Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Ад и рай в мире Гарри Поттера

К величайшему своему удивлению, сегодня наткнулся на непонимание некоторой части поттероманов реплики Невилла Долгопупса: "Скорее в аду станет холодно, чем я к вам перейду!" Нашлись "умники", которые принялись вопрошать: откуда "рай" и "ад" в мире, где есть арка смерти, призраки и воскрешающий камень? А отправляясь отсюда - посыпались комментарии о том, что "перевод неточен", что "далёкий от религии парень так не сказал бы" и вообще "все религии всегда плохо относились к волшебству", - короче, христофобщина разгулялась если не на полную катушку, то близко к этому.

В связи с этим прискорбным явлением я должен разъяснить следующее. Имеющий уши - да слышит.

Первое. Строго говоря, по христианскому вероучению сейчас уже не существует ни ада, ни рая. Рай был уничтожен грехопадением Адама, ад - Воскресением Христа. Сейчас все души умерших находятся в некоем предварительном состоянии. Либо в предначинании вечного блаженства, созерцая Бога и имея возможность живого общения с Ним, но не испытывая полного блаженства до всеобщего воскресения мертвых, либо в предначинании вечных мучений, в плену у демонов, из которого они могут быть исторгнуты усиленной молитвой Церкви. Демоны их, разумеется, мучат - разжигая в них страсти, которым после смерти больше нет и не может быть удовлетворения. Кстати, это как раз очень хорошо показано в "Гарри Поттере" на примере лорда Вольдеморта (кое-кого из комментаторов-христофобов смутило, что его на том свете не поджаривают на сковородках). Тёмный лорд презирал любовь, считая её недостойной слабостью - и в итоге в Вечности он остаётся один. Совершенно. Ему от этого плохо - но никто уже не может ему помочь, даже проникшийся к нему состраданием Гарри - ибо, как сказано в Евангелии, между ними теперь пропасть великая.

Второе. Несмотря на то, что волшебники у Роулинг явно нерелигиозны, в Хогвартсе празднуются Рождество и Пасха. Стало быть, какая-то остаточная религиозность у волшебников остаётся. Во всяком случае, мир христианской культуры для них - явно не terra incognita, а нечто своё, понятное и родное, хоть и не всецело разделяемое. Примерно как для советской молодёжи 60-х - 70-х годов.

Третье. Слова Невилла как раз служат подтверждением второго тезиса (о поверхностном знакомстве с миром христианской культуры при отсутствии реального погружения в неё). Именно обыденное сознание рисует адские муки в виде кипящих котлов со смолой и тому подобного. Богословие же всегда избегало подобных прямолинейных образов (см. пункт первый).

Четвёртое. Несмотря на то, что волшебники у Роулинг далеки от христианства, сама она остаётся верующей христианкой, регулярно посещающей богослужения. И использование образов христианской культуры для неё - естественно и органично.

И пятое. Арка смерти и тому подобное - это чисто фантастические детали, а не признак какой-либо альтернативной религиозности. Призраки же - об этом прямо говорится в пятом томе - не являются душами умерших, это лишь некий отпечаток личности умершего, созданный им самим с помощью волшебства. "Волшебники могут оставить на земле свой призрачный образ, и он будет бродить по тем местам, где они некогда ходили при жизни", - объясняет Гарри Поттеру Почти-Безголовый-Ник. А значит, призраки - тоже элемент заведомо фантастической реальности, не имеющий прямого отношения к религии.


Роулинг вообще сознательно уклонилась в поттериане от анализа посмертия. Опиши она христианское представление о смерти аутентично - был бы риск, что оно окажется воспринято как часть фантастической реальности, как такой же вымысел, что и школа Хогвартс, и "министерство магии" под Лондоном. А создай она свою альтернативную версию посмертия - её книги оказались бы пропагандой язычества: слишком уж часто сегодня подростки уходят с головой в фантастические миры, начиная всерьёз верить в кем-то выдуманные реалии. Поэтому книга Роулинг мудро молчит о посмертии. Но оказалось, что и это мудрое молчание кое-кем интерпретируется как повод для антихристианских нападок. Свинья, как говорится, найдёт грязи. Хотелось бы только надеяться, что большинство поттероманов - таки не свиньи.

Tags: Апологетика, Гарри Поттер, Культурология, Православие, Православное воспитание детей
Subscribe

  • Выстрел в светлое будущее

    18 сентября 1911 года в Киеве скончался Пётр Аркадьеич Столыпин, выдающийся государственный деятель эпохи Николая II и без преувеличения один из…

  • Сбитый лётчик

    ... или один против 179-ти Герой Советского Союза Василий Леонтьевич Дегтярёв (1915 - 1942) родился 1 (14) января 1915 года в селе Белгородка…

  • Полный Ништадт

    Как Пётр I Великую Северную войну закончил 10 сентября сего года исполнилось ровно 300 лет со дня подписания Ништадтского мирного договора между…

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments