оставлено самому себе, по закону долготерпения, или в ожидании его исправления, или в орудие наказания для других, или до исполнения меры его беззаконий, но вскоре поражается правосудием».
Изгнание захватчиков и триумф российского воинства воспринимались современниками как свидетельство торжества Православия и знак Божиего благоволения к России. В связи с этим особо хочется обратить внимание на то, что в воспоминание о победе над врагом в Подольске был построен величественный Троицкий собор.
Что для нас, живущих в России сегодня, должна значить память о той войне? Необходимо понимать, что наполеоновское воинство несло жителям стран, в которые оно вторгалось, многочисленные мучения, важнейшим из которых было поругание веры, уничтожение храмов и осквернение святынь. Свидетелем того был и Новодевичий монастырь, чудом спасённый сёстрами от разрушения. А у стен обители врагом был взорван храм в честь усекновения главы Иоанна Предтечи, который ныне планируется восстановить.
Сопротивление врагу стало для нашего народа, прежде всего, делом духовного подвига. По слову святителя Филарета, «усердие к вере превращалось в пламенную, неутолимую ревность наказать её хулителей и даже в ободряющую надежду, что враг Божий недолго будет счастливым врагом нашим. Поэтому применительно к подвигу защиты Родины в 1812 году можно говорить о неразделимости патриотизма и преданности Православию. Думаю, что этот пример может подвигнуть наших современников к серьёзным размышлениям о том, какой надлежит быть ответственности гражданина перед своим народом и Отечеством».
Газета «Ведомости Нижегородской митрополии», № 5 за сентябрь 2012 года.
Вот картина В.В. Верещагина "Маршал Даву в Чудовом монастыре". Изверг Даву сидит в алтаре и отдаёт приказания - вероятно, об очередной порции массовых расстрелов мирных жителей, которыми он прославился. А на солее на часах стоят французские головорезы гренадеры, в головных уборах. Вам это ничего не напоминает? И это ещё не худший способ "использования" православных храмов французскими захватчиками. А бывало и так:
Это картина того же Верещагина "Сожжённая Москва. Расстрел поджигателей". И для таких целей "носителями передовой европейской цивилизации" тоже использовались наши храмы... Верещагин серьёзно изучал тему войны 1812-го года, перерыл кучу документов и воспоминаний, ездил на места событий и даже написал серьёзную монографию по этому поводу, на которую до сих пор (!!!) ссылаются историки. Так что он знал, что рисовал.
Journal information