Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

"Проклятое дитя": за и против

Недавно прочитал нашумевшую пьесу "Гарри Поттер и проклятое дитя". Свои собственные впечатления от этого произведения я ещё постараюсь в ближайшее время изложить, пока же хочу предложить читателям своего журнала две рецензии на данную пьесу. Рецензии, радикально расходящиеся в оценках, но сходящиеся в главном - в любви авторов к поттериане и в христианском взгляде на проблему.


Рецензия первая: "против".
Автор - Маша ТИМОШЕНКО

Оригинал здесь

С моей точки зрения, ситуация, которая произошла со вселенной Хогвартса - это одна из лучших иллюстраций западного идеологического кризиса. Семикнижие «Гарри Поттера», несмотря на магическую оболочку, является гимном старым британским и в принципе европейским ценностям. Мы видим аллюзии на Дж. Р. Р. Толкина, легенды о короле Артуре и на еще более древний фольклор, видим крепкие семейные союзы, в большинстве из которых два и более детей. Псевдоправославные критики, толком не читавшие книг, могли сколько угодно говорить о сатанизме в «Гарри Поттере», но любой, кто читал книги и был при этом мало-мальски сведущ в христианском богословии, мог лишь посмеяться в ответ. Теперь же у этих критиков, к сожалению, появилась почва под ногами.

Началось все с неологизмов к предстоящему фильму «Фантастические звери и места их обитания». В частности, упоминания достойны два выражения «старый дядюшка Мерлин» и «старая тетушка Моргана». Означают они волшебников-гомосексуалистов/лесбиянок соответственно, изо всех сил скрывающих свою ориентацию. И чует мое сердце, что эта тема будет каким-то образом раскрыта в новой трилогии. Напоминаю, что действие фильма происходит в 1920-х гг.

Следующая уступка толерантности произошла, когда стало известно, что в предстоящей пьесе «Гарри Поттер и проклятое дитя» Гермиону будет играть чернокожая актриса. Я ничего не имею против негров, но то, что их утверждают на роль традиционно белых персонажей – к примеру, Билли Бонса в одной из новых версий «Острова сокровищ», и даже реальных исторических лиц – к примеру, финна Маннергейма – это не защита чьих-то прав и даже не толерантность, это клинический дебилизм.


Канонная Гермиона и "Гермиона" из пьесы



Долгие месяцы фан-сообщество, гудя о шоколадной мисс… простите, миссис Грейнджер-Уизли, совершенно не думало о сюжете.

Народ хочет зрелищ. Это было всегда, но в современную эпоху потреблядской рекламы это достигло своего апогея. Прочитав книгу или посмотрев фильм с интересными, запоминающимися героями, люди, вместо того чтобы насладиться законченным произведением и принять на вооружение философскую базу и жизненные установки произведения, начинают желать продолжения. Им интересна чужая жизнь, чужие подвиги, ведь подсознательно все равно хочется быть частью честного, смелого и интересного мира.

Роулинг тоже заставили высосать из пальца новую историю. Возможно, она хотела попробовать себя в роли театрального сценариста, а другие желали срубить деньжат на знаменитом бренде, и в «Гарри Поттере и проклятом дитяти» их желания воплотились в реальность.

Это писала не Роулинг.

Она доказала, что может великолепно показывать возрастные изменения в людях.

Пьеса получилась на уровне весьма среднего фанфика. Роза Уизли показана очень бестактной и совершенно не понимающей шутки, при том, что ее отец – глава магазина волшебных приколов. Еще в начале поезда она говорит Альбусу, что «им надо выбирать, с кем они будут дружить» и «надо оценить все купе и найти достойное». Первое же купе оказывается принадлежащим Скорпиусу, он пытается развеять слух о том, что является сыном Вольдеморта, и Альбус ему верит и остается в купе. Так и завязывается их дружба. Роза же ему не верит и зовет Альбуса уйти, и с тех пор они почти не общаются – только показывают дружбу перед взрослыми. В какой-то момент она говорит ему, что они снова должны стать друзьями, но он понимает, что это Гермиона приучила ее так сказать.


Канонная Роза Уизли-Грейнджер...


... и она же в спектакле



Как Рон и Гермиона могли вырастить такое, остается загадкой. Хотя к их образам, особенно Рона, тоже есть большие претензии.

Рон скучает по Хогвартсу главным образом из-за большого количества еды. В дальнейшем в какой-то момент из него делают совершенно тупое существо: он дарит перед отправкой в школу пукающих гномов Лили, расческу, от которой розовеют волосы – Джеймсу, а Альбусу – любовное зелье.

Но сейчас речь об Альбусе. Он становится очень неуверенным в себе – попадает на Слизерин, потом его не слушается метла и он взрывает зелье. На третьем курсе он в клочья рвет разрешение на посещение Хогсмида.
Настоящая каша заваривается, когда Гарри арестовывает Теодора Нотта и находит у него Маховик времени. А потом Альбус подслушивает разговор своего отца и Амоса Диггори.

И вот теперь я сделаю небольшое, может, не совсем в тему, но отступление. Амос находится в инвалидной коляске, а потом оказывается, что он сейчас живет в магическом доме для престарелых. И вот я никогда не могла представить ничего подобного в мире Роулинг. То есть понятно, что у них есть своего рода недееспособность – те же Долгопупсы или Локонс, но если вспомнить, что Аластор Грюм без ноги возглавлял спецоперации, Дамблдор в свои 100 с лишним лет, с искалеченной рукой прекрасно плавал и летал на метле, а Минерва МакГонагалл и в свои 90 с хвостиком все еще директор самого неспокойного места магической Британии, а Амос явно был не старше их, то… В общем, меня всегда коробили магловские детали в мире «Гарри Поттера».


Амос Диггори и его сын Седрик в фильме "Гарри Поттер и Кубок Огня"



Ну да ладно. До Амоса дошли слухи о Маховике, и он просит, ни много ни мало, отправиться в прошлое и спасти его сына, Седрика. Но глава аврората отвечает твердым отказом. Это подслушивает Альбус, знакомясь попутно с племянницей Амоса Делфи. Потом происходит тот момент с идиотскими подарками Рона, а Гарри дарит Альбусу одеяло, в которое был завернут, когда его подкинули к Дурслям. Они ругаются, и Альбус в сердцах заявляет, что иногда не хотел бы быть сыном Гарри Поттера. Разозлившись, Гарри отвечает ему тем же.

Злющий как черт Альбус, только что такой неуверенный мальчик, принимает решение отправиться в 1994 год самостоятельно и зовет с собой Скорпиуса. И тут, в поезде Хогвартс-экспресс, происходит нечто гораздо более идиотское, чем любые инвалидные коляски. Ребята вылезают на крышу поезда, и тут за ними вылезает продавщица сладостей. Оказывается, на самом деле это – монстр, ездящий на поезде с момента его первого рейса, который предназначен для того, чтобы ученики не покидали поезд. Это какой наркоманской фантазией надо обладать, чтобы такое придумать?


Юные заговорщики Альбус-Северус и Скорпиус



В общем, они умудряются сбежать от нее и попадают в тот самый дом для престарелых, и Делфи убеждает Амоса принять их помощь. Они прокрадываются в Министерство и воруют Маховик времени прямиком из кабинета Гермионы. Кабинет министра магии, к слову, открывается простой Алохоморой, а Маховик она прячет в худших традициях защиты философского камня – посредством последовательных загадок.

Они переносятся во время первого задания Турнира Трех волшебников, выбивают у Седрика палочку и считают, что он поэтому проиграет. Но, попадая в изменившуюся реальность, они обнаруживают, что Гермиона по ряду причин не вышла за Рона, работает преподавателем ЗОТИ, а Розы и Хьюго просто не существует. Седрик же все равно мертв, потому что после поражения вознамерился выиграть гораздо сильнее.

Они решают снова вернуться во время, на этот раз во второе задание, и унижают Седрика. Возвращается же лишь один Скорпиус. Оказывается, произошло следующее: после унижения Седрик Диггори стал Пожирателем смерти (!) и во время Битвы за Хогвартс убил Невилла, который не убил Нагайну, и поэтому Вольдеморт выиграл. Царствует страшный тоталитарный режим, Амбридж – директор Хогвартса, Гарри Поттер мертв и, соответственно, Альбуса не существует, а заправляет всем некто Авгурей.

Но жив Снейп. Скорпиус идет к нему и раскрывает все карты, в том числе про его любовь к Лили. Снейп действительно не прекратил сопротивление, он ведет Скорпиуса к Рону и Гермионе и они все решают вернуть время на место. Во время этих попыток Рон, Гермиона и Снейп гибнут от поцелуя дементора.

Все на месте. Альбус и Скорпиус рассказывают Делфи, почему Седрика вернуть невозможно и решают вернуть Маховик. Но она отбирает его у них, связывает их, отбирает палочки и сообщает, что она – ребенок Вольдеморта и Беллатрисы Лестрейндж. Родилась она якобы перед Битвой за Хогвартс, но я не припоминаю, чтобы Беллатриса была беременна, например, во время битвы в поместье Малфоев. В общем, Делфи только выдавала себя за племянницу Амоса, она наложила на него Конфундус с целью изменить реальность и вернуть правление своего отца. И она тащит их в Годрикову впадину, в 1981 год, чтобы не дать Вольдеморту убить маленького Гарри. Но они сбегают. Маховика нет. Если кратко, то дальше они находят способ отправить послание в будущее Гарри, тот вместе с Джинни, Роном, Гермионой и Драко Малфоем отправляются в Годрикову впадину. Второй Маховик обнаруживается у Малфоя. Дальше все происходит вкратце следующим образом: они ловят и останавливают Делфи, возвращаются обратно в свое время, Гарри мирится с Альбусом. Все, хэппи-энд.


Делфи Вольдеморт



…Я рассчитывала узнать хотя бы что-то новое из жизни самого волшебного сообщества в принципе или хотя бы что-то из жизни остальных детей Поттеров и Уизли. Но и Хьюго, и Джеймса, и Лили  мы видим «вживую» только один раз. Про Тедди или Мари-Виктуар нет вообще никаких упоминаний. Сюжет достаточно слаб уже просто потому, что Маховики времени – очень зыбкая почва, и сама Роулинг Бог весть как исхитрилась, чтобы больше не использовать этот прибор. Не говоря уже о том, что способ спасти не только Седрика, но и многих других хороших людей был гораздо проще, чем выбивать палочку у Диггори, когда тот был перед носом дракона, или унижать его на глазах зрителей из трех стран. Можно было просто подсунуть в карман юному Гарри или Гермионе записку: «Под личиной Грюма скрывается Пожиратель смерти Барти Крауч-младший. Вольдеморт прячется в Доме Реддлов в Литтл-Хэнглтоне. Кстати, у него шесть крестражей, они спрятаны там-то и там-то». И всё!

Мне, как и многим, непонятно, что Альбус забыл на Слизерине, если он так боялся туда попасть и при этом не проявляет ни одной слизеринской черты. Появляется периодический ООС: в реальности, где не существуют Роза и Хьюго, Гарри в жесткой форме запрещает Альбусу общаться со Скорпиусом и даже давит на МакГонагалл, чтобы она следила за их перемещениями по Карте Мародеров. А Альбус покорно соглашается с этим запретом, хотя так недавно прыгал по крыше магического поезда. Второй ООС – Драко Малфоя, который в реальности с террором Вольдеморта возглавляет Департамент обеспечения магического правопорядка. К нему в кабинет приходит Скорпиус и пытается воззвать к светлой стороне души отца, и у него получается. Но разве не должен суровый Пожиратель смерти хорошенько отмолотить сына, чтобы раз и навсегда выбить у него из головы опасные идеи?

Ну и нельзя не упомянуть о гомосексуальных намеках, которые там и сям разбросаны по всей книге. Альбус и Скорпиус обнимаются, и «им неловко». Потом в тот момент, когда Гарри запретил им общаться:

«Альбус разрывается между отцом и другом.
Альбус. Я не могу, ладно?
Скорпиус. Что ты не можешь?
Альбус. Просто нам будет лучше друг без друга, хорошо?
Скорпиус смотрит ему вслед, его сердце разбито».


Альбус и Скорпиус. Фанарт.



Кстати, Гарри вскоре резко меняет решение, разрешая им общаться.

Когда Снейпу во время реальности с террором Вольдеморта сообщают, что в настоящей реальности он мертв, Снейп непонятно с чего показывает на Рона и говорит: «По крайней мере, я не замужем за ним». В конце же книги Скорпиус зовет Розу на свидание (что он нашел в таком неприятном существе, непонятно), а потом обнимается с Альбусом, и последний спрашивает, не будет ли Роза против их объятий.

Еще непонятно зачем появились новые заклинания, совершенно дублирующие функции придуманных Роулинг старых. В итоге всего на выходе мы имеем совершенно бессмысленный с точки зрения информативности фанфик. В него напихано толерастического подтекста, деталей из магловской жизни, непонятно откуда взявшихся новых заклятий и гомосексуальных намеков. Если даже неиспорченные читатели посмотрят на это сквозь пальцы, как на мужскую дружбу, то все равно большинство будет писать все новые фанфики, и пейринг «Альбус/Скорпиус» будет намного более популярным, чем «снарри», «драрри» или «снейджер». Потому что это практически канон.

Вот так и скатилось великолепное произведение в пучину современных европейских «ценностей». Ничего не могу больше сказать, кроме того, что мне очень грустно. И я напрочь отказываюсь признавать «Гарри Поттер и проклятое дитя» каноном. Потому что даже тема «отцов и детей» развита там ужасно. Персонажи картонные, их поступки нелогичны. Как такой добрый и честный юноша, как Седрик Диггори, мог стать Пожирателем смерти? Как Вольдеморт мог сделать ребенка, когда он хочет быть единоличным правителем мира? Зачем ему конкуренты, когда Делфи может летать без всяких приспособлений, и двадцати не достигнув?

Мне ничего не понятно. И честно говоря, иногда хочется взять тот самый Маховик времени и создать параллельную реальность, где нет «Гарри Поттера и проклятого дитяти».


Рецензия вторая: "за".
Автор - Валентина КАНУХИНА


Взято здесь. Оригинал здесь.

«Гарри Поттер и Проклятое дитя» — это серьёзный вызов. Это похоже на новый альбом давно известной группы, звучащий совершенно иначе, чем все привыкли. Неизбежен раскол мнений: одни фанаты скажут «не торт», а другие будут неделями слушать на повторе.

Во-первых, это пьеса. Этим, кстати, объясняется нетипичная разговорчивость некоторых персонажей и обилие «пафосных речей». В пьесе нельзя вывести мысли героев во внутренний монолог, как это часто делается в эпических жанрах.

Кроме того, это не просто пьеса, а «пьеса для чтения». Вы увидите, что многие ремарки совершенно не имеют смысла для актёров или режиссера, а нужны только читателю. И вообще, честно говоря, после прочтения я мечтаю увидеть постановку — совершенно не представляю, как они ухитрились воплотить на сцене всю описанную магию, да вот хоть действие оборотного зелья.

Harry Potter Cursed Child
Это не Гарри, Рон и Гермиона. Это Альбус-Северус Поттер, Скорпиус Малфой и Делфи Диггори-Вольдеморт
под воздействием оборотного зелья

Во-вторых, здесь действительно очень много путешествий во времени. Собственно, именно они составляют основу сюжета — с первого раза у мальчиков не получается, но они упорные. При этом я не вижу ни одной причины, по которой это могло бы быть плохо, — мы находимся в волшебном мире, чьи законы позволяют многое, если не всё.

Да, в том числе маховики времени, которые переносят на годы назад. У многих вызвал вопросы этот момент, однако я позволю себе напомнить, что до этого мы видели в книге ровно один маховик — у Гермионы. Почему мы думаем, что студентке третьего курса дадут в руки по-настоящему мощный артефакт? О существовании других маховиковмимоходом сказано в последней книге. Откуда взялся задействованный в сюжете маховик, рассказано. И кстати, не будем забывать о том, что в третьей книге уже есть прецедент спасения человека — Гарри спас от дементоров самого себя, вызвав Патронуса. А к каким выводам приходят герои относительно перемещений во времени на длинные дистанции, вы узнаете из пьесы.

Ещё одна смешная претензия к сюжету — неожиданно обнаруженный ребенок Вольдеморта. Но погодите. Перед нами один из двух сильнейших волшебников своего времени, Тёмный Лорд, который разделил свою душу на несколько частей, смотрит на мир через змею и вселяется в людей. Почему все думают, что его репродуктивные способности зависят от биологии?

Вкратце объяснить, о чём книга, сложно. С самого начала введена проблема отцов и детей — сын Гарри Поттера совсем на него не похож, язвителен, скрытен и одарён скептическим умом. В Хогвартс-экспрессе, когда Роуз Грейнджер-Уизли говорит ему, что ее родители познакомились в этом поезде, он отвечает: «То есть сейчас мы должны выбрать себе друзей на всю жизнь? Это пугает».

Но именно так и случается: Альбус встречает своего лучшего друга, Скорпиуса Малфоя. Скорпиус называет себя гиком, читал все-все книги (кого-то нам это напоминает!) и совершенно, совершенно не похож на Драко в юности. Как вы можете догадаться, это тоже проблема.



landscape-1469458050-23-harry-potter-and-the-cursed-child-photo-credit-manuel-harlan-1[1]



Оба мальчика очень умны, остроумны и весьма образованны — мне они порядком напоминают обычных магловских детей эры интернета и популяризации научного знания. Кстати, я абсолютно уверена, что Джоан Роулинг прочла фанфик Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления» и приняла его во внимание. И мне кажется, умение использовать новые явления и не застывать в однажды выбранном методе — это хорошо для писателя.

Другая очень важная тема — альтернативные возможности, которые зависят от выбора, сделанного человеком. Она здесь очень красиво раскрыта. Например, в один из моментов Скорпиус, который всегда был одиноким изгоем, попадает в такую версию мира, где его называют Король Скорпион и он кумир школы. Его сокровенная мечта здесь исполнилась — но в этом мире рядом с ним нет Альбуса.

"Но если пророчество обязано исполниться, то почему мы пытаемся на него повлиять? Твои действия противоречат самой идее пророчества — ты тащишь нас через лабиринт, потому что веришь, что его надо «активировать». По этой логике ему можно и помешать — предотвратить его исполнение."

(с) Скорпиус Малфой


Путешествуя вместе с героями во времени, мы узнаём, что многое из того, что они считали причиной своих проблем, вообще не имеет к этому отношения. Дело не в том, кто чей отец и кто на каком факультете, а в совершенно других вещах. Для мальчиков это становится откровением.

Кроме того, неужели вы не хотите посмотреть на амбриджевидную Гермиону, которая не вышла замуж за Рона, а преподает Защиту от Тёмных искусств?

Но самое, пожалуй, главное — это совершенно невероятные вершины преодоления себя, на которые поднимаются герои. Есть моменты, когда просто невозможно сдержать слёзы. Например, когда один из героев, соглашаясь помочь Скорпиусу всё исправить, тем самым обрекает себя на смерть. Кстати, этот герой уже поступал подобным образом в другой книге. И это красиво.

HP_10[1]
Гарри и Альбус-Северус

Самопожертвование и любовь — ключевая тема всей эпопеи Роулинг. Не будет преувеличением сказать, что именно это приводит в действие скрытые механизмы волшебного мира. Авада Кедавра перестаёт работать, душа Волан-де-Морта погибает, а душа Гарри — нет, самый нелепый ученик школы оказывается единственным спасителем текущей реальности, а патронус Снейпа даже в параллельном мире принимает форму лани.

Эта книга, как и вся история, о том, как люди оказываются сильнее чего угодно. Пророчеств, неудач, ошибок, собственных слабостей, чужих заклятий и даже самой смерти. Она о волшебстве, которое не снаружи, а внутри. Новая победа героев над злом не произошла бы без их победы над самими собой.

Идея совсем не нова, но со временем не становится хуже. Многие книги по-разному говорят о том же самом. «Властелин колец», «Хроники Нарнии», «Ведьмак», «Волшебник Земноморья», произведения Стругацких и Крапивина — и ещё очень многое из золотого фонда фэнтези и фантастики. И новая книга по миру Гарри Поттера занимает достойное место в этом ряду.

Tags: Гарри Поттер, Культурология, Православное воспитание детей
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments